Художественный руководитель Воронежского театра оперы и балета Андрей Огиевский официально сложил с себя полномочия. Он сообщил об этом на своей странице в Facebook в понедельник, 12 марта. Андрей Огиевский объяснил свое решение «категорическим несовпадением взглядов» с дирекцией театра и департаментом культуры на работу над качеством спектаклей и репертуарную политику.
Андрей Огиевский пояснил, что в последний год ему «фактически не давали работать именно в качестве художественного руководителя». Он отметил, что на оперный спектакль в среднем продается 70 билетов при вместимости зала в 1070 мест. Однако попытки худрука возродить давно идущие театральные спектакли, по его словам, встретили активное сопротивление.
– Я придерживался того мнения (и остаюсь при нем), что все спектакли, идущие в театре, а не только постановки последних двух лет, должны соответствовать высоким стандартам профессионального мастерства. Зритель, пришедший в театр на любой спектакль, имеет право услышать оркестр, который играет чисто и слаженно, увидеть тщательно срежиссированное действие на сцене и получить удовольствие от профессионального, качественного вокала. Отсутствие этих составляющих привело к тому, что к моменту моего прихода в театр на некоторые оперные спектакли продавалось по два билета. Мое стремление изменить ситуацию путем создания новой, качественно иной постановки – оперы Моцарта «Дон Жуан» (режиссер – Михаил Бычков) – позволило возродить интерес зрителей к оперному театру, который неизменно угасал при посещении ими других спектаклей текущего репертуара. Уже мои первые попытки привести в порядок давно идущие и потерявшие качество спектакли встретили яростное сопротивление ведущих эти спектакли дирижеров, а впоследствии – и административного руководства театра и культуры области, – поделился Огиевский.
По словам бывшего худрука театра, его идеи, направленные на популяризацию оперной музыки, которые поначалу, как ему казалось, «нашли понимание у административного руководства театра и департамента культуры», были «фактически блокированы». Идеи Огиевского по привлечению зрителей «были сочтены нецелесообразными».
– Известная телеведущая и директор «Музея моды» Оксана Федорова, узнав про идущий в нашем театре спектакль «Паяцы», в котором артисты играют в повседневной одежде, была готова бесплатно предоставить театру костюмы из своей последней коллекции, а известный российский тенор Дмитрий Галихин был готов спеть в спектакле также бесплатно. Уникальность проекта, безусловно, вызвала бы повышенный интерес не только у любителей оперы, позволила бы привлечь в театр людей, далеких от классической музыки. В итоге мероприятие сначала было перенесено, а затем отменено. Обещанное восстановление оперы «Кармен» так же не состоялось, – вспомнил Андрей Огиевский.
Кроме того, ему «не удалось убедить руководство культурой области» в необходимости нанять замдиректора по работе со зрителем.
К своим достижениям на посту Огиевский причислил выступления дирижером-постановщиком в трех полномасштабных постановках, завоеванная артистом Игорем Горностаевым за роль в «Дон Жуане» национальная премия «Онегин» и пять премий «Итоги сезона» «после долгих лет безвестности театра». Кроме того, по словам Огиевского, за время его работы вырос доход артистов, «люди стали получать удовольствие от работы, это почувствовали и зрители». Андрей Огиевский поблагодарил бывших коллег за «колоссальную поддержку».
Скрипач, дирижер Андрей Огиевский вступил в должность худрука оперного театра 2 сентября 2015 года. Предыдущий руководитель труппы, известный дирижер Дмитрий Морозов, покинул пост, пробыв худруком воронежского оперного один сезон.