, Воронеж
  • 8984

Худрук Платоновфеста Михаил Бычков: «Интересно шагнуть за пределы Воронежа»

Режиссер подвел итоги девятого фестиваля искусств.
Худрук Платоновфеста Михаил Бычков: «Интересно шагнуть за пределы Воронежа» Худрук Платоновфеста Михаил Бычков: «Интересно шагнуть за пределы Воронежа»
РИА Воронеж Текст — , фото — Виталий Грасс (из архива)

Михаил Бычков подвел итоги девятого Платоновского фестиваля на круглом столе с журналистами в воскресенье, 16 июня. Создатель и художественный руководитель Платоновфеста поделился впечатлениями о фестивальных событиях, призвал задуматься о необходимых изменениях в техническом оснащении площадок и подходу к управлению фестивалем и признался, что Платоновфесту пора сделать шаг в соседние регионы. Журналисты РИА «Воронеж» записали самые важные тезисы Михаила Бычкова.

О впечатлениях от фестиваля

– Платоновский фестиваль сохранил достигнутую за эти годы многогранность, открытость разным категориям зрителей. Он прошел в единодушно доброжелательной атмосфере. Нам было предложено заменить историю с уличным парадом на большое мероприятие, которое прошло на Адмиралтейской площади. Мне кажется, это себя оправдало. Мне понравилась атмосфера, которой жила два дня Адмиралтейская площадь. Публика часто меня приятно удивляет – и в Белом колодце, и на Адмиралтейской площади, и на книжной ярмарке люди мирно, цивилизованно, уважительно друг к другу и в то же время с любопытством воспринимали то, что им предлагал фестиваль. Воронежцам интересен контакт с артистами, они способны удивляться и восхищаться, при этом они цивилизованно взаимодействовали друг с другом и с окружающей средой, не мусорили. Каждое из событий фестиваля нашло свою публику.


Фото – Александра Григ

О деньгах

– Меня всегда смущала игра с цифрами. По российской традиции, мы показатели одного года сравниваем с показателями предыдущих лет. Хотя программа всегда разная, разное количество событий в залах разного объема. Мы ограничены только одним – тем, что неизменно получаем один и тот же объем поддержки от наших учредителей. В этом смысле сдвинуться мы не можем. Но в этом году к ней прибавились отдельные средства, которые были направлены на поддержку воронежских проектов. Драматический театр напрямую получил деньги на спектакль «Улитка на склоне», Камерный театр выпустил «Кабалу святош». И очень серьезных денег стоит реализация проекта «Песни Гурре». В остальном мы ограничены бюджетом, и всегда придумываем, сколько максимально в рамках этих возможностей можем сделать. По статистике 54% мероприятий у нас бесплатные, 46% – платные, всего их состоялось 94. Заполняемость залов составила более 95%. Были тревожные сообщения, что зритель плохо покупает билеты на Платоновский фестиваль – это не так. У нас было много мероприятий, в которых залы заполнялись на 100%. Были рекорды в Белом колодце и Зеленом театре. Цифры очень хорошие. Билетов продали больше, чем на 33 млн рублей. В прошлом году было 30 млн. Количество участников – более 1 тыс. из 17 стран. Из них около 200 – это хоры в «Песнях Гурре». Бюджет фестиваля разделен по третям между доходами, субсидией от учредителей и спонсорскими средствами.


Фото – Андрей Парфенов

О необходимости развивать театральную инфраструктуру

– Вы не представляете, от какого количества возможностей мы отказываемся из-за того, что в нашем городе нет технической базы. В нашем вроде бы приличном концертном зале штанкеты двигаются от кнопки, чтобы закрепить что-то под потолком, туда поднимается человек на веревках, потом спускается. А если бы это была нормальная компьтеризированная система верхней механики сцены, можно было бы творить чудеса. Я знаю, что в планах ремонтировать фасад концертного зала, хотя он вроде бы пока не облетел, и гораздо важнее было бы сценическую механику сделать современной. Надо также говорить о будущем Театра оперы и балета. Я говорил с полпредом президента Игорем Щеголевым на концерте Максима Венгерова о том, что ограничиваться ремонтом оперного, не улучшая его театральную составляющую – это тупиковый путь. Щеголев сказал, что нужно более громко заявлять об этом на уровне общественных обсуждений. Нужно формировать в обществе понимание необходимости развития, а не только сохранять воспоминания о том, кто и куда ходил на елку.


Фото – Андрей Парфенов

О развитии экономического потенциала фестиваля

– Когда мы говорим о том, что Платоновфест – один из главных брендов Воронежа, надо работать с этим как с неким экономическим потенциалом. В Перми на Дягилевском фестивале поштучно считают людей, которые приехали из зарубежных стран. Их немного, но ведется учет, есть ли какая-то динамика. Это все обсуждается совместно и фестивалем, и областным правительством, и соответствующими структурами. Я был на форуме Столля, там есть бизнес-круги, которые в этом заинтересованы. Потенциал для развития фестиваля как туристического и экономического бренда есть, но никто мне не сказал, что есть компетентные люди, готовые принимать в этом участие. Пока функции власти в том, чтобы обеспечить частичное финансирование фестивальных событий и проконтролировать безопасность. Это очень важно, но это не все, что можно. А можно много чего еще вместе делать. В кафе Камерного я видел шведскую пару, которая ходит на события фестиваля, покупает книжки. Эти люди – не единственные. Но точной статистики никто не ведет. Потому что статистика – это люди, расходы, кто-то же должен этим заниматься. В команде Платоновского у каждого по 28 проектов и все делают, не разгибаясь, 94 мероприятия, которые прошли на фестивале. Например, Белый колодец – это одно мероприятие, но это три континента, визы, билеты, страшнейшая логистика, музыкальные аппараты, это все вплоть до фейерверка, который все потом фотографируют и радуются.


Фото – Андрей Парфенов

О необходимости строительства большой площадки

– Я помню, с чего мы начинали. На первом фестивале я просил специалистов компании «Ангстрем» отремонтировать грим-уборные в филармонии. Была абсолютная разруха. Там за сценой сидела бухгалтерия, курил дирижер, а больше ничего не было. Чтобы привести туда нормальных солистов, и чтобы не было стыдно, сделали ремонт, оборудовали это как-то. Потом при поддержке губернатора в зале возникли новые кресла, сняли задник. Фестиваль – локомотив улучшений и совершенствований. Было время, когда перед каждым фестивалем мы говорили, что нужно где-то отремонтировать душевые, где-то репетиционные залы. Это делалось, потом как-то немного сошло на нет. А какие-то вещи нужно решать кардинально. Конечно, неплохо оборудованы Кольцовский и Камерный театр, но это маленькие площадки. Нам не хватает как минимум одной экспериментальной площадки, которая была бы свободной, простой и функциональной, чтоб туда можно было засунуть что угодно – и «Чевенгур» Льва Додина, и хип-хоп спектакль. Есть необходимость в большой площадке. Ее можно было бы использовать круглый год для разных проектов. Это может быть даже переоборудованный цех завода. Нужно место, не очень большое количество ресурсов, а главное – правильное проектирование и контроль за тем, чтобы там построили то, что надо.


Фото – Андрей Парфенов

О желании вовлечь больше воронежцев в орбиту фестиваля

– Даже не помню, сколько контролирующих органов нас проверило и под каким микроскопом. Это коснулось не только нас – всех учреждений культуры. Нас могли легко обвинить в чем-то. У нас вообще охотно обвиняют. И люди, которые это делают, не могут себе представить, что мотивом для нас является не тщеславие или корысть, а интерес к тому, чтобы делать крутое дело и достигать в нем ощутимого успеха. Мы пробивались, чтобы кто-то из федеральных СМИ написал о нас заметку. А сегодня в июньских номерах как минимум в двух бортовых журналах S7 и «Аэрофлота», которые летают по всему миру, материалы о Платоновском. Мы создали продукт, который привлекает и общественное, и медийное внимание. С ограниченными средствами мы хотим достичь максимального результата. И наш потенциал не исчерпан. Лишь 10% воронежцев вовлечены в орбиту фестиваля. Об этом говорят со знаком «минус», но вы подумайте – это 100 тыс. человек! Это гигантское количество людей. Давайте сделаем так, чтобы в эту орбиту было вовлечено больше людей. Пусть они не попадут в филармонию, пусть отправятся на бесплатные мероприятия, посетят книжную ярмарку, сходят на мастер-классы, открытые репетиции.


Фото – Евгения Емельянова

О сотрудничестве с другими регионами

– Платоновский фестиваль как бренд, как программа любопытен не только Воронежу. Я был бы рад, если бы соседние области проявили интерес. Напрашивается же возможность: когда в Воронеже находится выдающийся исполнитель, что ему мешает проехать еще сотню километров? Чеховский фестиваль проходит в Москве, но он стал искать партнеров в других регионах. И часть своей программы мы формируем за счет сотрудничества с Чеховским фестивалем. Также он сотрудничает с Санкт-Петербургом и Екатеринбургом. У «Золотой маски» в 25 регионах проходят программы. Посмотрим, как будет развиваться жизнь, но было бы интересно сделать шаг за пределы Воронежа.


Фото – Андрей Парфенов

О желании сменить организационно-правовую форму Платоновфеста

– Усложняются формы отчетности, законодательные требования, а формы деятельности, которыми нам приходится заниматься, бесконечно разнообразны и не всегда вмещаются в существующие категории. Чего только ни приходилось объяснять проверяющим. Я считаю, что более правильной формой для проведения Платоновского фестиваля была бы автономная некоммерческая организация. Самый яркий и убедительный пример такой формы – «Золотая маска». Это не частная лавочка, но по организационной форме – гибкая и удобная структура, у которой есть различные источники финансирования. В том числе федеральное министерство, деньги правительства Москвы, деньги Сбербанка, других партнеров. Это позволило бы нам работать оперативнее и еще более рачительно. Достаточно вспомнить, как мы ждали финансирования на поездку «100% Воронежа» на «Золотую маску». Как эти деньги шли через все бюрократические вещи, а за это время билеты дорожали, их раскупали. А нам надо было сотню человек отправить в Москву. В результате мы получили деньги за три дня до отправки людей. Мы трижды переносили выезды и переделывали все графики пребывания, мы не могли получить деньги за месяц. И такие примеры – сплошь и рядом. К нам регулярно обращаются с предложениями стать сопродюсером, но для автономного учреждения культуры это невозможно. А смена формы позволила бы нам иначе привлекать деньги. Госучреждение, которое просит финансов у фонда Потанина или Усманова – это странно. А «Золотая маска» делает это, потому что она некоммерческая организация. Она получает деньги и делает на них интересные проекты.

Контекст

Девятый международный Платоновский фестиваль искусств проходил в Воронеже с 1 по 16 июня. Финальным событием форума стал концерт специально созданного фестивального оркестра, в который вошли лучшие музыканты симфонических коллективов Воронежа, а также отдельные исполнители из Москвы.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: