22 Апреля 2019

понедельник, 15:01

$

63.96

71.92

Как отучить детей от вредных пищевых привычек. 5 советов от воронежских экспертов

, Воронеж, текст — Лариса Карташова, фото — pixabay.com
  • 4670
Как отучить детей от вредных пищевых привычек. 5 советов от воронежских экспертов

Воспитать у ребенка правильный вкус – сложная, но выполнимая миссия.

Среди российских городов-миллионников популярность фастфуда в 2018 году наиболее ощутимо выросла в Воронеже, подсчитали аналитики. В авангарде «фастфудизации» находятся взрослые. Но также в этот процесс вовлекаются дети, с малолетства подтачивая здоровье.

Как отучить детей от вредных пищевых привычек и наладить правильное питание – в материале РИА «Воронеж»: рекомендации психолога и специалистов компании «Город Кафе», специализирующейся на организации питания в детсадах и школах.

Показывать личный пример

Любая культура, в том числе культура питания, идет из семьи. Дети берут пример с родителей. Поэтому чтобы привить ребенку правильные пищевые привычки и вкус, необходимо в первую очередь правильно питаться самим. Категорически нельзя допускать таких ситуаций, когда ребенку на завтрак даем овсяную кашу, а себе сооружаем бутерброд с салями.

По словам диетологов, воспитать у ребенка правильные пищевые привычки – сложная задача. Дети любят крайние вкусы – например, соленое и сладкое, поскольку у них еще не сформированы вкусовые предпочтения. Поэтому ребенок может закусывать пирожные чипсами, и наоборот. Проблема отучить детей от того же фастфуда и сладких напитков остро стоит во всем мире.

Родителям нужно на личном примере показывать, где и как правильно питаться: ни в коем случае не делать этого перед телевизором, компьютером или уткнувшись в мобильный телефон.

Вредные привычки появляются у детей тогда, когда они есть у родителей. С дошкольником все просто: он сам не может купить вредную еду ­– приобрести ее могут только мама или папа. С младшеклассником тоже можно обойтись без карманных денег: либо он питается в школьной столовой, где нет жареного/соленого/копченого, либо можно давать ему с собой ланч-боксы с правильной едой. Когда у ребенка появляются карманные деньги – это повод потихоньку начать учить его планировать расходы и ненавязчиво просвещать насчет полезности или вреда для здоровья тех или иных продуктов.
Как агитировать ребенка за правильное питание? Если девочке важно быть красивой, то можно объяснить, что от этой еды располнеешь или прыщи появятся. Но если фигура и красота не очень важны – этим уже не замотивируешь. К каждому конкретному ребенку нужен свой подход: понимать, что его волнует, и на что он скорее среагирует.
Оксана Зозуля

детский психолог

Кормить ребенка по расписанию

Детям необходимо есть пять раз в день. Три приема пищи – основные: завтрак, полноценный обед (первое + второе) и ужин. Перекус – второй завтрак и полдник. Причем нормальный завтрак – это не рогалики, сосиски или «сухой завтрак» (относится к разряду быстрых углеводов, практически лишен клетчатки), а каша, творог, отварное яйцо, бутерброд с маслом и/или сыром, чай или какао. При этом последнее – не растворимое, в котором много сахара, а настоящее – сваренное. Кстати, какао на молоке – хороший энергетический напиток, где есть белки, жиры и углеводы.

– На завтрак и обед пища должна содержать много углеводов, белков и клетчатки. На ужин можно ограничиться лишь клетчаткой. Углеводы – это греча, рис, мучные продукты. Белок – это, прежде всего, мясо. Клетчатка – овощи и ягоды. Разумный режим питания обеспечивает слаженную работу желудочно-кишечного тракта, хорошее усвоение пищи и нормальный обмен веществ, ­– отметила технолог школьного питания компании «Город Кафе» Румия Салихова.

Привычка к правильному питанию формируется еще с младенчества. Есть такие мамы, которые, не разбираясь, почему ребенок заплакал, сразу дают ему грудь. А он не хочет есть и не описался – иногда ему просто нужна эмоциональная поддержка: чтобы мама была рядом, чтобы поговорила с ним… Но младенцу буквально затыкают рот. Он привыкает к такому рефлексу успокоения: ему нужно что-то почувствовать во рту, чтобы успокоиться. В детстве он, скорее всего, будет заедать стресс, а будучи взрослым (возможно) – запивать или закуривать любые волнения и тревоги.
Оксана Зозуля

детский психолог

Отдавать предпочтение домашней еде

Привычка – вторая натура: с детства привыкнув к хорошо приготовленной домашней пище, в дальнейшем человек будет меньше подвержен «фастфудизации». Надо помнить: еда, приготовленная своими руками, всегда лучше полуфабрикатов. Если котлеты – то «свойские», если овсяная каша – то нормально сваренная, а не «пятиминутка», если бутерброды – то с отварным или запеченным мясом, а не с колбасой. Когда без колбасы и сосисок никак – отдавайте предпочтение детской мясной продукции, к качеству которой предъявляются более жесткие требования.

Сладости, по мнению Оксаны Зозули, обязательно должны быть в жизни ребенка.

– Другое дело, что сладкого не должно быть много. Лучше меньше, да лучше. Надо рассказывать ребенку, какие сладости полезны – фрукты, сухофрукты. Прививать правильный вкус – чтобы ребенок знал, какое на вкус, к примеру, качественное мороженое. Иной раз можно приготовить десерт вместе с ребенком – испечь тортик, сделать конфеты. Даже чипсы или бургер можно сделать самим. Бургер по объему будет меньше, но наверняка вкуснее, – пояснила психолог.

Свести соблазны к минимуму

Лучший способ оградить ребенка от самой возможности употреблять вредную пищу – просто не держать ее дома. А вредное заменять вкусным и полезным аналогом. Условно говоря, на столе в свободном доступе должна находиться не вазочка с конфетами и печеньками, а блюдо с фруктами.

Немного сложнее дело обстоит с самостоятельным питанием вне дома, в частности, в школе. Но здесь на помощь родителям приходят технологии. К примеру, в Воронеже школе №103 ввели так называемую «Карту школьника» (компания «Город Кафе»). Это индивидуальная электронная пластиковая карта, которая, во-первых, работает как пропуск при проходе ребенка через турникет ­– в тот же момент информация об этом фиксируется в системе. Во-вторых, картой ребенок расплачивается за обед в школьной столовой – и только в ней, так что возможность прикупить себе чипсов исключается. В личном кабинете на сайте мояшкола.рус родители видят, когда ребенок пришел в школу, когда ушел, что именно ел на обед, сколько денег потратил и какой у него остаток на счете.

В наших столовых ученики получают сбалансированное горячее питание. В меню есть вся информация о рецептуре блюд, энергетической и пищевой ценности, включая содержание витаминов и минеральных веществ.
Также в целях нормализации обмена веществ, снижения заболеваемости и укрепления здоровья подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях проводится круглогодичная С-витаминизация. Аскорбиновой кислотой ежедневно витаминизируются, в частности, третьи блюда обеда.
Румия Салихова

технолог школьного питания

Развитие системы социального питания обсудили на заседании Совета Федерации в декабре 2018 года. Серьезной проблемой назвала спикер Верхней палаты парламента Валентина Матвиенко поставки фальсифицированных продуктов, в том числе молочных, в школы и детсады. Главным критерием при выборе поставщика до сих пор остается минимальная цена, а не качество продуктов. По мнению сенаторов, необходимо разработать и утвердить на федеральном уровне единые стандарты социального питания и, в частности, принять закон о детском питании.
За основу решено взять опыт Ульяновской области, где с 2014 года внедряют систему социального питания в учреждениях образования, здравоохранения и соцзащиты. Модель государственно-частного партнерства, выстроенная в этой сфере, помогает властям контролировать качество и ценообразование.

Обходиться без тотальных запретов

В том, что касается еды, нельзя постоянно говорить ребенку «нет». Иногда, «по большим праздникам», можно и нужно делать исключения.

Если что-то всегда запрещать – это становится объектом вожделения и может дать обратный от желаемого эффект. Поэтому по праздникам можно давать поблажку или приурочить ее к какому-то событию. Например, заказать пиццу на мексиканскую вечеринку или после похода в кино пообедать в кафе, в ресторане или бургерной – но это должны быть качественные заведения, где готовят хорошую еду.
Оксана Зозуля

детский психолог

×

Добавить издание «РИА "Воронеж"» в ваши источники?

Новости из таких источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Добавить

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Больше интересного в вашей ленте
Читайте РИА Воронеж в Дзене

Главное на сайте

Вход
Используйте аккаунты соцсетей
Регистрация
Используйте аккаунты соцсетей
CAPTCHA
Не помню пароль :(
Сообщить об ошибке
Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: