Воронежские дорожники должны завершить строительство и ремонт всех дорог, которые включены в план 2016 года, до конца ноября. Всего в Воронежской области в 2016 году обновят около 200 км дорожного полотна. Корреспонденты РИА «Воронеж» выяснили, что влияет на долговечность асфальта, какие новые технологии используют воронежские дорожники и кто контролирует качество их работы.
Сколько стоят воронежские дороги?
Общая протяженность всех дорог в Воронежской области составляет 27 тыс. км, из которых только 9 тыс. км находятся в ведении регионального департамента транспорта и автомобильных дорог, рассказал руководитель ведомства Александр Дементьев. На обслуживание этих 9 тыс. км, под которым подразумевается очистка от снега, текущий ремонт, установка дорожных знаков, нанесение разметки в год уходит около 1,7 млрд рублей. Федеральный норматив содержания составляет 184 тыс. рублей на километр, но каждый регион тратит столько, сколько позволяет заложенный бюджет. На 2016 год общая сумма средств дорожного фонда Воронежской области составляет 6,3 млрд рублей. Ожидается, что на осенней сессии депутаты облдумы решат добавить к этой сумме еще около 2,5 млрд рублей.
Сколько километров отремонтируют в 2016 году?
Всего в 2016 году планируют отремонтировать более 200 км дорог (в 2015 году было 121 км) и три моста, привести в нормативное состояние около 300 км дорог (выполнить переустройство пешеходных дорожек, дополнительных переходно-скоростных полос, установить остановочные павильоны, обустроить обочины и откосы). Все работы должны быть завершены до конца ноября. Гарантийный срок, как правило, устанавливается на четыре-пять лет.
Федеральные трассы, которые проходят по Воронежской области, отвечают установленным нормативам на 85,5%. Из общей доли областных дорог нормативам соответствуют только 63%. Федеральное дорожное агентство поставило задачу: к 2018 году привести в нормативное состояние 85% дорог. Однако, по словам Александра Дементьева, достичь этого показателя в Воронежской области не получится из-за ограниченного финансирования.
Какие дороги ремонтируют в первую очередь?
Ежегодно осенью и весной специалисты проводят объезд всех областных дорог. В комиссию входят дорожники, представители общественности, компаний перевозчиков, ГИБДД. Они выбирают участки, где ремонт необходим в первую очередь. Это наиболее ветхие дороги, места с большой концентрацией ДТП, дороги, по которым перемещаются школьные автобусы, социально значимые и наиболее загруженные магистрали.
Почему дороги быстро разрушаются?
Основным фактором является количество переходов через нулевую отметку температуры, считает ведущий советник департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области Федор Матвиенко. Чем чаще заморозки и оттепели, тем быстрее ослабляется конструкция дорожного полотна. Вторая причина быстрого разрушения – увеличивающее с каждым годом количество транспорта, на которое не были рассчитаны дороги, спроектированные несколько лет назад.
Если материалы при строительстве дороги в той или иной климатической зоне подобраны правильно, она прослужит долго. Воронежскую область корректнее всего сравнивать с югом. Если вы приедете в Краснодарский край, то увидите, что дороги там в лучшем состоянии, потому что они эксплуатируются в более щадящих погодных условиях, где нет частых скачков температуры...Федор Матвиенко
ведущий советник департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области
Из чего строят воронежские дороги?
С 2013 года в Воронежской области для строительства и ремонта дорог используют щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА). Он отличается большей жесткостью, чем обычные асфальтобетонные покрытия. В Воронежской области применяют два вида такого асфальтобетона – ЩМА-15 и ЩМА-20, отличающиеся размером щебня. В состав щебеночно-мастичного асфальтобетона входит повышенное содержание битума, щебня и минерального порошка, за счет чего дорога из такого материала обладает повышенной сопротивляемостью к транспортным нагрузкам и перепадам температур. Технология распространена в Европе применяется повсеместно на федеральных автодорогах. Основным преимуществом таких смесей является высокая сопротивляемость к образованию колеи.
Еще одна особенность ЩМА – «самозалечиваемость» трещин. Этот эффект достигается благодаря повышенному содержанию пластичного битума. Излишки битума заполняют образовавшиеся в асфальте трещины, склеивая их, пояснил Федор Матвиенко.
Как проходит капитальный ремонт?
Воронежские дорожники внедряют метод холодной регенерации при капитальном ремонте дорог с 2014 года. Метод позволяет сделать все быстрее и дешевле. Специальная машина – ресайклер – перемалывает ветхое дорожное покрытие на глубину до 25 см. К полученной крошке добавляют цемент и щебень. Получается основание, на которое впоследствии укладывают новое покрытие. При этом методе ремонта дорога будет обладать высокой прочностью. Срок службы такой дороги между ремонтами составляет 13-17 лет.
При классической технологии нужно полностью разбирать всю конструкцию дорожного полотна, завозить песок, щебень и заново укладывать все слои. При холодной регенерации разбирать дорогу и привозить большое количество новых материалов не нужно, поэтому проведения ремонта таким методом становится дешевле в два раза. При классическом методе ремонт каждого квадратного метра дороги обходится в сумму не менее 1 тыс. рублей, при холодной регенерации – 600 рублей. В большей степени удорожание классического ремонта связано с расходами на перевозку материалов.
Можно ли ремонтировать дороги зимой?
По нормативам, все работы по строительству и ремонту дорог должны выполняться в теплое время года, подчеркнул Александр Дементьев.
Технологии строительства дорог зимой я не знаю. Зимой при низких температурах гидратация цемента гораздо хуже, чем в теплое время. Поэтому сейчас нам нужно успеть сделать регенерацию, а потом уже приступать к работам по устройству выравнивающих слоев и верхних слоев асфальтобетона. Мы можем делать это при температуре не ниже +10 градусов...Александр Дементьев
Кто контролирует качество новых дорог?
Контроль качества работ проводится на всех этапах: от поставки материалов до сдачи дороги в эксплуатацию. После обустройства каждого слоя дорожного полотна специалисты проводят отбор керна – делают специальные вырубки слоя.
По нормативам, на каждых 7 тыс. кв. м новой дороги нужно произвести три вырубки. Их направляют в лабораторию на экспертизу для оценки прочности, состава, влагонасыщения, толщины и коэффициента уплотнения. В Воронежской области заключены соглашения с четырьмя независимыми лабораториями, которые контролируют работу подрядчиков.
Если пробы не соответствуют установленным нормативам, подрядчик обязан переделать работу.