Третье, заключительное, открытое обсуждение по программе реновации Воронежского водохранилища состоялось в пространстве «Точка кипения» местного опорного университета в понедельник, 20 января. Серию обсуждений проводил консорциум «Проектная мастерская "Новый Воронеж"», в состав которого входят ВГТУ, Финансовая компания «Аксиома» и столичное ООО «РТДА». Первый и второй этап обсуждений прошли 4 и 17 декабря 2019 года.
В этот раз в бизнес-инкубаторе вуза собралось более 200 человек. Концепцию комплексной реконструкции Петровской набережной под названием «Воронеж – ты», над которой работали 11 студентов опорного вуза, презентовал магистрант второго курса Александр Братухин. В ближайшее время концепцию оформят в проект, который уже в феврале покажут губернатору Воронежской области Александру Гусеву.
– Петровская набережная от Вогрэсовского до Чернавского моста – огромная среда отчуждения в историческом центре Воронежа. Благоустроено только 7%. Там нет объектов капитального строительства, которые удерживали бы людей в светлое время суток. При этом на 70 га земли приходится всего 13 га зелени, – подчеркнул Александр Братухин.
Концепция «Воронеж – ты» предполагает увеличение озеленения территории до 80%, чтобы набережная стала «легкими центра города» и мультифункциональной площадкой.
Студенты предложили организовать и новую систему фильтрации водохранилища – террасированное озеленение. Сначала сточные воды протекут через растения, песок, гравий и лишь после этого поступят в водохранилище.
– Ливневка пройдет вдоль береговой линии. Естественная система фильтрации расположится в зоне экопарка. Она уже опробована в Казани, – уточнил Александр Братухин.
Ректор технического университета Сергей Колодяжный добавил, что внутренняя часть смотровой площадки в виде маяка будет представлять собой огромный фильтр:
– Это ноу-хау. Такого пока нигде в России нет.
Молодые проектировщики задумали канатную дорогу, которая соединит набережную с центром города и левым берегом. Она станет дополнительным общественным транспортом. По замыслу, сесть на фуникулер можно будет в районе Советской площади, далее прокатиться над улицей Авиационной к набережной. Конечная остановка фуникулера будет на улице Димитрова – канатная дорога пройдет над дамбой Чернавского моста.
Вдоль набережной предложили пустить автобусы-шаттлы и обустроить для них шесть остановок через каждые 700 м. Для этого потребуется расширить дорогу и сделать две дополнительные полосы движения.
Для автомобилей студенты придумали необычную одноэтажную парковку на 1,1 тыс. мест. Парковочные зоны могли бы располагаться в земляной насыпи, что позволит не навредить рекреационным свойствам набережной. Холмы, внутри которых будут парковки, защитят набережную от автомобильного шума. Наверху земляного откоса спроектировали детские и спортивные площадки, небольшой зеленый амфитеатр и прогулочную зону. Кровлю паркинга можно использовать как дополнительную зону отдыха.
Вдоль всей набережной молодые проектировщики предложили построить велодорожки, а всю ее территорию разбить на несколько функциональных зон.
Первая – зона деловой активности «Сити» в районе Вогрэсовского моста – главный узел, где будут сконцентрированы 70–80% постоянных посетителей. Это место деловых встреч и промежуточного пребывания гостей города. «Сити» в рамках концепции решили сделать высотной доминантой набережной (в этой части предложили построить высотки) и новой городской достопримечательностью.
По мнению приехавшего на обсуждение руководителя облдепартамента предпринимательства и торговли Сергея Корчевникова, здесь можно было бы обустроить кластер для IT-специалистов. В зоне «Сити» также планируют разместить зрелищно-развлекательную зону с ареной, амфитеатром, молодежным мультицентром.
Следующую зону набережной назвали «Экопарк». Это место для тихого и в то же время активного отдыха. На 22 га лесопарковой зоны разместят экотропы и велодорожки.
В экопарке построят смотровые площадки, арт-объекты и еще один амфитеатр. Здесь же, по задумке студентов опорного вуза, расположится новая городская достопримечательность – маяк.
В центре набережной авторы концепции предложили построить зону аттракционов, где можно будет прокатиться на американских горках, колесе обозрения, автодроме.
Круглогодично будут работать крытые аттракционы, катки, а насыпи над парковкой превратят в горки. В этой же зоне планируются детские площадки. Из зоны аттракционов воронежцы смогут попадать на пляж площадью 1,3 га и в аквапарк на 600 мест.
– Аквапарк соединим с круглогодичным бассейном. Его будут окружать различные спортплощадки: волейбольные, баскетбольные, скейт-площадка и площадка для мини-гольфа, – рассказал Александр Братухин.
Если концепцию «Воронеж – ты» возьмут в работу, пройдя аквапарк, горожане попадут в историческую часть набережной, где находится Адмиралтейская площадь. Здесь авторы концепции предлагают построить домики, в которых будут работать кружки для детей, объекты торговли и музей национальных культур. А вот существующую ростральную колонну молодые проектировщики предложили убрать.
Для реализации концепции «Воронеж – ты» предлагают привлечь внебюджетные средства. Инвесторов поищут на Российском инвестиционном форуме в Сочи 12–14 февраля.
– Там наш проект будет добиваться федерального финансирования. Территория вокруг объектов коммерческой инфраструктуры будет содержаться за счет их владельцев, – пояснил Александр Братухин.
Сергей Корчевников поблагодарил ректора и студентов опорного университета, а также членов консорциума «Новый Воронеж» за успешную работу. Глава департамента считает, что будущий проект, который будет реализован на основе данной концепции, «несомненно, способен вызывать постоянный интерес как у горожан, так и у туристов и гостей города».
– Чтобы реализовать эту инфраструктуру, мы рассчитываем на многомиллиардные вложения. Конечно, это прежде всего инвестирование. На момент реализации мы посмотрим, какие существуют федеральные государственные программы для того, чтобы в них войти и получить софинансирование для решения проблем. Нужно чистить водохранилище, сделать развязки на Вогрэсовском и Чернавском мостах, – констатировал Сергей Корчевников.
Областные власти уже нашли крупного федерального инвестора, готового вложиться в развитие набережной, но его имя пока не афишируют. Что касается небольших торговых объектов и кафе, которые собираются строить на Адмиралтейской площади, то их владельцами станут представители воронежского малого и среднего бизнеса.
В декабре 2019 года свою идею относительно будущего Петровской набережной озвучила компания MLA+, которая работала совместно с OTSLab и KnightFrank из Санкт-Петербурга и архитектурным бюро INSIGHT из Воронежа. В рамках всероссийского конкурса проектов реконструкции набережной они представили концепцию «Черноземноморье». В целом на конкурс поступило 58 заявок.