Регистрационный номер у лучевого аппарата Воронежского онкодиспансера, на котором умерла пациентка, был, рассказал главный врач Воронежского областного клинического онкологического диспансера Иван Мошуров на встрече с журналистами во вторник, 25 июня. Главврач утверждает, что аппарат работал безотказно и никто из сотрудников не жаловался на сбои. Ежегодно проходили проверки разных контролирующих органов, в том числе Росатомнадзора и Росздравнадзора.
Ранее Росздравнадзор сообщил, что аппарат лучевой терапии Teragam, на котором погибла 51-летняя пациентка диспансера, не регистрировали в течение 14 лет. Специалисты провели технические испытания медизделия и заявили, что оно представляет прямую угрозу жизни и здоровью пациентов. При этом сотрудники онкодиспансера считали регистрационный номер действующим.
– Регистрационный номер у аппарата был, как и инструкция по эксплуатации, другой вопрос, что идут следственные действия, и теперь идут разночтения. Аппарат работал безотказно. Со стороны специалистов жалоб на работу аппарата не было. До 40 человек в день проходило на этом аппарате. Ежедневно аппарат тестировали перед тем, как передать лаборанту. Работа у нас начинается в 6:00, и сначала аппарат проверяет физик и только потом передает лаборанту, – заявил Иван Мошуров.
Онкодиспансер приобрел «Установку радиотерапевтическую кобальтовую TERAGAM K-01» в 2005 году. Аппарат производился в Чехии. По информации пресс-службы облправительства, подобную технику массово ввозили в Россию несколько лет назад.
Уточнить, кто и как закупал аппарат, Иван Мошуров затруднился, сообщив, что начал работу в онкодиспансере в 2012 году. Он отметил, что в учреждении числится 98 единиц медтехники и с конца 2017 года ее техобслуживание и ремонт проводит своя служба диспансера. Ранее этим раз в год занималась одна из фирм, но от ее услуг решили отказаться.
– Согласно инструкции по эксплуатации, нужно хотя бы раз в год заменять аккумуляторную батарею. У нас есть все документы, в феврале 2019 года мы ее заменили, – заявил Иван Мошуров.
Технический сбой аппарата лучевой терапии в Воронежском онкодиспансере произошел в конце мая 2019 года. По предварительным данным, оборудование вышло из строя: подъемный механизм заклинило во время проведения процедуры. Тело пациентки сдавило между столом и коллиматором аппарата. Врачи констатировали клиническую смерть, вызвали реанимационную бригаду и полицию. По словам Ивана Мошурова, во время инцидента не сработали три системы защиты: пульт, кнопка и антиколлизионная рамка. Глава онкодиспансера рассказал: когда приезжали специалисты из Чехии, они не смогли ответить на вопрос, почему стол не остановился.
После ЧП началась внеплановая проверка всей техники, которая есть в диспансере.
– Когда я пришел в онкодиспансер, то этот аппарат был одним из самых современных. На сегодняшний день он уже устарел. В 2013 году мы закупили более современные аппараты, более эффективные, более качественные. Прорабатывается вопрос о приобретении нового, более современного аппарата лучевой терапии, – добавил Иван Мошуров.
Аппарат, из-за которого погибла пациентка, больше точно эксплуатировать не будут.
Эксперты устанавливают причинно-следственные связи, СК возбудил уголовное дело, усмотрев причинение смерти по неосторожности. После ЧП в Воронеже Росздравнадзор составит инструкции для медперсонала по работе с опасной медтехникой. В облправительстве подчеркнули, что воронежцы «должны получать качественные и безопасные медицинские услуги, особенно если это касается лечения тяжелых заболеваний».
Губернатор Александр Гусев поручил своему первому заместителю Владимиру Попову создать и возглавить специальную комиссию с участием общественников, чтобы выяснить причины и обстоятельства гибели пациентки онкодиспансера.