, Воронеж
  • 11966

«Фильм высосал из нее жизнь». В Воронеже вспомнили режиссера Эл Эрсбурн

Близкие и знакомые рассказали об одиночестве женщины в родном городе
«Фильм высосал из нее жизнь». В Воронеже вспомнили режиссера Эл Эрсбурн «Фильм высосал из нее жизнь». В Воронеже вспомнили режиссера Эл Эрсбурн
РИА Воронеж Текст — , фото — Анастасия Сарма

Вечер памяти режиссера Эл Эрсбурн (творческий псевдоним Елены Родиной) прошел в Воронеже, на ее малой родине, в день ее рождения. Женщине должно было исполниться всего 49. Она умерла от тяжелой болезни 14 сентября 2020 года в Нью-Йорке, где прожила почти 20 лет. Похоронена на кладбище нью-йоркского Ново-Дивеевского женского монастыря.

Чем Эл Эрсбурн жила в свои последние месяцы и что родные и знакомые считают причиной ее угасания – в материале РИА «Воронеж».

Ребенок математиков

Родные и друзья Елены Родиной подготовили презентацию ее биографии, которую зачитала историк Татьяна Чернобоева.

На словах короткая жизнь режиссера была успешной и даже блистательной. Елена родилась в семье математиков в 1972 году. С детства любила выступать перед гостями, громко рассказывая стихи и разыгрывая сценки вместе с двоюродной сестрой Машей.

После окончания школы по совету отца поступила в Воронежский архитектурно-строительный институт. Блестяще защитила дипломный проект реконструкции Митрофановского монастыря, на базе которого предложила создать теологический центр.

В 1997 году Елена Родина, получив грант на обучение, уехала в Японию. Здесь она впервые взяла в руки камеру. Новые друзья стали называть девушку коротким именем – Эл. За рубежом она начала выступать с мелодекламациями, там же создала серию цифровых космических картин, инсталляцию кубов, в основе которых переплетаются космос, религия, реальность и место человека в мире.

В 2008 году Елена уехала в Берлин, чтобы обучиться профессиональной театральной режиссуре. В Германии поставила по произведениям Рильке, Сартра, Мольера свои первые спектакли.

Позже Елена переехала в Нью-Йорк, где работала архитектором и продолжала снимать кино. В США она сняла более 20 короткометражных и полнометражных фильмов. Часть из них, в том числе фильм с немецкими актерами «У наших» на основе главы романа Федора Достоевского «Бесы» и документальный фильм «Сергей Голлербах: голая правда», отметили наградами на зарубежных кинофестивалях.

Также женщина писала и публиковала стихи и прозу. Наиболее известные рассказы – «Монах», «Ключ», «Энергетики». В рассказе «Ключ» описан теракт на башнях-близнецах в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. В одной из башен Эл Эрсбурн работала архитектором. По счастливой случайности именно в тот день женщина улетела в Париж к матери.

«Тянула фильм в одиночку»

Воронежцы узнали об Эл Эрсбурн, когда она по приглашению бывшего научного руководителя Валентина Фролова вернулась на малую родину, чтобы снять фильм о гибели детей в Саду пионеров 13 июня 1942 года.

Сад пионеров располагался между проспектом Революции и улицей Театральной. В день пионерского слета к окончанию учебного года туда съехались несколько сотен детей-отличников, их родители и учителя. Дети танцевали, веселились, катались на велосипедах. В 19 часов немецкий самолет, летевший со стороны левого берега, сбросил на центр Воронежа несколько бомб. Одна из них упала на танцплощадку в Саду пионеров. Согласно архивным данным, которые приводила Эл Эрсбурн, раненых и убитых оказалось 267. Сейчас о страшной трагедии напоминает лишь скромный памятный камень на ее месте.

На призыв помочь со съемками фильма «Воронеж: 13 июня 1942» откликнулись многие. Среди них авторы книги «Сад пионеров» Татьяна Чернобоева и Фаина Блинчевская. В фильме снялись очевидцы тех событий – Митрофан Москалев, Евгений Слепых и Ольга Березянская.

– Она была одержима фильмом, говорила: «Хочу, чтобы о Воронеже узнали во всем мире». Сюжет, который лег в основу фильма, многим горожанам был малоизвестен. Это взволновало ее до глубины души, – отметила Татьяна Чернобоева.

Режиссер, театральный педагог, чтец Евгений Слепых вспомнил, как Елена Родина впервые пришла к нему со съемками фильма в рабочий кабинет института искусств.

– Елена сказала, что нам нужно заключить договор. Она написала в договоре, что оплата в день – 1 рубль. Положила на стол рубль. Я спросил: «Зачем?» А она: «Так положено, в кино все должно быть по правилам».

Областные власти выделили на съемки фильма грант в 100 тыс. рублей, но, как утверждают знакомые режиссера, она вложила и немало личных средств. За свои деньги, например, купила в Центральном военном архиве военную кинохронику Воронежа в годы войны.

Двоюродная сестра Елены Мария Минаева добавила, что режиссер долго не могла найти для фильма хорошего оператора.

– Снимать три дня за 50 тыс. рублей никто не согласился. Операторы местного телевидения говорили: «Мы что, волонтеры?»

«Как я соскучилась!»

А уже после съемок выяснилось, что на стекле объектива камеры была трещина.

– На большом экране трещина была видна. Лене пришлось весь отснятый материал отсылать в Америку. Там каждый кадр в специальной программе корректировал специалист, и на это тоже потребовались большие деньги, – заметила Мария Минаева.

Двоюродная сестра считает, что Елена начала угасать во время съемок фильма:

– Он высасывал из нее жизнь – она тянула его в одиночку, помощи было очень мало.

Кроме того, Мария Минаева рассказала, что Елена тосковала по малой родине:

– Когда мы приезжали на дачу, она брала в охапку кусты малины и смородины и говорила: «Как я соскучилась!» Помню, как подарила ей большой букет мяты – она в нем просто растворилась. В Америке Лене было тяжело, ей не нравилось отношение к русским как к людям второго сорта. Но там ей было легче себя реализовать, добиться того, о чем она мечтала.

В 2013 году, приехав в Воронеж, Елена планировала остаться, но, по словам двоюродной сестры, почувствовала, что не приживется, – для культурного сообщества она была чужой.

Мария Минаева отметила, что Елена «знала себе цену» и держала со многими людьми дистанцию, поэтому некоторые считали ее высокомерной.

– Елена была личностью, и я не видела в ней никакого высокомерия, – возразила сыгравшая в фильме «Воронеж: 13 июня 1942» Ольга Березянская. – Это был человек с большим достоинством. Почему ее не приняла культурная элита Воронежа, неизвестно. Но чувствовалось, что ее это очень обижает.

Елена Родина умерла в Нью-Йорке. Сестра узнала о ее болезни в мае, а в сентябре режиссера уже не стало.

– Мне обидно, что она похоронена там. Это очень далеко. Вряд ли я окажусь на ее могиле, – посетовала Мария Минаева.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: