До 21 августа в музее имени Крамского работают сразу две новые крупные выставки. Первая – архивные фотографии Российской империи второй половины XIX – начала XX века, «Многоликая Россия», – открылась 16 июля. Вторую – произведения советского искусства 1920−1930-х годов «Движение в сторону света» – представили воронежцам в четверг, 21 июля. Чем интересны обе экспозиции – в материале РИА «Воронеж».
Советская Франция
Выставка «Движение в сторону света» объединила 53 произведения живописи и графики 27 художников-авангардистов и поставангардистов 1920–1930-х годов. Среди них – работы Александра Древина, Роберта Фалька, Александра Дейнеки, Владимира Лебедева, Александра Куприна, Владимира Милашевского, Василия Рождественского, Валерия Леванидова, Сергея Романовича, Надежды Удальцовой и других.
Художественная жизнь России 1920−1930-х годов отличалась небывалой творческой активностью. В изобразительном искусстве быстро рождались, сменяя друг друга, многочисленные объединения, члены которых искали собственные пути, пытались создать новый тип искусства.
– Период 1920–1930-х годов – чрезвычайно интересный в плане творческих поисков, разнообразия манер и индивидуальностей. Выставка компактно показывает всю неоднозначность искусства тех лет, – рассказала ученый секретарь музея им. Крамского Наталья Бакина.
Все представленные в экспозиции работы – из собраний воронежского музея имени Крамского и Тульского музея изобразительных искусств. В Туле сохранилась огромная коллекция авангардного и поставангардного искусства. Воронежу в этом смысле повезло меньше: значительная часть произведений советских художников 1920–1930-х годов погибла в годы Великой Отечественной войны. В 1970–1980-е годы сотрудникам музея пришлось формировать коллекцию заново.
Многие из этих полотен написаны под влиянием французской живописи. Пейзаж одного из основателей крупного творческого объединения раннего авангарда «Бубновый валет» Петра Кончаловского «Кассис» – плод его вдохновения творчеством Поля Сезанна. В «Пейзаже в Лефортово» Григория Щегаля ощущается влияние импрессиониста Альфреда Сислея, а в «Портрете женщины в голубом» Владимира Милашевского – экспрессиониста Анри Матисса.
Представленные на выставке произведения еще одного из основателей художественного объединения «Бубновый валет» Роберта Фалька и вовсе написаны во Франции: там художник прожил девять лет.
– Роберт Фальк усвоил колористическую живописную манеру, присущую французским художникам, – отметила Наталья Бакина.
На выставке представлены работы яркого представителя советского авангарда Александра Древина, который работал в экспрессивной живописной манере. Зрители увидят пейзаж художника из алтайского цикла, работу «Соревнования бригад. Трактористы» и портрет его жены, художницы Надежды Удальцовой.
– Живопись Древина – сложная, многослойная. Пусть вас не смущает наивность и простота его работ. Колористически они очень сложно устроены и выразительны. Его творчество оказало влияние на художников 1960-х годов, – добавила ученый секретарь музея.
Александр Древин – художник с трагической судьбой. Когда в 1932 году в СССР были распущены все художественные общества и объединения и в искусстве стали господствовать принципы социалистического реализма, на Древина начались нападки. Его обвинили в формализме, а его картины были сняты с московской выставки. В 1938 году художник был арестован и расстрелян «за контрреволюционную деятельность».
Владимир Лебедев – знаменитый художник-график и иллюстратор, мастер плаката, основатель ленинградской школы книжной графики. Детские книги с его иллюстрациями переиздаются до сих пор. Искусствоведы считают, что лучшие годы его творчества пришлись на 1920−1930-е годы.
В женских портретах Лебедева угадывается влияние Огюста Ренуара. Две из трех работ – из цикла «Девушки с букетами» – написаны гуашью и акварелью.
В 1936 году после волны уничтожающей критики и обвинений в формализме на художника также начались гонения. После пережитого внутреннего надлома он так и не оправился.
– Художники этого поколения, которые прошли через уничтожающую критику, пережили трагедию. Некоторые свели счеты с жизнью, другие продолжали работать, пряча свои картины. Кто-то ушел в книжную иллюстрацию, кто-то – в прикладное искусство, – объяснила Наталья Бакина.
На экспозиции можно увидеть и работы воронежских живописцев. Среди них – Александр Куприн. Он родился в Борисоглебске, вырос в Воронеже, но большая часть жизни художника прошла в Москве. Александр Куприн стал активным членом художественного объединения «Бубновый валет».
Из-за слабого здоровья художник часто ездил в Крым. Там в 1920–1930-е написал серию пейзажей. В экспозиции представлено несколько полотен с видами Бахчисарая.
Фото – Анастасия Сарма
Фото – Анастасия Сарма
На выставке есть и несколько работ Валерия Леванидова, все из собрания музея Крамского. Его пейзажи довоенного периода – легкие, прозрачные, хрупкие, нежные и лиричные. Чтобы убедиться в этом, посмотрите написанный маслом холст «Москва с Воробьевых гор» и акварельные пейзажи «На берегу» и «Дождь».
Фото – Анастасия Сарма
Фото – Анастасия Сарма
Фото – Анастасия Сарма
Россия в лицах
«Многоликая Россия» – передвижной выставочный проект, который путешествует по разным городам страны. Он собрал цифровые копии архивных фотографий Российской империи второй половины XIX – начала XX веков. Все они – из коллекции Государственного музейно-выставочного центра Росфото.
– Сами оригиналы этих фотографий – крошечного размера. Когда сотрудники Росфото презентовали этот проект, посетителям выдавали лупы, – пояснила сотрудник музея им. Крамского Анна Палий.
На выставке представлено 58 работ более чем 20 авторов. Это мастера фотографического искусства второй половины XIX века: Владимир Плотников, Иван Барщевский, Максим Дмитриев, Дмитрий Ермаков, Вильям Каррик, Альфред Лоренс, Яков Лейцингер, граф Иван Ностиц.
Например, Вильям Каррик – уроженец Шотландии, который переехал в Российскую империю. Он занимался жанровыми съемками русской деревни и запечатлевал крестьян.
– Вильям Каррик по образованию художник. Закончил Императорскую академию художеств, но впоследствии увлекся фотографией и открыл первое в России фотоателье. Он не только работал в студии, но и выезжал в экспедиции. Например, дважды он бывал в Симбирской губернии, – отметила Анна Палий.
На архивных фотографиях – виды Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Архангельской губернии, русского севера, Сибири, Туркестана.
На фотоснимках можно увидеть русских крестьян и представителей народов и народностей, населявших Российскую империю в конце XIX – начале XX веков. Среди них – лопари, мордва, татары, представители коренных народов Алтая и Кавказа.
В экспозицию вошли и снимки, запечатлевшие быт народов Центральной Азии. Во второй половине XIX века Российская империя расширила свои владения за счет территорий, которые в настоящее время входят в состав Узбекистана, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана и Кыргызстана. По распоряжению первого генерал-губернатора Туркестана Константина фон Кауфмана был выпущен «Туркестанский альбом», в который вошли фотографии представителей восточных народов, населяющих Центральную Азию.
Помимо фотографий простого люда, зрители увидят и портреты представителей правящего дома Романовых и великосветского сословия. Они одеты в костюмы XVII века – времени правления царя Алексея Михайловича.
Дело в том, что именно в этих нарядах они пришли на бал, посвященный 290-летию династии Романовых. Это последний и самый известный бал русской знати, который проходил в 1903 году в Зимнем дворце. В 1904 году был выпущен подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце».