История РИА «Воронеж» о жительнице Терновского района, которой в наследство от свекрови досталась шерстобитка, вызвала большой отклик. Читатели вспомнили своих мам, бабушек, прабабушек – как в дефицитные советские годы они вязали из козьего пуха очень теплые шали, носки, варежки, перчатки, шапки. Рассказы жителей Терновского района записала корреспондент РИА «Воронеж».

Этапы производства

Производство готового изделия включало в себя несколько этапов ручного труда.

– В каждом дворе были свои козы, – вспоминает уроженка Сергеевки Нина Федорова. – Когда у них отрастала шерсть, то ее стригли или дергали. Стрижки ценились значительно дешевле, потому что изделия из такой пряжи получались, как правило, колючие. Шали и платки на продажу вязали многие женщины, это являлось неплохим подспорьем для семейного бюджета. Изделия были теплыми, отлично согревающими даже в самые сильные морозы.

Собранную от коз шерсть расчесывали вручную: с помощью специальных приспособлений – чесок, или обращались к владельцам шерстобиток.

Затем из козьего пуха делали пряжу. На прялках крепились большие бобины с нитками, на которые рукодельницы нанизывали тот самый пух.

– Было что-то завораживающее в том, как наши пряхи выглядели со стороны, – рассказала уроженка Алешков Инна Комарова. – Когда крутилось колесо, а мама медленно распределяла пух по нитке, казалось, что это очень легко. Но потом, попробовав прясть, я поняла, что это не так. Позже у нас появилась электрическая прялка, но мама все равно продолжала пользоваться деревянной, считая, что пряжа на ней получается качественнее.

Вязали на скорость

Барабан пряжи на прялке мастерицы называли вьюшкой. Именно с нее сматывали клубки для вязания.

– На один платок требовалось в среднем три вьюшки пряжи, – вспоминает жительница Александровки, заведующая Домом культуры Вера Мишина. – Срок вывязывания одного изделия был у каждой рукодельницы свой. Одна моя родственница умудрялась за три дня успеть напрясть пряжу на платок и связать его, но это «высший пилотаж». В основном наши женщины могли связать шаль за неделю.

В Александровке этому мастерству девочек учили с малых лет. Вязать платки они начинали раньше, чем читать или писать. Летом за рукоделием на каком-нибудь крыльце могли собраться девушки со всей улицы.

– Мы любили вязать «на сажень», – говорит Вера Александровна. – На своих клубках мы отматывали нитки определенной длины и ставили не них метки – узелки. Побеждала та, кто быстрее дошла до этой метки. Так вязать было гораздо интереснее.

Дополнительный заработок

Каждая шаль начиналась с вязания каймы. У некоторых она была индивидуальная, а многие делали простые косые или ромбовидные зубчики. В середине прошлого века в Воронежском крае в платках характерным узором был «колосок» – символ плодородия.

Готовое изделие стирали в горячей воде с хозяйственным мылом. Потом мокрый платок растягивали на пяльцах. Шаль сушили два-три дня, после чего она приобретала задуманный размер и служила людям много лет.

– Мы вязали платки, родители их продавали, – вспоминает Вера Мишина. – На эти деньги вполне можно было обновить гардероб к школе.

Утраченный промысел

Уроженец деревни Бабино Евгений Попов вспоминает, как с весны до поздней осени каждый вечер с пруда у свинарника через переезд и далее по главной асфальтовой дороге пастухи гнали коз. Это было событием деревенского масштаба.

Открывая свои дворы настежь, пенсионерки подходили близко к обочине, иногда с дедами, а часто и с гостившими на каникулах внуками.

– Когда стадо приближалось к ним, бабушки начинали звать своих питомиц – Мань, Кать. У всех коз клички почему-то были одинаковые, – рассказал Евгений Попов. – Во время такого прогона некоторые козы не слушались и пытались, оторвавшись от стада, сойти за обочину в кювет и на луг. При этом с жадностью начинали подъедать траву, как будто они и не паслись весь день. Тогда пастухи с кнутами загоняли их обратно на дорогу.

Стадо коз зачастую становилось помехой встречному и попутному транспорту, но водители терпеливо ждали, когда можно будет беспрепятственно продолжить путь.

– В деревне была начальная школа, в которой в 1960-х годах училась моя мама, – вспоминает Евгений Попов. – К 1990-м от школы остался один заросший кустами фундамент, и, как в шутку говорила моя прабабушка, «учились» там пасшиеся рядом козы.

В последние годы коз в деревне почти не осталось. Выделкой пряжи и вязанием из нее изделий в Терновском районе перестали заниматься где-то в 2000-х годах.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».