, Каменский р-н
  • 8960

Два танка и самолет. Как пчелы воронежского железнодорожника помогли Красной армии

Александр Елизаров не воевал в Великую Отечественную, но внес вклад в Победу.
Два танка и самолет. Как пчелы воронежского железнодорожника помогли Красной армии Два танка и самолет. Как пчелы воронежского железнодорожника помогли Красной армии
РИА Воронеж Текст — , фото — Андрей Архипов

Уроженец села Сончино Каменского района Александр Елизаров воевал в Первую мировую, а оказаться на Великой Отечественной в силу возраста и состояния здоровья ему не удалось. Но, даже будучи в тылу, он внес немалый вклад в Победу – увлечение пчелами помогло ему собрать деньги, на которые построили два танка и боевой самолет. Родственники рассказали необычную историю жизни путевого обходчика Елизарова.

Железка

Факт, что в ноябре 1942 года таловские колхозники передали для строительства танковой колонны «Воронежский колхозник» около 300 тыс. рублей, широко известен. Этот почин подхватили колхозники других районов области, и в конце апреля 1943 года в войска была передана танковая колонна из восьми машин. Но мало кто знает о личном вкладе путевого обходчика Россошанской дистанции пути Александра Елизарова, который на собственные средства построил и передал войскам два танка Т-34 и штурмовик Ил-8 (по другим данным – Ил-10).

Историю жизни Елизарова лучше других знает его правнук, 41-летний уроженец Каменки Евгений Емцев, хотя помнит прадеда смутно: когда тот умер, Жене было всего три года.

– Я собрал архив из документов и фотографий, – рассказал Евгений Емцев журналисту РИА «Воронеж». – О моем прадеде можно написать целую книгу – столько всего переплелось в его судьбе. Александр Игнатьевич родился в деревне Сончино в 1891 году и воевал в Первую мировую. Там в одном из боев ему отстрелили фалангу указательного пальца правой руки. А в другом бою он лично взял в плен семерых немцев. Вернулся домой дед после революции, в 1920-е годы, и устроился работать путевым обходчиком на железку. Тогда же начал жить с моей прабабкой Агриппиной Митрофановной – расписались они лишь в 1959 году. 

– Обход моего прадеда составлял 14 км каждый день – семь в одну сторону, семь обратно. Семья, где воспитывались три дочери, жила в будке обходчика в 15 м от рельсов, по которым поезда проносились на север, в сторону Москвы, и на юг – к Ростову-на-Дону.

Место, где стоял домик путевого обходчика, заросло деревьями и кустарником. Сейчас это дальняя окраина Каменки.

– От дома ничего не осталось – в 1956 году прадед вышел на пенсию, а через несколько лет он построил новый дом из шпал в соседнем селе Сончино и переехал туда жить, – пояснил правнук Елизарова.

Материал в газете

Когда началась Великая Отечественная война, Александр Игнатьевич попросился на фронт, но ему отказали: во-первых, ему уже стукнуло 50 лет, во-вторых, не хватало фаланги пальца на руке, а в-третьих, в военкомате сказали, что железка, где он к тому времени проработал около 20 лет, и есть его главный военный объект.

Страстью «деда Сашко» всегда были пчелы, и меда он собирал очень много, несмотря на то, что его пасека состояла всего из 12 ульев. Они стояли в паре десятков метров от рельсов, по которым каждые 10-15 минут мчались поезда.

В те годы войны окрестные поля стояли неубранными, заросли высокой травой, что для пчел было настоящим раздольем. К Елизарову за медом приходили оккупанты, занявшие эти места летом 1942 года, но дед жестами прогонял их, показывая, что меда у него нет. На самом деле запасы были колоссальные – он качал мед чуть ли не каждый день, заполняя одну за другой 200-килограммовые бочки, которые присыпал землей, пряча от чужих глаз. Этих бочек с медом у него накопились десятки. В итоге Елизаров нашел как ими распорядиться.

Место пасеки

Уже в 1943-м, когда юг Воронежской области был освобожден, мимо, в сторону Ростова-на-Дону, проходил воинский эшелон. На подходе к станции Евдаково он притормозил, из теплушки высунулся боец и крикнул Елизарову, стоявшему с флажком: «Давай, отец, «зеленый», хочется поскорее до фрицев добраться, чтобы всыпать им хорошенько!» А когда поезд тронулся, тот же боец сунул обходчику свежую газету.

– Уже дома прадед показал своей жене статью в той самой газете о том, что саратовский колхозник Ферапонт Головатый внес 100 тыс. рублей из личных сбережений на постройку боевого самолета. Прабабка, работавшая вместе с ним дежурной по переезду, и три дочери поддержали решение прадеда тоже собрать деньги на постройку самолета-истребителя, чтобы передать воронежцу – дважды Герою Советского Союза Сергею Денисову, – рассказал Емцев.

О том, сколько именно денег из собственных сбережений внес Александр Елизаров, точных данных нет, но, скорее всего, речь идет о 200–220 тыс. рублей.

Денежные мешки

Мать Евгения – Валентина Николаевна, вдова внука путевого обходчика, – рассказала журналистам РИА «Воронеж» семейную легенду о том, откуда взялись эти деньги:

– Дед Сашко вместе с бабкой дважды возили мед в Москву, всего получилось около 100 т. Для его перевозки им выделялись специальные вагоны. Как именно и кому они сдавали тот самый мед, точно не знаю, только они после привезли из столицы два мешка наличных денег – что-то около 200 тыс. рублей. До сих пор соседи подтрунивают надо мной, спрашивают: «Осталось что-то из той военной кубышки?»

После своего первого «транша» супруги Елизаровы отправили телеграмму самому Сталину: «Дорогой Иосиф Виссарионович!.. Следуя примеру Ферапонта Головатова, мы с женой Агриппиной Митрофановной решили помогать Красной армии громить поганых немцев не только своим трудом, но и своими сбережениями. В прошлом году я внес наличными в госбанк 80 тыс. рублей, на них был построен самолет-истребитель… На днях я подписался на заем и внес в Фонд обороны 45 тыс. рублей. Прошу построить на них танк и передать его землякам-танкистам генерала Руссиянова…»

В ответной телеграмме Верховный главнокомандующий поблагодарил супругов Елизаровых.

Судьба одного из танков, построенных на средства Елизаровых, осталась неизвестной. Второй танк передали в распоряжение командира 116-го гвардейского артиллерийского полка, который в 1943 году вел боевые действия в составе 9-й гвардейской танковой бригады.

А 25 августа 1943 года танк, как говорится в официальном документе от имени генерал-майора танковых войск Ульянова от 17 декабря 1960 года, «в бою под городом Изюм вместе с экипажем, возглавляемым командиром 116-го гвардейского полка майором Павлом Гладковым, сгорел от артиллерийского огня на позиции противника».

– Что же касается самолета, построенного на те деньги, то дедушка как-то рассказывал, что истребитель Ил строился в Воронеже после того, как эвакуированный на год в Куйбышев (Самару) авиазавод весной 1943-го вернулся в свои цеха. Дедушку даже приглашали на предприятие, показывали самолет, построенный на его средства. А летчики пригласили его в машину и сделали круг над Воронежем. Судьба этой машины, как и одного из танков, до сих пор неизвестна, – рассказала Валентина Николаевна.

«Любил жизнь»

После войны Александр Игнатьевич продолжал работать путевым обходчиком, водил пчел, воспитывал дочерей. Прожил больше 90 лет.

– Дед Сашко всегда был интересным человеком, весельчаком, – вспомнила Валентина Николаевна. – Незадолго до своей смерти он переехал из Сончино сюда, в Каменку. В последние годы он почти не вставал с кровати, но держался бодрячком. Его внук – мой муж Володя, умерший в 2013 году, – с детства играл на баяне, и деду очень нравилось слушать его…

– Александр Игнатьевич был веселым человеком, – подтвердил другой родственник Елизарова, Владимир Лазаренко. – В 1965 году он сватал мою невесту и так лихо отплясывал на нашей свадьбе, пел народные песни. Он очень любил жизнь…

У супругов Елизаровых трое детей, четыре внука, пять правнуков и 11 праправнуков. Потомки чтят их память.

Александр Игнатьевич умер в 1982 году, Агриппина Митрофановна – в 1983-м. На кладбище в Сончино они похоронены рядом.

Ветер доносит гудки поездов, проходящих по рельсам, возле которых прошла почти вся жизнь героя той войны, на которой ему не довелось побывать.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: