Современным языком. Какими станут новые проекты воронежского ТЮЗа
Планами на ближайший год поделился художественный руководитель Евгений Кочетков
Дарья Снегова, 27 января 2022, 10:48
Художественный руководитель воронежского ТЮЗа Евгений Кочетков поделился ближайшими планами по развитию театра на пресс-конференции в областном Доме журналистов в среду, 26 января. На встрече также присутствовали руководитель департамента культуры Воронежской области Мария Мазур, председатель общественного совета департамента культуры Бронислав Табачников, председатель Воронежского отделения СТД Татьяна Фролова, директор Театра юного зрителя Андрей Васильев, артист ТЮЗа Александр Новиков.
– Я могу сказать, что встретился с театром в радости. Этой осенью мы выпустили спектакль. Я работал с удовольствием и, конечно, отозвался на предложение, мне было очень интересно. Теперь как художественный руководитель я создаю программу театра. Мне кажется, что сейчас программы театров должны планироваться на два года вперед. Чтобы мы понимали, какая эстетика у нас будет, какие режиссеры будут к нам приезжать, на какие фестивали мы можем податься. Не стоит забывать и о поиске грантов, – объяснил Евгений Кочетков.
О Воронеже
– Воронеж очень театральный город. О Воронеже я слышал еще много лет назад, здесь есть брендовые театры, театр Бычкова, например. Конечно, называется он Камерным, но все знают его как «театр Бычкова». Россия сейчас шумит о Никитинском театре – в этом году он едет на «Золотую маску» (спектакль «Двенадцатая ночь» номинирован на звание лучшей драмы/спектакля малой формы. На награду также претендуют режиссер Юрий Муравицкий и художник по костюмам Ваня Боуден. – Прим. РИА «Воронеж»). Я уже видел этот спектакль и очень рад за Юрия Муравицкого. Он учился в Воронеже, а я играл в его спектакле (Муравицкий ставил «Турандот» в Омском театре драмы. – Прим. РИА «Воронеж»), – рассказал худрук.
Какие премьеры ожидают воронежцев в ТЮЗе
В 2022 году в ТЮЗе поставят три спектакля на большой сцене.
– В ближайшее время приедет режиссер Анатолий Ледуховский. С 15 февраля он начнет работу над спектаклем по пьесе Александра Островского «Последняя жертва». Театр хотел Островского, его очень давно не было. Тем более приближается юбилейная дата – 200 лет со дня рождения драматурга (в 2023 году. – Прим. РИА «Воронеж»). Надеюсь, что спектакль будет очень интересным, потому что режиссер замечательный, я видел не один его спектакль. Спектакль представят к 27 марта, ко Дню театра. Режиссер уже приезжал, работа идет, эскизы я уже видел. Я сам работал над Островским несколько лет назад (Евгений Кочетков поставил «Не в свои сани...» в Брянском областном театре драмы имени Толстого. – Прим. РИА «Воронеж»), это очень интересно. Особенно интересно искать современный язык. Это не говорит об осовременивании, джинсах, например. Нужны современный язык, подача, чтобы спектакль был понятным. Речь идет о спектакле 16+, то есть для молодежи, студентов и более взрослого поколения. Я уверен, что мы найдем подход к зрителю в Воронеже, – заверил Евгений Кочетков.
Председатель общественного совета департамента культуры Бронислав Табачников:
– Я хочу отметить, что у Островского много пьес, но две – самые выдающиеся: «На всякого мудреца довольно простоты» и «Последняя жертва». «Последняя жертва» – пьеса мирового уровня. Пока не знаю, как она будет реализована, но то что она пойдет на нашей сцене – это уже очень хорошо.
– Другой спектакль поставит один из режиссеров, с которыми я сейчас веду переговоры. Могу назвать фамилии: я разговаривал с Марфой Горвиц, Викторией Печерниковой (2 февраля состоится премьера ее спектакля «Камень» в Камерном театре. – Прим РИА «Воронеж»), Филиппом Гуревичем, Алиной Кушим, Юрием Печенежским, Галиной Зальцман, Иваном Пачиным. Я заведомо называю молодые, но уже состоявшиеся в России имена. С конца сентября до начала ноября один из них поставит в ТЮЗе спектакль для детской аудитории 6+, – поделился планами художественный руководитель.
Еще один спектакль Евгений Кочетков поставит на большой сцене сам:
– Я возьму либо детский спектакль, либо классику.
Какие еще проекты появятся в ТЮЗе
– Мы запустили конкурс по современной драматургии для подростков, сейчас идет сбор пьес, будут читки. Нам нужна своя пьеса, та, которую еще никто не ставил, – уверен Евгений Кочетков.
Работы на конкурс #ДрамТин принимают до 31 марта. К участию принимаются пьесы, ориентированные на подростковую аудиторию (старше 12 лет), написанные на русском языке, не ранее 2019 года. Подробности – по ссылке.
– В мае мы проведем режиссерскую лабораторию. Я регулярно слышу от артистов, что лаборатория – это глоток свежего воздуха. В течение девяти лет я проводил лаборатории в «Школе современной пьесы», был куратором, режиссером, я знаю, как это делается. В результате будут созданы три эскиза. Из них мы выберем один, а может быть, два, а может быть, и все три, и в следующем году поставил спектакль для подростковой аудитории.
Для малышей и подростков
В планах Евгения Кочеткова – еще два амбициозных проекта:
– Если все получится, будет здорово. Если нет – значит, мы посеем зерна, которые взойдут в 2023–2024 годах.
Первым станет бэби-театр:
– Все говорят, что не хватает именно спектаклей для детей «с пеленок». Мы хотим воспитывать своего зрителя еще до того, как он пришел к нам на сказку. Мы хотим сначала поиграть с ним, чтобы он привык к театру. И, конечно, будем помнить и о мамах в декрете, они – наша первая целевая аудитория. Спектакли для малышей есть в кукольном театре, но для такого большого города, как Воронеж, одного такого театра слишком мало. Предложение по режиссеру уже есть, обговорили это с артистами.
Следующий – образовательный проект для школьников, который коснется школьной программы. По словам Евгения Кочеткова, в ТЮЗе возможно появится новое камерное пространство для этого проекта.
Руководитель департамента культуры Воронежской области Мария Мазур:
– Очень важно, чтобы молодежь приходила в атмосферу, которая бы ей нравилась. Мы начали эту работу: в театре заменили кресла, повесили новый красивый занавес. Но этого недостаточно. С первого шага в пространство театра подросток должен захотеть туда вернуться. Сейчас мы работаем непосредственно над пространством в фойе театра, входной группой, зимним садом, который жизненно необходим ТЮЗу. Эта площадка есть давным-давно, но пока не используется. Мы обязательно осуществим этот проект.
– Я добавлю, что хотелось бы, даже проходя мимо театра, хотеть в него зайти. Это очень сложная и долгая работа. Надеюсь, в течение года мы сможем создать проект. Мне очень хочется посоветоваться с коллегами из Москвы, в первую очередь с театральным художником, который должен дать искру, дать идею, как должен выглядеть театр, потом в дело вступит архитектор, – объяснил худрук.
– Возвращаюсь к образовательному проекту для школьников. Я вчера посмотрел «Капитанскую дочку». Это спектакль-долгожитель, собирает полный зал школьников. Тем не менее мне кажется, что в 2022 году можно найти новые формы и новые подходы, чтобы управлять зрителем- школьником. Кто-то смотрит такой спектакль, потому что ему не хочется читать произведение, кому-то действительно интересно, а кто-то просто сидит, потому что его привел в театр учитель. Это не значит, что спектакль плохой, это значит, нужно найти новый язык, – уверен художественный руководитель.
Над новым языком и собирается работать Евгений Кочетков:
– Есть технология сторителлинга, которым я лично очень увлекаюсь. Именно он подходит для школьной аудитории. Например, можно делать небольшие спектакли в новом пространстве, говорить с двенадцати-четырнадцатилетними подростками. Это может быть пушкинские «Выстрел», та же «Капитанская дочка». Мы выпустим что-то уже в следующем сезоне или в 2023 году. Мы будем искать под эти проекты гранты, потому что очень хочется сделать спектакли с использованием современных технологий, позвать специалистов.