Обзор РИА «Воронеж». Самые громкие ЧП, уголовные дела и судебные процессы 2021 года
Взрыв автобуса, ошибка киллера, расследование коррупционного скандала
Светлана Тарасова, 30 декабря 2021, 21:00
Подводя итоги года в Воронежской области, приходится вспоминать не только о радостных моментах. Обозреватель РИА «Воронеж» вспомнила самые крупные трагедии, преступления и резонансные расследования 2021-го.
Взрыв в центре города
Вечером 12 августа в автобусе маршрута № 10А неподалеку от ТРЦ «Галерея Чижова» прогремел взрыв. Погибли две женщины, 26 человек получили ранения. Следственный комитет возбудил уголовное дело о ненадлежащем оказании услуг по перевозке пассажиров, повлекшем причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 2 ст. 238 УК РФ).
Приоритетными выглядели версии о неисправности технического оборудования, например газового, а также о перевозке пассажиром взрывоопасных предметов. Перевозчик, однако, тут же заявил, что газового оборудования в автобусе не было, он работал на дизельном топливе. Не нашли и пассажира, который мог бы перевозить нечто взрывоопасное.
Ход расследования взяли под контроль в центральном аппарате Следственного комитета. Делом занимаются лучшие следователи страны, но следствие до сих пор не закончено, и о причинах случившегося достоверно ничего не известно.
Семьям пострадавших власти выплатили компенсации. По 1 млн рублей – за погибших, по 500 тыс. рублей – тяжелораненым.
Гибель детей в Копанище
Трое детей – два 12-летних мальчика и один восьмилетний – погибли в селе Копанище Лискинского района 3 июня 2021 года. Ребята решили поиграть в недостроенном дачном доме, и на них обрушилась бетонная плита. По факту происшествия возбудили уголовное дело о причинении смерти по неосторожности двум и более лицам (ч. 3 ст. 109 УК РФ).
Расследованием занимается 1-й отдел по расследованию особо тяжких преступлений регионального СУ СК, следствие пока не завершено.
Убийство учительницы
Трагедия произошла вечером 2 февраля возле остановки «Гостиница «Спутник»», когда 46-летняя Наталья Тушинская, учитель математики в школе №1 военного городка, возвращалась с работы. Она проходила мимо кафе «Рица» и говорила с преподавателем физики по телефону. В этот момент к ней подошел незнакомец и минимум 13 раз ударил ножом. Наталья Тушинская успела крикнуть своей коллеге, что ее убивают.
Согласно материалам дела, злоумышленник забрал сумку и телефон. Спустя два дня в Сети появилась ориентировка на предполагаемого убийцу, а чуть позже – запись с камер видеонаблюдения, на которой было видно, как предполагаемый преступник выходит из павильона с банкой энергетика. Подозреваемого задержали спустя неделю в Ростовской области и уже 12 февраля отправили в СИЗО. Мужчина жаловался судье и адвокату, что видит галлюцинации и слышит голоса в голове, пытался покончить с собой, но его спасли. Экспертиза подтвердила его вменяемость. Вину в убийстве Натальи Тушинской задержанный признал. Ему предъявили обвинение по статьям «разбой с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего» и «убийство, сопряженное с разбоем». Максимальное наказание – пожизненное лишение свободы.
Дело передали в областной суд.
Приговор за смерть по ошибке
В середине ноября областной суд Воронежа вынес приговор по заказному убийству бизнесмена из-за 2 млн долларов. По ошибке киллер застрелил не предпринимателя, а его 23-летнего сына.
Убийство произошло в Рамонском районе зимой 2020 года. А началось все с того, что 52-летний москвич задолжал 56-летнему отцу убитого, своему близкому другу, не менее 2 млн долларов США. Не желая возвращать деньги, москвич решил организовать убийство товарища. В начале осени 2019 года столичный предприниматель предложил 43-летнему знакомому найти людей, готовых на преступление. Тот согласился, потребовав за свои услуги 3 млн рублей. Организатор убийства предоставил знакомому подробную информацию о внешнем виде предполагаемой жертвы, ее месте жительства, роде деятельности и автомобиле, а также передал ему часть гонорара за планируемое преступление. Потом 43-летний мужчина попросил своего 46-летнего знакомого поискать человека для совершения заказного убийства. Тот, в свою очередь, предложил выполнить «заказ» ранее судимому 61-летнему москвичу за вознаграждение в 1 млн рублей. Ему передали 100 тыс. рублей аванса и подробную информацию о личности 56-летнего бизнесмена, фото его места жительства и автомобиля.
И 24 февраля 61-летний житель столицы в микроавтобусе, за рулем которого был его 55-летний знакомый, приехал к даче 56-летнего бизнесмена в Чертовицах. Увидев выезжающий из ворот дачного участка автомобиль, москвич не менее шести раз выстрелил в водителя из пистолета. Но водителем оказался не бизнесмен, а его сын. Парень скончался на месте.
Подельников судили в Рамонском суде в особом порядке. Киллера приговорили к 13 годам колонии строгого режима. Заказчика преступления отправили в колонию строгого режима на 19 лет. Его сообщник проведет в колонии 10 лет. Четвертый фигурант отделался штрафом в 100 тыс. рублей. Пятого освободили от наказания, так как он несколько месяцев провел под стражей во время следствия. Также суд удовлетворил гражданские иски двух потерпевших о взыскании в пользу каждого: с организатора убийства – по 3 млн рублей, с пособника преступления – по 1 млн рублей. (Потерпевшие требовали по 25 млн и 3 млн соответственно).
Один из участников преступления находится в федеральном розыске.
Суд по коррупционному скандалу
Обвинительное заключение по делу в отношении Алексея Антиликаторова, экс-главы Агентства инноваций и развития экономических и социальных проектов (АИР), до этого работавшего замглавы горадминистрации Воронежа, утвердили в конце мая 2021 года. Экс-чиновника обвинили в получении взятки в 1,5 млн рублей (ч. 6 ст. 290 УК РФ – получение взятки в особо крупном размере).
В основу дела легли события апреля 2018 года. По версии следствия, Антиликаторов получил взятку в 1,5 млн рублей за содействие в решении вопроса, связанного с организацией ярмарки у Юго-Западного рынка. Антиликаторов не отрицал, что получил деньги, но уверял: ему досталась только половина этой суммы, а остальное якобы досталось Сергею Курило, на тот момент первому вице-мэру.
Антиликаторова задержали, и суд отправил его под домашний арест. Вскоре Алексей Антиликаторов покинул пост в АИР. Под домашним арестом он пробыл около года – до 18 марта 2021 года. Рассматривать дело в суде Центрального района начали с середины лета.
На судебном заседании Антиликаторов заявил, что ввел бизнесмена в заблуждение, так как не в силах был решить данный вопрос. Теперь он раскаивается, готов возместить ущерб бизнесмену и просит переквалифицировать статью о взяточничестве на статью о мошенничестве в крупном размере (ч. 3 статьи 159 УК РФ). Максимальная санкция по ней – 6 лет лишения свободы со штрафом в 80 тыс. рублей. За взяточничество в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ) – 15 лет и 70-кратный штраф от суммы взятки.
Новый поворот в истории экс-гаишника с 22 квартирами
Имя бывшего гаишника Игоря Качкина прогремело на всю страну в начале 2020 года. Рядовая прокурорская проверка показала, что семье замначальника регуправления ГИБДД принадлежит 31 объект недвижимости на общую сумму 63 млн рублей и 21 автомобиль совокупной стоимостью 14 млн рублей. При этом официальная зарплата полицейского никак не предусматривала столь высоких доходов. Прокуратура сочла, что и его родители-пенсионеры вряд ли могут иметь доход, позволяющий приобрести дорогое имущество.
Правоохранители потребовали изъять 22 объекта недвижимости на общую сумму 50 млн рублей в пользу государства.
После того как эта история приобрела широкий резонанс, Качкину вынесли предупреждение о неполном служебном соответствии и перевели на пост начальника тыла отдела полиции Панинского района. Качкин подал иск в суд с требованием восстановить его в прежней должности и получил отказ. Мужчина утверждает, что все имущество нажито честным трудом, просто семья у него очень предприимчивая.
Советский районный суд приостановил производство по делу в феврале. Скончался один из ответчиков – Николай Качкин, отец гаишника. Возобновить процесс решили через полгода после распределения наследства.
А в июле-2021 история получила неожиданное продолжение: в отношении Качкина возбудили уголовное дело о покушении на дачу взятки (ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 291 УК РФ). По версии следствия, экс-гаишник предложил коллеге 30 тыс. рублей за помощь в получении водительских прав для знакомого. Качкина задержали и отправили под стражу. На допросе он признал вину и дал показания. Мужчину освободили от должности начальника тыла ОМВД по Панинскому району в августе.
Качкину продлили меру содержания под стражей, в СИЗО он останется по 19 января включительно.
Приговор за убийство 98-летней женщины
Воронежский областной суд с участием присяжных заседателей 22 сентября поставил точку в деле 69-летней пенсионерки, обвиняемой в убийстве своей 98-летней матери. Присяжные заседатели еще летом признали женщину виновной, но с оговоркой: «достойна снисхождения».
Левобережная подстанция скорой помощи зафиксировала вызов 26 сентября 2020 года: женщина на том конце провода сообщила диспетчеру, что умерла ее мать 1922 года рождения. У бабушки был целый букет заболеваний. Смерть по неестественным причинам – последнее, что могло прийти в голову в данных обстоятельствах. Однако то, что увидели два фельдшера, которых отправили на констатацию смерти, повергло их в шок: старушка – в крайней степени истощенности (32 кг при росте 152 см), вся в синяках и ссадинах. Участковый, явившийся с той же целью, что и медики, застал дочь умершей за замазыванием шишки на лбу матери тональным кремом.
Насторожившись, участковый распорядился о вскрытии. Кроме множества синяков и ссадин, судмедэксперт обнаружил переломы носа и 10 ребер. Одно из них проткнуло левое легкое. В заключении о причинах смерти специалист указал: «пневмоторакс». Кроме того, почти на всем теле были следы тонального крема, которым, вероятно, пытались замазать многочисленные увечья бабушки.
По факту смерти возбудили уголовное дело по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство лица, находящегося в беспомощном состоянии). Дочь старушки не стала отрицать вину. В чистосердечном признании она рассказала, что побила мать сгоряча: та ее разозлила, в очередной раз свалившись с дивана. Дочери с больной спиной нужно было вновь затаскивать туда бабулю.
На суде пенсионерка от сказанного на камеру отказалась. Заявила, что якобы следователь угрозами заставила ее написать явку с повинной, она сделала это под диктовку и подписала, даже не читая. Почти год следствия женщина провела дома под подпиской о невыезде.
Обвинение просило для подсудимой 10 лет лишения свободы. Защита настаивала на «убийстве по неосторожности» и настаивала на условном наказании. Вердикт судьи – 8 лет в колонии общего режима.