Гендиректор воронежского «Факела»: «В РПЛ мы по деньгам занимаем 16-е место»
Роман Асхабадзе подчеркнул, что добиться результата можно организацией, а не бюджетом
Андрей Королев, 29 июля 2022, 19:44
Генеральный директор воронежского «Факела» Роман Асхабадзе дал большое интервью о финансовом состоянии команды, ценах на билеты и реконструкции стадиона. РИА «Воронеж» выбрало главное из материала «Чемпионата», который опубликовали в пятницу, 29 июля.
Управленец рассказал, что за три года клуб удалось вывести из предбанкротного состояния, создать с нуля футбольную академию с 200 воспитанниками и наладить инфраструктуру:
– Это ненормальный срок – мы работали в ускоренном режиме. С учетом ограниченных финансовых возможностей, я не думаю, положа руку на сердце, что многие с такой задачей бы справились.
Функционер добавил, что специально сделал ставку на местных специалистов и футболистов, потому что привозить условных москвичей или тех же легионеров было бы дороже:
– Не жалуемся, но мы по-прежнему ограничены в финансировании. У «Факела» и в ФНЛ был самый маленький бюджет, и сейчас в РПЛ мы по деньгам занимаем 16-е место.
По словам Романа Асхабадзе, бюджет команды состоит из дотаций от области, собственного заработка (трансферы, билетная программа, мерчендайзинг, партнерские контракты) и доходов от лиги:
– В ФНЛ мы на продаже билетов и абонементов выручили порядка 12 млн рублей. Сейчас до первой домашней игры мы заработали уже около 30−35 млн, продав порядка 13 тыс. абонементов на восемь матчей. С учетом Fan ID реализация билетной программы идет пока только до конца декабря, то есть на первую часть чемпионата.
Интервьюер удивилась маленьким ценам на абонементы. Роман Асхабадзе ответил, что они отвечают предлагаемым для болельщиков условиям:
– Мы понимаем, что большой ажиотаж, болельщиков много, но сейчас в стране не самая лучшая экономическая ситуация, а наш стадион не строили под чемпионат мира, чтобы на нем были все комфортные условия и множество различных услуг. Поэтому мы были не вправе сильно поднимать цены, хотя понимали, что из-за такого решения много недополучим. Однако для нас в приоритете болельщики и их возможности. <...> Но я не альтруист в этом отношении, а прекрасно понимаю: будь у нас прекрасная новая арена со всеми возможностями, естественно, стоимость билетов была бы другая. Если бы мы играли на другом стадионе и продавали абонементы по такой цене, можно было бы сказать, что я немного сошел с ума. А так – это не столько благородно, сколько справедливо.
Гендиректор не стал прогнозировать посещаемость матчей после начала работы Fan ID в Воронеже:
– Не могу предположить – это новая ситуация, с которой до этого еще никто не сталкивался. Будем оценивать и действовать уже по ходу. То, что сейчас из-за бойкотов у большинства клубов снизилась посещаемость, – это очевидно. Вернутся ли болельщики спустя какое-то время или же в Воронеже они сочтут возможным оформлять Fan ID и все равно ходить на стадион – вопрос. Если эта услуга будет устроена удобно и понятно, то, думаю, рано или поздно болельщик вернется. По крайней мере, я на это надеюсь.
Глава клуба ответил на вопрос, как команде с маленьким бюджетом давать бой в лиге:
– Мы уже его дали в матчах с «Краснодаром» и «Ахматом» – игра была равная. Общались потом с коллегами, и все удивлялись: «Факел» хорошая команда, которую удалось собрать с таким бюджетом. Все дело в организации. Не устану повторять, что любой класс можно побить организацией. Многие менеджеры после работы в больших клубах могут прийти в команду с маленьким бюджетом и растеряться: денег нет, как выстраивать процессы? Мне же это, наоборот, очень нравится. Создавать интересный во всех отношениях продукт – это вызов. Обычно болельщики думают, что бюджет, который озвучивают, идет только на первую команду. Нет: это и основа, и профессиональная академия, где на бесплатной основе занимаются дети, и молодежная команда, и бэк-офис. Тяжело? Да, очень. Но интересно.
Затем Роман Асхабадзе объяснил, почему модернизация Центрального стадиона профсоюзов проходила в такие сжатые сроки. Вносить изменения до окончания ФНЛ было нельзя:
– Если команда играет на стадионе, уже имеющем лицензию ФНЛ, то нельзя выехать с него и начать какие-то работы. По регламенту мы обязаны играть на этом стадионе, поэтому мы ждали последнего матча и были готовы в сжатые сроки проводить все необходимые работы по устранению замечаний.
Также функционер разъяснил причины переноса сдачи родной арены «Факела» на улице Писателя Маршака, 1, на 2023 год:
– У нас произошли изменения по техническому заданию. Изначально стадион должен был вмещать меньше, но нам удалось увеличить вместимость до 10 тысяч. Спасибо губернатору, что принял это решение – оно позволит нам получить лицензию категории А1 для игры в РПЛ. Если бы вместимость была меньше, то стадион не получил бы категорию А1 в любом случае.