География трудовой деятельности репьевца Василия Лемещенко впечатляет: Ирак, Иран, Венесуэла, Бангладеш. О том, как живут люди на другом конце света и как чувствуют себя за границей россияне, он рассказал корреспонденту РИА «Воронеж».
Стройка за семью морями
За последние 15 лет Василий Лемещенко в прямом смысле приложил руку к строительству атомной станции в Иране, оружейного завода в Венесуэле, ремонту теплоэлектростанции в Ираке. Сегодня он работает в Южной Азии. Василий на этой стройке – мастер по монтажу. В его подчинении более 40 человек. Работа для него не новая, но не простая и очень ответственная.
Фото из архива Василия Лемещенко
В Народной Республике Бангладеш российская строительная компания возводит два блока атомной станции в поселке Руппур, который находится в 180 км от Дакки – столицы страны. Начали строительство в 2018 году. Уже смонтировали реактор первого блока и работают над вторым. Около 6 тыс. российских специалистов и 14 тыс. местных рабочих круглосуточно заняты на стройке. Новая атомная станция на реке Ганг должна решить проблемы с нехваткой электроэнергии в пределах самой страны, а также позволит экспортировать ее и в соседнюю Индию.
Красиво, но жарко
Впечатления о стране складываются при первом же взгляде на ее природу, окружающих людей. Василий Лемещенко видел разные пейзажи, и ему есть с чем сравнить.
– Кругом много яркой тропической зелени, непривычной для нашего глаза. В августе и сентябре – сезон дождей. А летним днем столбик термометра не опускается ниже 40 градусов. Ганг – очень широкая река, но с такой грязной водой, что вы себе даже не представляете. И комаров очень много, наверное, как у любого водоема. Купаться там точно не захочешь, – такое впечатление произвела на Василия южно-азиатская республика.
К влажности воздуха, достигающей 90%, нелегко приспособиться, говорит мастер. За один рабочий день несколько раз приходится менять одежду. Правда, сохнет она быстро, но стирка становится ежедневным обязательным ритуалом.
Местную воду, по словам Василия, пить нельзя, ее качество оставляет желать лучшего. Строители используют ее только для технических нужд. Питьевая – только бутилированная.
– Каждому монтажнику на смену выдают две бутылки по 1,5 литра. Но и та почему-то безвкусная, не то что наша репьевская, – признался он.
Работа на первом месте
Бангладеш, по наблюдениям россиянина, – очень бедная страна. Работы для местного населения практически нет. Многие выживают за счет того, что собирают и продают сезонные фрукты, которые растут в окрестностях. Есть текстильное производство, но с ограниченным количеством рабочих мест.
На стройке все строго: вход и выход четко по времени и пропускам. Выходной только один – в субботу. Местные жители – мусульмане, они не привыкли работать в пятницу. Но им так сложно устроиться, и они настолько ценят работу, что даже в этот день добросовестно трудятся. В среднем зарплата местных рабочих составляет 25−30 тыс. рублей – для них это солидный доход.
Фото из архива Василия Лемещенко
– Иногда бывает, что один работающий мужчина на эту зарплату кормит не только свою семью, но и ближайших родственников. Приходят совсем ничего не умея, но стараются и учатся. Очень уважают руководителей. Люди весьма дружелюбные, с ними легко найти общий язык, – отметил Василий Лемещенко.
Как рассказал мастер, на строительной площадке строго соблюдают все правила техники безопасности – находиться там можно только в касках, жилетах и масках. Причем у местных рабочих они желтые и красные, а у российских – белые. Из обуви разрешены только ботинки, невзирая на жару. Работа на высоте – со страховочными поясами. За нарушение техники безопасности наказывают строго, несмотря на статус и должность.
Внимательно следят и за здоровьем персонала. Все россияне перед отправкой в Бангладеш находятся на карантине, проходят вакцинацию от COVID-19. На месте дважды в месяц сдают ПЦР-тесты. Непривитых строителей даже не пустят на борт самолета.
Есть разница, что есть
Людям трудно менять годами воспитанные вкусовые привычки. И оказавшись в другой стране, многие не уживаются с местной кухней.
Фото – Виталий Грасс (из архива)
– На первый взгляд кажется, что продукты здесь те же самые, что и в России. Но это далеко не так. Совсем нет черного хлеба, только белый. Местные сезонные фрукты и овощи очень дешевые – 20 бананов можно купить за 100 местных така, это примерно 82 рубля. В сентябре наступает сезон манго – килограмм это фрукта стоит всего 32 рубля. А 1 кг лаймов можно купить всего за 18 рублей. Есть на рыночных прилавках и помидоры, и огурцы, и картофель. Но вкус у них совсем не тот, к которому мы привыкли. Привозная продукция, конечно же, дорогая. Например, болгарский перец и укроп, который у нас растет буквально под ногами, – сказал Василий.
Так как это мусульманская страна, на рынке не увидишь свинины. Но есть говядина, а строго в понедельник и среду продают рыбу и козлятину. Самое доступное мясо – курица.
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
– Но это не те куры, которые привычны нам, сельским жителям. Скорее их можно назвать тощими цыплятами. Причем продают их живыми. При тебе могут и забить, и разделать. А если ты оставишь продавцу потроха от этой курицы, то он будет бесконечно тебя благодарить.
Рабочие из местных на стройку приносят еду с собой.
– Она очень скромная, в основном рис с какими-нибудь приправами или овощами. Мяса в их обеде не увидишь. Трапезничают сидя прямо на полу, а едят исключительно руками. В обеденный перерыв, а он не меньше двух часов, практически все они спят. Где ели, там же расстилают на пол кто картонку, кто тонкую подстилку, и отдыхают, – поделился путешественник.
Рынок – дело мужское
Главное место торговли в Руппуре – рынок. С началом строительства атомной станции он стихийно возник прямо у дороги. Крытые навесы, полнейшая антисанитария, по впечатлениям репьевца, вполне устраивают местных предпринимателей. Здесь можно найти продукты, специи, чай, разные безделушки на любой вкус.
Фото из архива Василия Лемещенко
– Рыночные продавцы любят торговаться. И если завести с ними торг, то они будут очень рады самому процессу, а ты в итоге можешь хорошенько сбить цену на понравившуюся вещь. Торгуют исключительно мужчины. В основном они уже знают по несколько русских слов. Когда ты попадаешь на рынок, то каждый зазывает тебя в свою лавку. И со всех сторон только и слышно: банду, банду... Банду значит друг, – пояснил Василий Лемещенко.
Как он заметил, с появлением русских строителей у некоторых предприимчивых жителей бизнес стал расширяться. Они расстраивают свои магазины и предлагают товары, которые пользуются спросом. Много в поселке и парикмахерских. Работают в них тоже исключительно мужчины. Стрижки недорогие, и даже массаж головы сделают по желанию клиента.
– Прямо на рынке можно подшить брюки или укоротить рукава рубашки. И сделают это тоже мужчины, причем мастерски и дешево. Женщин на улице можно увидеть только в длинных до пят одеждах и с закрытыми лицами. Они очень любят ткани всех оттенков желтого.
Местные нравы
Движение в Бангладеш правостороннее. А вот ПДД здесь никто не соблюдает, на дорогах постоянные заторы. Путь до аэропорта у российских строителей занял девять часов.
– Только представьте, на автобусе 180 км за девять часов! Причем впереди двигались полицейские и пытались расчистить путь. Главный принцип на местных дорогах – у кого больше машина, тот и прав. Даже в столице нет светофоров. Легковые автомобили – роскошь для бенгалов. Своего транспортного производства в стране нет, машины только из-за границы. Большинство из них в качестве топлива используют пропан. Его стоимость около 45 рублей за 1 литр. Бензин дороже – 65 рублей. Передвигаются они в основном на велорикшах. Много и легких мотоциклов, похожих на наши скутеры. Россиянам садиться за руль здесь не разрешают, – заметил Василий.
В придорожных зарослях в Руппуре можно увидеть спокойно и свободно гуляющих тощих коров, безрогих коз или пасущихся на мусорных кучах овец.
– Их даже трудно назвать овцами, потому что размером они с собаку. За животными никто не смотрит, они сами по себе. Да и бродячих собак, которых подкармливают сердобольные русские, уйма.
Фото – Евгения Емельянова (из архива)
Местные жители не употребляют алкоголь, поэтому его даже нет в продаже. Но много курят, причем сигареты стоят недешево. Конфеты продают только в упаковках, а не на развес.
– Да и по вкусу они сильно уступают нашим шоколадным, – считает репьевец.
В Бангладеш Василий Лемещенко впервые столкнулся с тем, что детей при рождении нигде и никак не регистрируют. Плотность населения в этих краях очень высокая, детей рождается много. Но из-за высокой детской смертности документы на ребенка родители могут сделать, только когда ему исполнится десять лет.
По мнению Василия, бенгалы – добродушные и честные люди, которые умеют искренне благодарить. В этом он убедился не раз на собственном опыте. После одной из поездок в банк мужчина понял, что забыл там свой кошелек с только что снятыми с карточки наличными. Без особой надежды он вернулся назад. Каково же было его удивление, когда охранник сразу же вернул ему потерю. Василий хотел отблагодарить этого человека небольшой суммой, но тот наотрез отказался, пояснив, что это его работа.