Невероятный матч воронежского «Факела» с «Краснодаром» стал подлинной квинтэссенцией, наглядным выражением воронежского характера. Во всех его проблемных зонах и преимуществах.
Гадание по событиям, вдруг заносимым в разряд символов, сегодня не только крайне модная забава, но и весьма востребованная медийная технология. На чем только не пытаются заниматься самоанализом, рефлексией, какими только книгами, картами, фильмами, спектаклями не пытаются описать современность и заглянуть в будущее – составляя его анаграммы из первых букв каждого второго абзаца каждой третьей страницы, отыскивая в названии забытой речки тайное пророчество о судьбе родной земли, пытаясь постичь загадки ведения современного хозяйства на основе реплик жены графа Альмавива из драматичной старой комедии «Женитьба Фигаро». Однако происшедшее за полтора часа вечером в субботу на Центральном стадионе профсоюзов событие, со всеми его поворотами, переломами и итоговым результатом, действительно стало презентацией настоящей истории воронежской жизни.
Воронеж прекрасно стартовал в матче, быстро забив так нужный гол и поведя в счете. Но затем отдал инициативу опытным гостям. Причем, уступив сначала центр поля – то есть потеряв ментальное преимущество, перестав управлять собственной жизнью на поле, – воронежцы скоро перестали совсем думать о хоть каких-то контратаках против основательно наседающего гостя.
В том, как «Факел» защищался в эти пятнадцать-двадцать минут, было много отчаянно-героического, очень похожего на персональный подвиг каждого. Иначе ведь при переполненных трибунах просто нельзя. Раз за разом краснодарцы пробирались к воротам голкипера «Факела», и становилось ясно, что гол они скоро забьют. Они забили два. 1:2 представлялось в тот момент не только закономерным, но и фактически единственным из реально возможных результатов.
Показательно, что, перестав верить в собственные атакующие силы, проникшись чуть ли не бразильским мастерством много уже повидавших в «высшем свете» российского и международного футбола гостей, Воронеж явно потерял себя. В такой ситуации разница всего лишь в один мяч в пользу «Краснодара» виделась чуть ли не подарком, откровенной удачей.
Интересно, что перед началом второго тайма, судя в том числе и по разговорам на трибунах – здесь кое-кто вновь завел шарманку про то, насколько больше в иностранных деньгах стоят высококвалифицированные легионеры гостей, чем наша отчаянная «бригада», – никаких благоприятных для воронежцев перемен в поединке особо не ждали. Но стоило проявиться еще одной титульной черте нашего характера – несгибаемому природному упрямству, – как все вокруг просто перевернулось. Стремительно, невероятно быстро поменялось – и, естественно, в пользу гордых упрямцев.
Сыграла ли свою роль «свежая кровь», которую в перерыве срочно ввел в «вены» «Факела» тренер Пятибратов – на поле вышло сразу несколько не игравших в первом тайме футболистов? Наверняка. Но еще важней представляется решимость, вера в собственные силы, возвращенная себе воронежцами. «Побеждать!» – тут же, в ответ на неожиданные быстрые атаки своих, заревели трибуны. «За Воронеж, за победу!» – ответили им своим футболом спортсмены.
«Воронеж многонациональный» – даже эта важная и новая черта нашего характера нашла свое выражение в спортивном сражении в этот день. Человек с царским именем Ираклий и по фамилии Квеквескири двумя точнейшими и мощными ударами подарил городу не только заслуженный результат, но даже надежду на полную победу в, казалось бы, наглухо проигранном по счету матче.
Ведь весь могучий натиск «Факела» с самого начала второго тайма, когда воронежцы просто штурмовали ворота первого вратаря первой сборной России Матвея Сафонова, отражавшего самые неберущиеся удары по своим воротам, неожиданно закончился третьим голом в воронежские ворота. Немного подустали футболисты «Факела» от ярости собственных атак и ошиблись-таки. Как говорится, на ровном месте. А вслед за внезапными 1:3 еще и получили второй в этот вечер пенальти от арбитра. Но воронежский вратарь отбил решающий удар, а спустя четыре минуты, за двадцать минут до конца игры, Ираклий пробил точно в верхний угол. И вот с таким ударом ничего не мог поделать даже Сафонов. 2:3.
То, что могут воронежцы, когда видят реальный результат своего тяжелого труда – а удар Квеквескири был очень красивым результатом, итогом большой коллективной работы, – воронежская команда на всю страну продемонстрировала в последние 20 минут встречи. «Южнороссийские бразильцы» со всеми их футболистами сборной страны, со всеми отличными и мощными легионерами-иностранцами, со всеми умениями, талантами и доходами, были сметены воронежской страстью и воронежским куражом. Удары с правого фланга, с левого фланга, в упор из пределов вратарской площадки и после подачи бесконечных угловых. И атаки, атаки, атаки. Второй гол Квеквескири за 6 минут до финального свистка поднял на ноги весь переполненный стадион. Стадион, который увидел что-то очень родное, очень свое, природное, в том, как силой воли, верой в себя, несгибаемой жаждой победы диктовался и достигался успех, выдал на-гора базовый смысл воронежского характера и воронежского бытия: «За Воронеж, за победу!».
Единство в преодолении вызовов времени, трудностей, проблем, истинная соборность жизни – в этот субботний вечер вновь было доказано, что именно в этом и состоит главный рецепт любого воронежского успеха. В любом деле приходит тот самый «момент истины», и мы все, как один, вдруг встаем в общий воронежский строй, вдруг понимаем, как это прекрасно – чувствовать локоть земляка, брата, настоящего товарища по оружию.
«За Воронеж, за победу!» – как бы на самом деле хотелось, чтобы этот славный и родной нам девиз стал определяющим для каждого воронежского дела. Нам столько всего нужно еще сделать, добиться, построить и создать.
Самая наглядная демонстрация воронежской футбольной командой – всего-то за полтора часа, но зато в какой высокой концентрации! – и слабых, и сильных сторон нашего характера, выразительных черт нашей базовой и общей для подавляющего большинства воронежцев личностной природы, показала, как, каким путем мы можем добиваться успеха. И за это открытие наши футболисты заслуживают самых горячих оваций.