Это исторически значимое и почетное подразделение в структуре Росгвардии было образовано 14 июля 1993 года и в скором времени стало примером профессионализма и эффективности в своей деятельности.
30-летний юбилей авиационной эскадрильи Центрального округа Росгвардии – это отличный повод отметить ее достижения и успехи в прошлом и подчеркнуть ее значительный вклад в обеспечение безопасности страны в настоящем.
Задачи эскадрильи
Путь становления воронежской авиационной эскадрильи начался с создания базы в городе Воронеже. Благодаря расположению в стратегически важном регионе и наличию подходящей инфраструктуры, Воронеж был выбран в качестве базовой точки для одного из подразделений авиации внутренних войск.
Первоначально эскадрилья состояла из небольшого числа летательных аппаратов и личного состава. Однако с течением времени она развивалась и увеличивала свои возможности. Постепенно было завоевано доверие и признание военного командования, что способствовало ее дальнейшему развитию.
А вот основные цели и задачи всегда оставались неизменными: ведение разведки в целях обнаружения бандитских формирований, эвакуация личного состава в зоне боевых действий, огневая поддержка, перевозка войск, боевой техники и грузов.
Как создавалась
Формально днем создания войсковой части 3734 внутренних войск можно считать 14 июля 1993 года, когда приказом министра внутренних дел МВД России эта часть была сформирована в городе Воронеже. Однако фазу своего активного развития она получила весной 1994 года, когда в расположение местного оперативного полка внутренних войск прибыл первый командир части – полковник Валерий Лихачев. Отважный офицер, к тому времени он уже имел опыт руководства подобной отдельной авиационной частью, был награжден за мужество и героизм, проявленный при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги» за освоение новой авиационной техники.
Валерий Лихачев
– В мае 1994 года я был назначен командиром эскадрильи, которой выделили небольшое помещение размером 2х2 м в воронежском полку внутренних войск. У нас тогда не было практически ничего. Но вскоре в расположение части стали прибывать первые военнослужащие. И жизнь закипела, – вспоминает Валерий Лихачев.
На начальном этапе офицеры занимались в основном организационной работой. В сентябре, на первом построении, их было всего около 20 человек, но с них и началась история прославленной воронежской эскадрильи.
По словам первого командира, штаб воинской части расположился в здании опустевшего детского сада, абсолютно не подходящего под стандарты и требования воинской части, зато близкого к аэродрому. Пилоты и техники своими руками в свободное от полетов время перестраивали, перекрашивали и переоборудовали помещения, приспосабливая их под воинские нужды.
– Всем 1990-е годы запомнились каким-то сплошным бедствием, разрухой и отсутствием денежных средств. Наша часть тоже не была исключением и претерпевала такие же трудности, как и вся наша страна: задержки по зарплате, отсутствие авиатоплива. И в этих сложных условиях нам помогала администрация Воронежской области в лице губернатора Ивана Шабанова – нам выделили помещение, оказывали поддержку и финансовую помощь, – с благодарностью вспоминает боевой офицер.
Авиационную технику тогда разместили на бывшей стоянке авиации Министерства обороны. Было много трудностей, однако за несколько месяцев удалось запустить в действие сложный механизм авиационной воинской части, создать крепкий коллектив, наладить работу всех служб.
Важным этапом становления воронежской авиационной эскадрильи стало участие в ряде крупных военных учений и операций. Это позволило личному составу расширить свои возможности и накопить неоценимый опыт в военной деятельности.
Всегда на высоком уровне
Фото Марины Викторовой
В ноябре 1994 года с получением первой боевой машины – вертолета Ми-8Т – началась новая страница истории воронежской эскадрильи, которую пилоты писали в небе Северо-Кавказского региона.
В сложнейших метеоусловиях, в обстановках огневого воздействия противника экипажи с высоким качеством выполняли все поставленные задачи.
Необходимо отметить, что эскадрилья всегда ставила перед собой высокую планку в подготовке и выполнении задач. Такой подход и сегодня позволяет ей эффективно выполнять свои обязанности, успешно справляться с поставленными целями.
Валерий Митрофанович помнит множество интересных историй, которые могли бы лечь в основу сюжетов приключенческих фильмов. Так, экипажи эскадрильи, рискуя жизнью и проявляя высочайший профессионализм и героизм, неоднократно спасали жизни сотен военнослужащих в боевых условиях. Инженерно-технический состав, не считаясь с личным временем, качественно готовил авиационную технику к полетным заданиям. К слову, за все время боевых действий по вине технического состава не было зафиксировано ни одного серьезного отказа авиатехники в полете.
Костяк воронежской эскадрильи и тогда, и сейчас составляли опытные пилоты, имеющие боевой опыт в горячих точках. Многие из них принимали участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС – все награждены правительственными наградами.
С 2016 года внутренние войска реорганизованы в Федеральную службу войск национальной Гвардии России. Вместе с войсками эскадрилья стала Росгвардейской.
Воинский коллектив эскадрильи стал школой становления и мужества для многих военнослужащих. Наш боевой труд оценен похвалами не только вышестоящего командования, но и бойцов и офицеров оперативных частей и спецназа, поскольку зачастую именно от нас, воздушных рабочих войны, зависит успех той или иной операции, жизнь людей. В последние годы значительно расширился круг задач, решаемых государственными структурами с привлечением Росгвардии, их востребованность в обществе растет, а следовательно, и возрастает объем выполняемых ими задач.Владимир Сухорослов
Командир войсковой части 3734, подполковник
Ветераны части, те, кто стоял у истоков ее формирования, горячо и сердечно поздравляют весь личный состав с замечательным юбилеем! Желают летного безаварийного долголетия, мира, покоя и благополучия всем военнослужащим и членам их семей!