Начиная с августа в микрорайоне Березовая роща погибло около двух десятков собак – их отравили. Среди пострадавших животных – не только дворняжки, но и домашние псы, с которыми ежедневно выходят на прогулку хозяева. Люди написали четыре заявления в полицию, называя случившееся вопиющей жестокостью, которую нельзя оставлять безнаказанной. Правоохранители, по их словам, заявления приняли, но принимать меры не торопятся. Жители сами провели расследование и нашли подозреваемую в отравлении псов. Есть ли у них шанс на законное возмездие – выясняли корреспонденты РИА «Воронеж».
«Огромный потенциал жестокости»
В среду, 14 сентября, в Воронеже лил дождь. В 9 утра к остановке Морозова подошли около десятка человек. Некоторые вели на поводках собак. Люди пришли в это раннее ненастное утро встретиться с журналистами, чтобы рассказать о своей беде.
Женщины купили четыре гвоздики в ближайшем цветочном ларьке и положили их на траву – на место, где все лето прожили щенки. Жители микрорайона стояли под зонтами и молчали, некоторые утирали слезы. По их словам, в воскресенье, 4 сентября, на их глазах здесь произошло зверское убийство.
– У щенков глаза вылезали из орбит, они визжали от боли, их рвало, – дрожащим голосом вспоминала одна из очевидцев, продавщица соседнего ларька Юлия. – Они умирали в жутких муках, студенты их обступили, никто не знал, что делать, это было в середине дня. Тут у одной девочки-подростка случилась настоящая истерика. Я по образованию педагог, работала в школе и понимаю, какой это шок для детей, видеть такое. Это были очень добрые собаки, никогда никого не трогали. Такой садизм вызвал просто оторопь.
София тоже присутствовала при агонии собак тем воскресным вечером.
– Я собачница, гуляю тут неподалеку. Мой пес часто играл с этими щенками. Они очень добрые, ласковые... Умирали они совершенно дико, на глазах у всех. Смотреть на это было невыносимо...Сегодня те, кто это сделал, собак убивают, а завтра?.. У этих людей огромный потенциал жестокости, – уверена девушка.
«Все начинается с безразличия»
Одного из четырех щенков все-таки удалось спасти. Елена Плеханова по профессии врач. Она успела довезти одну из собак до ветклиники. Призналась, что ей в жизни пришлось столкнуться с убийством родного человека и произошло это, по ее мнению, в том числе из-за равнодушия окружающих.
– Все начинается с безразличия. В моем случае – никто не помог, прошли мимо, закрыли двери. А человек погиб. Я стараюсь прийти на помощь, если могу, – говорит она.
По ее словам, она подошла к собакам уже на финальной стадии. Только один щенок был еще в состоянии бороться.
– Я его посадила в машину и повезла к ветеринарам. Это такой благородный пес! Представляете, сдерживался, чтобы его не стошнило в машине, – просил открывать дверь, чтобы ее не испачкать. Он такое смирение проявил и выдержку, когда его кололи и промывали!.. У мужчин слезы были, когда они все это видели, – делилась Елена.
Женщина решила разобраться в ситуации. Она отвезла труп одной из собак на экспертизу, которая показала, что животных отравили человеческим противотуберкулезным препаратом.
– У собак от него сжигается желудок, происходит неукротимая рвота, одышка, изменяется картина крови, поражаются легкие, кишечник. Они слепнут, даже если их удалось спасти, – объясняет Елена.
Женщина призналась, что во что бы то ни стало хочет найти виновного и привлечь его к ответственности. Она написала заявление в отдел полиции Центрального района.
– В уголовном кодексе РФ есть статья 245 «Жестокое обращение с животными». За то, что произошло у нас на глазах, положено наказание, вплоть до лишения свободы до 3 лет. Он же не просто так писался, а для того, чтобы в нашем обществе подобного не происходило, – считает она. – В полиции нам сказали, что заявление приняли, разбирательство передали участковому. Но тот упорно не снимает трубку, чтобы ответить на наши вопросы. Правоохранители, как нам кажется, настроены очень скептически, дают нам понять, что мы отвлекаем их от важных дел. Типа – «зоошиза»... В доме напротив есть видеокамера, где все фиксируется, наверняка снят момент, когда собак кормили этой дрянью. Но никто не пытается просмотреть эти записи, – вздыхает Елена.
Не первый случай
Любовь Ильина живет на улице Ломоносова. Своих двух собак она подобрала с улицы 13 лет назад. У одной были перебиты задние лапы, у второй – поврежден глаз. Она их выходила и оставила у себя. Около месяца назад их отравили.
– Эти собаки были моей отрадой, утешением. Я человек одинокий, они и были моей семьей: Боня и Найда, – рассказывает женщина.
В воскресенье, 7 августа, она вернулась домой поздно и отправилась гулять с собаками уже по темноте.
– Через полчаса после прогулки с ними начало твориться что-то невообразимое: собаки стали куда-то нестись, выть, падать в конвульсиях, пошла пена из пасти. Благо у меня был антидот – я ведь опытная собачница. Уколола, потом отвезла их к ветеринарам. Три дня за них бились, но спасти удалось только одну, вторая ушла в жутких муках, – всхлипывает Любовь Викторовна.
Труп собаки женщина отвезла в Воронежскую областную ветеринарную лабораторию.
– У меня есть заключение специалистов, что собака погибла от острой интоксикации организма, в ее крови обнаружен противотуберкулезный человеческий препарат. Я 15 августа написала заявление в полицию. За месяц меня даже ни разу не вызвали, – сетует женщина.
Любовь Викторовна призналась, что соседи не надеются на правоохранителей, поэтому они объединились и провели собственное расследование.
– Председатель нашего ТСЖ сбросил мне видео, на котором в день отравления некая женщина что-то вытаскивает из сумки и разбрасывает неподалеку от нашего дома, в том числе и в кустах, где гуляли мои собаки, – рассказывает она.
Эту же женщину сняла камера видеонаблюдения и на другом доме в районе СХИ. Здесь живет Тамара Чакина, ее питомцев отравили 3 сентября, когда она вместе с супругом поехала за продуктами. Собаки вышли за калитку их частного дома и тоже съели отравленное угощение.
По камере было видно, что некая женщина лет 60, в очках, хрупкого телосложения, достала из сумки баночку из-под сметаны, зачерпнула какой-то паштет и угостила им собак. То, что было дальше, все знают.
Вычислили
Через ветеринарного врача люди узнали друг о друге, объединились и стали искать злодея.
– У нас такой район благодатный, тихий. Контингент – профессура, студенты, тихая интеллигентная публика. Опять же, все знают друг друга, как в деревне, – рассказывает Любовь Ильина.
Женщину с видео стали показывать друг другу и довольно скоро ее опознали и вычислили.
– Мы узнали про нее все – возраст, адрес, место работы, образование. Удивительно, но в ее биографии не было эпизода, чтобы она пострадала от бродячих псов. Впрочем, чего-то мы могли и не узнать. Она одинокая, с несложившейся судьбой и, к слову, интеллигентной профессии, – рассказывает Любовь Викторовна.
Женщина рассказала, как пыталась поговорить с возможной убийцей своей собаки.
– Я хотела, чтобы она опомнилась. Посмотрела на меня, на того человека, которого она сделала несчастной. Я ее просила, умоляла остановиться. При этом она ничего не отрицала. А на следующий день после нашей встречи отравила еще одну собаку, – вздыхает Ильина.
Поймали с поличным
В пятницу, 16 сентября, на улице Морозова история повторилась – пострадал еще один пес. А в субботу, 17 сентября, двое жителей района поймали отравительницу с поличным. Они увидели, как весьма благополучного вида женщина (та самая, которую зафиксировали камеры наблюдения) подкладывала ливерную колбасу с таблетками собакам на улице Гастелло. Люди ее задержали и отвели к участковому в ближайший опорный пункт полиции.
Там всех опросили и составили протокол. Но у тех, кто доставил злоумышленницу в участок, есть большие сомнения по поводу того, что отравительницу как-то накажут. «Травила и буду травить», – заявила она. У людей от безысходности опускаются руки.
Мнение специалиста
– В этом районе действительно обитает много собак, но они стерилизованы по программе ОСВВ («Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат») по инициативе неравнодушных людей, – рассказала инспектор по обращению с животными в Воронеже Анна Золотарева. – Знаю, что по поводу случившегося ведется доследственная проверка, материалы дела находятся в отделе полиции Центрального района. Животные, которые пострадали, были совершенно безобидны. У нас есть комиссионные выезды, когда нам приходится забирать с улицы животных, проявивших немотивированную агрессию. Это не тот случай. Многие люди просто считают, что животные нам в принципе не нужны, и это печально.Анна Золотарева
Инспектор по обращению с животными в Воронеже