Заведующая фельдшерско-акушерским пунктом в лискинском селе Аношкино Надежда Колесникова заключила контракт с Минобороны в феврале 2024 года. Медсестра попала на одно из самых сложных направлений, где и сейчас идут ожесточенные бои.

Сначала работала в одном из госпиталей областного центра, затем – в блиндажных госпиталях, где оказывала неотложную помощь бойцам, получившим ранения на передовой. В январе 2025-го у Надежды Колесниковой завершился контракт, и она вернулась домой. Что побудило женщину отправиться на СВО и как участие в спецоперации изменило ее жизнь – в материале корреспондента РИА «Воронеж».

Врач – это «наследственное»

Уроженка Острогожска и выпускница местного медучилища, Надежда Колесникова с детства мечтала стать врачом.

– Собственно, это у нас семейное, – рассказала она. – Моя мама тоже планировала поступить в медицинский, но не сложилось, и в итоге она стала ветеринаром, точнее – преподавателем ветеринарии. Я же, окончив Острогожское медучилище, год проработала в Каменке фельдшером скорой помощи, а потом переехала в Лискинский район – там требовалась заведующая в сельский ФАП, к тому же предоставляли жилье и вовремя платили зарплату. В середине 90-х это была большая редкость, так что я отправилась в Аношкино, не раздумывая.

С тех пор прошло 29 лет – ровно столько насчитывает стаж Надежды Колесниковой. За это время работа стала для нее домом, в буквальном смысле этого слова. Здание ФАПа разделено на две половины: в одной располагается сам медпункт, а в другой – жилье заведующей.

– Это очень удобно, – рассуждает медик. – Как говорится, далеко ходить не надо.

Поступить в медицинский вуз у Надежды тоже не получилось – дети, заботы, много работы. Но эта мечта передалась ее младшей дочери – Кате.

– Сейчас она только в пятом классе, но уже вполне уверенно заявляет: «Буду стоматологом!» Собственно, во многом ради нее я и отправилась на СВО. Поступить на бюджет, тем более в мед, очень сложно. И пусть моя Катя – отличница, но мало ли что. А сейчас у меня статус ветерана спецоперации, и тем самым я не только поработала на благо Родины, но и обеспечила своей дочери достойное будущее, – призналась Надежда Колесникова.

Трудности не сломят

После заключения контракта теперь уже военной медсестре дали три дня на сборы, а затем направили в учебку в Каменку, только не в воронежскую, а в ту, что в Ленинградской области.

– Здесь нас два месяца обучали тактической медицине – как накладывать жгуты, как переносить раненых. Кроме того, мы тренировались в ползании, стрельбе, метании гранат, сборке-разборке автомата и многом другом. Честно говоря, учиться мне очень понравилось. Сдружилась со многими, причем эта дружба теперь уже, наверное, навсегда, – продолжает участница СВО.

Затем ее направили в один из госпиталей в Белгороде. Там Надежда Колесникова работала в процедурном кабинете, а потом – в реанимационном отделении. График жесткий – сутки через сутки.

– Приходилось ставить по 70 капельниц за дежурство. Нагрузки серьезные, но ведь нашим бойцам еще тяжелее. Так что усталость, конечно, давала о себе знать, но не выбивала из колеи. Там же я и позывной себе придумала – Клен. Во-первых, он начинается с первой буквы моей фамилии, во-вторых, кленовая ветвь – это символ стойкости, ее сложно сломать. Согнешь – а она тут же на место встает. Ну, и в третьих, слова из «Смуглянки» вспомнились, – рассказала медсестра.

Люблю тебя, жизнь

Прошла пара месяцев, и Надежду по ее же просьбе перевели в полевой госпиталь.

– Стационар есть стационар, даже когда речь идет о госпитале. В Белгороде военные получают лечение в условиях круглосуточного пребывания, а все самое страшное для многих уже позади. Мне же хотелось быть поближе к передовой, чтобы стать максимально полезной, – говорит военный медик.

Госпиталь размещался в подвале одного из заброшенных административных зданий. Двести квадратных метров разделены перегородками – два жилых помещения для медперсонала (мужская и женская половины), а еще два – приемная и реанимация.

– Здесь уже чувствовалась близость зоны боевых действий. Раненых поступало больше. Нагрузки возросли. Но все равно это ничто по сравнению с другим госпиталем, где мне тоже довелось побывать, – призналась Надежда Колесникова.

Этот госпиталь находится всего в четырех километрах от передовой.

– Под массированный обстрел ВСУ населенный пункт попадал едва ли не каждый день. Госпиталь блиндажный, всего 30 квадратов. Из медперсонала – два человека. Медсестра и врач. Помещение одно, тут уж не до комфорта, – вспоминает Надежда Колесникова. – Поступают ребята с самого «передка». Мы оказываем неотложную помощь и отправляем дальше. Самое обидное, когда вроде и откачаешь, понимаешь – будет жить! Отправляешь его дальше, а «буханку-скорую» замечает украинский дрон. И все.

Мыши, крысы, подвальные комары, от которых не помогали репелленты – все эти трудности, по словам Надежды, можно пережить. Но самое сложное – это нехватка свежего воздуха.

– Сутками приходилось сидеть в блиндаже: высунешь голову – прилетит дрон, а не дай Бог выйдешь – наткнешься на мину-лепесток и останешься без ног, – продолжает военная медсестра. – Поэтому сейчас, вернувшись домой, я научилась ценить простые вещи. И поняла, что в этой жизни главная ценность – и есть сама жизнь.

Героиня публикации вернулась на прежнее место работы в сельский ФАП после двухнедельного отдыха.

– Не могу рассиживаться. Отвыкла. Да и здешние нагрузки кажутся сущими пустяками в сравнении с тем, что было, – признается она.

Больше всего рады возвращению медика односельчане. Ведь на попечении Колесниковой их – более 420 человек.

– Многих помню еще детьми, а они уже сами ко мне своих деток приводят. Жизнь продолжается. Чтобы так было и дальше, многие из моих коллег и отправляются в зону спецоперации, – уверена медик.

Контекст

В регионе продолжается отбор кандидатов в кадровую программу «Герои земли Воронежской». Она аналогична федеральному проекту «Время героев» и нацелена на подготовку руководителей из числа участников и ветеранов СВО для последующей работы в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также в государственных компаниях и корпорациях регионального уровня. Заявку на участие в программе можно подать на сайте проекта geroi.govvrn.ru до 10 апреля. Также на сайте собрана информация о действующих мерах поддержки бойцов и ветеранов СВО, членов их семей, возможностях реабилитации, вариантах трудоустройства и переобучения, а также о помощи в открытии собственного дела.

Справка РИА «Воронеж»

Напоминаем, что всем воронежцам, заключившим контракт с Министерством обороны, полагается единовременная выплата в размере 905 тысяч рублей, статус ветерана боевых действий, а также социальная поддержка со стороны правительства Воронежской области всех военнослужащих и членов их семей. Например, предоставление бесплатного горячего питания для детей участников СВО, обучающихся в школах или колледжах. Контракт заключается на срок от одного года со всеми категориями граждан. Подробности – на сайте svoi36.ru, по телефону: 122 или в пункте отбора на контрактную службу по адресу: Воронеж, улица Фридриха Энгельса, 52.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».