С момента открытия школы №5 «Эврика» в Новой Усмани Воронежской области в ней работают ресурсные классы для детей с ограниченными возможностями здоровья. В них занимаются ребята с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. Чтобы устранить сложности, с которыми сталкиваются родители детей с ОВЗ при взаимодействии с образовательным учреждением, школа «Эврика» при поддержке администрации района реализовала бережливый проект. Его результатами стали снижение объема оформляемой бумажной документации для родителей и педагогов, упрощение адаптации детей, а также повышение прозрачности образовательного процесса. Подробнее – в материале РИА «Воронеж».
Ежедневное заполнение более 50 страниц вручную
Специфика образовательной модели «Ресурсный класс» заключается в том, что дети обучаются в открытой общеобразовательной среде в соответствии со своими особенностями и потребностями в сопровождении тьютора. Обучение происходит по адаптированным образовательным программам, которые разрабатываются индивидуально для каждого школьника.

В обязанности преподавателей входит заполнение документации по каждому ребенку. Ранее она была только в бумажном виде. Свои данные ежедневно в одну папку вносили тьютор, учитель-дефектолог, психолог и родитель. В документах указывалась различная информация о каждом ученике, включая настроение и поведение ребенка. Всего папка насчитывала более 50 страниц. Сложности создавал и поиск документов по каждому ребенку, если специалист, который заполнял папку последним, отсутствовал по какой-либо причине на работе. Кроме того, педагогу необходимо общаться с родителями учащихся и предоставлять им информацию о том, как проходит освоение программы и общая адаптация ребенка. Чтобы избавить всех участников процесса от возникающих сложностей, бумажной работы, появилась идея создать электронный документооборот.

– У нас есть система, в которой тьюторы переходят и меняются каждую четверть. Это необходимо, чтобы ребенок не привыкал и его поведение менялось. Каждый раз на каникулах мы выделяли два дня, что называется, на передачу детей. Мы брали коробки с документами и переносили. В связи с этим мы решили, что нам нужна электронная система, где ты можешь из дома посмотреть ребенка, которого возьмешь на следующую четверть. Где ты увидишь, как ребенок себя вел в течение четверти, какие у него есть поведенческие особенности, какие он принимает препараты, на что аллергия, как он работает с логопедом, с психологом. И нужный инструмент, решающий наши сложности, мы нашли в бережливом проекте, – рассказала учитель-дефектолог Елена Минакова.
Что изменилось после внедрения бережливого проекта
Суть бережливого проекта заключалась в том, чтобы создать единый электронный документ на базе Excel, где данные смогут вносить все участники процесса: родитель, психолог, тьютор, учитель-дефектолог. Документ закрыт, доступ к нему есть только у вышеуказанных лиц. Пароль меняется вместе с тьютором.
– Сейчас процесс передачи детей происходит в течение 15 минут. Человек открыл, посмотрел данные, когда ему удобно. Я уверена и знаю точно, что могу с этого человека спросить в начале четверти, какие мы будем цели ставить, что будут отрабатывать с этим ребенком. И уже здесь будет четкая и ясная позиция. Благодаря электронному документу нам, специалистам, не нужно встречаться друг с другом, чтобы уточнять информацию. Открываешь документ, и там есть вся необходимая информация. Бывают ситуации, когда у ребенка разное поведение в течение дня. Значит, нужно разбираться почему. И отследить изменение поведения помогает именно наш документ. Мы также экономим время мамы, чтобы она не читала по 20 сообщений от нас, а мы от нее. Все прописано в документе, – поделилась учитель-дефектолог Елена Минакова.
Директор Новоусманской школы №5 «Эврика» Марина Боброва считает, что время, которое раньше тратилось на бумажные документы, педагоги могут провести с пользой. Например, потратить его на разработку новых материалов, поощрить ребенка, провести с ним время.

– Мне тоже важно как
руководителю, чтобы мои педагоги работали в комфортных, хороших условиях. У
учителей в ресурсном классе большая нагрузка, несмотря на меньшее количество
детей по сравнению с нормотипичным классом. И если раньше их рабочий день до
Заместитель главы администрации Новоусманского района Елена Трегубова отметила, что сейчас на территории муниципалитета выработалась общая концепция бережливых проектов и бережливых решений. Бережливые проекты внедряются во всех сферах, но передовиком остается образование.

– Бережливое управление – это несколько иной взгляд на все процессы, которые происходят в районе. Успешное внедрение такой концепции в каждое направление приведет ко множеству изменений. Это не про то, чтобы взять какой-то из отдельных механизмов и переделать, а в общем про человеческое мышление. При разработке бережливых проектов меняется восприятие обыденных процессов. Система образования – это одна из самых быстроменяющихся сфер, поэтому она и предназначена для таких изменений. Реализованный проект затронул всех: и учителей, и родителей, и детей. Взрослые могут потратить освободившиеся минуты на ребенка, что не может не сказаться на нем положительно, – считает Елена Трегубова.
Отзывы родителей
Один из учеников ресурсного класса – Родион Ч. Его мама Татьяна рассказала, что обратная связь от педагогов в электронном виде намного удобнее бумажных документов. Это облегчает взаимодействие родителей и учителей.

– Когда документы были в бумажном виде, что-то из-за человеческого фактора могло задержаться, потеряться или испортиться. В таблице я могу отслеживать состояние ребенка в школе, на что нам следует обратить внимание и проработать это дома. Проговорить все при встрече, когда я забираю сына, невозможно. Школа нам очень нравится, и сын каждый день в нее просто летит. Даже если он плохо спал, пойти в школу – нет проблем. Здесь у него стали развиваться коммуникативные навыки. Несмотря на смену тьюторов каждую четверть, он знает их имена. Нравится и то, что в школе не разделяют деток с особенностями и из нормотипичного класса. Они также участвуют в конкурсе стихов, ярмарках, ходят в летний лагерь, – рассказала Татьяна Ч.

В этом учебном году у учителей, которые занимаются с ребятами в ресурсном классе, появился повод для гордости – в нормотипичный 1-й класс перешел Ярослав Ш. До этого он два года занимался в ресурсном классе. Решение о переходе ребенка принимается на педагогическом консилиуме.

– Собираясь с педагогами, мы решаем, в какой класс отправим ребенка – в первый или второй. У нас есть диагностика, на которую мы опираемся. Переход происходит постепенно. Два месяца до конца учебного года, апрель – май, а также летний лагерь – это все возможности для интеграции. Если у ребенка после перехода в нормотипичный класс начинаются какие-то сложности, мы разбираемся, почему они происходят, и находим решение. Например, если Ярослав не будет тянуть образовательную программу, то, конечно, мы будем размышлять, как адаптировать ее. Но пока он справляется даже где-то лучше своих одноклассников, – отметила психолог Мария Зубащенко.
Мама Ярослава, Валентина, призналась, что открытие ресурсного класса в школе стало настоящим подарком. Первые два года она наблюдала за работой специалистов с ее сыном и замечала успехи в социализации. Сейчас, после внедрения электронной базы, взаимодействие со школой упростилось в разы и стало прозрачнее как для учителей, так и для родителей.

– Мы были очень довольны, что нас взяли в ресурсный класс, что Ярослав просто попал школу. При переходе в нормотипичный класс я опиралась на мнение специалистов, которые работали с сыном, поэтому мы поддержали решение. В новом классе детки воспринимают Ярослава как равного. То есть он с ними общается, играет. Учеба для нас в первом классе проходит очень легко, потому что подготовка в ресурсном классе была большая. И для нас сейчас это все просто. Ярослав в ресурсном классе научился дисциплине, и сейчас это у него осталось. Все уроки делает вовремя, на завтра не оставляет, – сказала Валентина Ш.

Женщина поделилась, что раньше у Ярослава были проблемы с поведением, но сейчас он остепенился и чувствует себя в безопасности. Мальчик участвует во всех школьных мероприятиях, а также ездил на музыкальный фестиваль в соседний район, где занял призовое место. Музыке Ярослава научила тьютор Любовь Акопян, которая сопровождает мальчика и сейчас. На вопрос журналиста, есть ли у него друзья в классе, Ярослав ответил, что у него есть Любовь Николаевна.

– Конечно, мы переживали, но не очень сильно, так как у нас многодетная семья и он учится общаться. Ярослав посещал занятия с нормотипичными детьми, что помогло ему адаптироваться. Он ходил на физкультуру, труд и рисование, и мы убедились, что он может выдерживать уроки. Таким образом, мы перевели его в обычный класс, – рассказала Валентина Ш.
В ресурсных классах региона – 300 детей
В школе «Эврика» в двух ресурсных классах обучаются 12 детей. В каждом кабинете – по шесть человек. Для ребят также оборудована комната, где они могут отдохнуть во время перемен и перерывов, успокоиться в случае сенсорной перегрузки, набраться сил. Наполнение ресурсного класса также обширное и подобрано исходя из потребностей учеников.
Директор школы Марина Боброва рассказала, что благодаря субсидиям, которые выделяются в рамках проекта «Ресурсный класс», в прошлом году были открыты четыре мастерские, в которых занимаются не только дети из ресурсного класса, но и вся школа. Ребятам доступны музыкальная, гончарная мастерские, комната бытового обслуживания, где дети учатся подметать, убирать, гладить, а также зеленая мастерская, в которой выращивают растения.
По информации министерства образования Воронежской области, реализацию модели «Ресурсный класс» начали две школы Воронежа в сентябре 2015 года. Тогда набрали 16 учеников с расстройствами аутистического спектра. Сейчас в Воронежской области 40 ресурсных классов, в которых обучаются 300 детей.

– Важно отметить, что для обеспечения преемственности обучения для учеников, перешедших из начальной школы в основную, разработали модель «автономный класс», которая позволяет сохранить все преимущества ресурсного класса. Ученики, которым нужен индивидуальный подход и в старших классах, продолжают обучение по своим адаптированным образовательным программам, с психолого-педагогической поддержкой специалистов: учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов. В этом учебном году в нашей области 101 ребенок с аутизмом обучается с использованием модели «автономный класс». Всего в Воронежской области в учебном году – 2024/2025 624 обучающихся с расстройствами аутистического спектра получают инклюзивное образование, – поделились в министерстве.
Создание условий для реализации модели «ресурсный класс» – это сложный организационный процесс, который основывается на запросе родителей. Практический опыт показывает, что с каждым годом запрос на обучение в ресурсном классе растет, но не каждая школа располагает необходимыми ресурсами.
– Мониторинг запроса родителей и анализ возможностей образовательных организаций завершается к концу мая, тогда органами местного самоуправления в сфере образования совместно с региональным Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи будут определены школы, готовые набирать особенных первоклассников, – сказали в министерстве образования Воронежской области.