С февраля 2022 года санаторий имени Горького в Воронеже начал активно принимать вынужденных переселенцев с территорий ДНР, ЛНР и Украины. Весной 2024-го в учреждение приехали первые жители Белгородской области, покинувшие свои дома из-за обстрелов. Сейчас в ПВР живут 329 человек из Донбасса и 24 белгородца. О том, как чувствуют себя постояльцы учреждения, – в материале РИА «Воронеж».

«Наши двери открыты для пожеланий, просьб, предложений»

Заместитель руководителя управы Центрального района по социальным вопросам Инна Тимошенка рассказала, что постоянно находится на связи как с руководителями ПВР, так и с людьми, вынужденно покинувшими места проживания.

– Уже больше двух лет мы принимаем у себя граждан как из Донецкой и Луганской Народных Республик, так и с других территорий. Независимо от того, откуда прибыли люди, как – организованными группами или самостоятельно, – стараемся обеспечить для них максимально комфортные условия. У нас пункты временного размещения развернуты на базе санатория, гостиниц, куда обычно люди заезжают за деньги. Кроме того, мы постоянно работаем с руководством ПВР, корректируем по возможности бытовые условия. Если люди, приезжающие к нам, понимают, что это надолго, решаем вопросы с социальными учреждениями, с документами, помогаем вместе с другими структурами с трудоустройством. Открыты к диалогу, максимально идем навстречу пожеланиям и никого не оставляем в беде, – поделилась Инна Тимошенка.

Генеральный директор санатория Илья Харин рассказал, что при размещении граждан учитывался состав семьи. Если семья большая, то ей выделялся номер большей вместимости. У каждого номера свой отдельный санузел. Всем прибывшим гражданам предоставляется трехразовое горячее питание. Воронежская городская клиническая поликлиника №1 занимается медицинским сопровождением вынужденных переселенцев и всеми вопросами, связанными с их здоровьем. У медработников есть круглосуточный пост на территории санатория. Кроме того, все находящиеся в ПВР граждане могут пользоваться пляжем на бесплатной основе, как и постояльцы санатория.

– Изначально мы размещали вынужденных переселенцев из Донбасса в девятиэтажном корпусе. Когда стали понимать, что людей гораздо больше, начали готовить левое крыло пятиэтажного корпуса. Да, номера в пятиэтажном корпусе не пятизвездочные. Постепенно их обновляем. Но если сейчас где-то отклеиваются обои, если что-то сломалось, мы приходим и чиним это. Кто-то понимает ту ситуацию, в которую он попал, видит, как мы вкладываемся. Есть люди, которые сильно требовательны к себе и другим, это нормальная черта характера, мы это тоже понимаем. Мы всегда стараемся слышать всех, – пояснил Илья Харин.

Директор санатория поделился благодарностями от людей, которым пребывание в ПВР помогло преодолеть жизненные трудности.

Руководитель отметил, что конфликты между постояльцами изредка возникают, но, как и в любом общежитии, они носят бытовой характер. Причиной дискуссии могут стать оставленные не в том месте коляска или обувь. Явно глобальных конфликтов в санатории нет, подчеркнул Илья Харин.

– У нас никогда не было деления на жителей ЛДНР и белгородцев. Они все для нас вынужденные переселенцы, которым мы должны в настоящий момент, пусть даже в небольшой отрезок жизни, оказать те меры поддержки, которые им необходимы. У меня всегда открыты двери, мы выслушиваем пожелания, просьбы, предложения всех постояльцев, – отметил Илья Харин.

Основная масса граждан, прибывших из Донбасса, – мамы с детьми. Часть взрослых нашли работу в городе или в качестве сотрудника санатория. Управа Центрального района организовала доставку детей до средней школы №20 и в первую, и во вторую смену.

– Переселенцы смогут здесь жить столько, сколько нужно, пока государство не решит, что предпринять еще. Если мы говорим о вариантах, то один из них – это расселение по квартирам, которые воронежцы могут сдать под ПВР. Мы понимаем, что к квартире применяются достаточно серьезные требования, должно пройти несколько проверок, – поделился генеральный директор санатория.

Менеджер отдела продаж Алена Дремова рассказала, что работает со всеми категориями постояльцев: вынужденными переселенцами и отдыхающими санатория. Для информирования жильцов ПВР созданы чаты в мессенджерах. Для тех, кто приехал давно, есть отдельный чат, а для недавно прибывших белгородцев – свой.

– Я являюсь путеводителем для всех и консультирую по разным вопросам. Настрой у людей разный, но все недовольства, которые возникают, мы решаем сразу, чтобы это не перетекало во что-то большое и серьезное. За такое большое время совместной работы мы привыкли друг к другу, притерлись, как говорится. А разделение чатов связано с тем, что люди, которые живут здесь уже два года, более информированы, например, в вопросах миграционного учета, а у белгородцев свои вопросы. Поэтому мы развели чаты, чтобы люди не путались, – поделилась Алена Дремова.

«Уехали ради ребенка»

Одни из постояльцев ПВР – семья Городовых из Белгорода. Елена с мужем и дочерью приехали в Воронеж в марте 2024-го. Семья приняла решение уехать после того, как был прилет на их улице рядом с домом.

– В первую очередь мы уехали ради ребенка. Будем здесь до улучшения обстановки. Но, конечно, хочется домой, потому что там все родное. Здесь же нас приняли очень хорошо. Персонал отзывчивый, всегда идут навстречу. Если что-то нужно, мы подходим, нам никогда не отказывают. Муж работает удаленно, ему нужно было организовать рабочее место, так нам принесли стол, стул, рассказали, как можно провести в нашу комнату интернет. Ближе к учебному году будем смотреть по обстановке. Если она не улучшится, пойдем в пятый класс здесь, в местную школу, – поделилась Елена.

Жительница Белгорода рассказала, что их семья сдружилась с соседями на этаже. В соседних комнатах живут не только белгородцы, но и семьи из Лисичанска. Маленькие девочки часто вместе играют.

На одном этаже с семьей Городовых живет многодетная мама Наталья Иванова из Белгорода. Женщина с тремя детьми, младшему из которых два года, покинула свой дом в конце марта.

– Мы устали собирать осколки в своем дворе. Дети не гуляли, были напуганы. Ждали до последнего, чтобы уехать. Осколки выбили лобовое стекло машины, были мелкие царапины. Номер, где нас разместили, – именно то, что нужно. Хватает кроватей, есть балкон. Кормят вкусно. Конечно, скучаем по дому, но здесь хорошо. Планируем вернуться к себе, как только станет безопаснее, – сказала Наталья Иванова.

Татьяна Соловей уехала из города Кременная ЛНР в воронежский ПВР в мае 2022 года вместе с мужем, ребенком, а также племянницей и ее супругом. Муж Татьяны ранее работал в Воронеже, поэтому выбор пал на наш город.

– Дома у нас были обстрелы, жили в подвале вместе с детьми. Сейчас живем впятером в двух комнатах. В администрацию санатория обращались за мебелью, тумбочкой, диваном. Если отклеивались обои, то мы говорили об этом, все ремонтировалось. В Кременную возвращаться не планируем, будем осваиваться в Воронеже. Наш город был год прифронтовым, там будет страшно наступать на землю. Куда переезжать, тем более с детьми? – поделилась Татьяна.

В последний раз РИА «Воронеж» сообщало о группе прибывших белгородцев в середине мая. Тогда в Хохольский район приехал автобус с 47 жителями соседнего региона. Их разместили в одном из социальных учреждений.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».