РИА «Воронеж» продолжает знакомить читателей с участниками регионального этапа пятого сезона конкурса управленцев «Лидеры России» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей». На этот раз мы встретились с начальником отдела организации пассажирских перевозок регионального Минпромтранса Иваном Русановым. Он рассказал о том, какую пользу для карьеры может дать работа в органах молодежного самоуправления и при каких условиях проезд в воронежских маршрутках может стать более комфортным.
Служба в армии и молодежный совет
– Иван, мы вас кратко представили читателям. Расскажите о себе более подробно.
– Родился я в Борисоглебске, рос в многодетной семье. Я – старший ребенок, отец – военный. С 9-го класса был в школьном самоуправлении. Понял для себя, что люди, которые занимаются чем-то значимым, живут более интересной жизнью. После школы принял решение сразу отслужить в армии и только потом продолжить учиться. Окончил с отличием магистратуру строительного университета. Сейчас учусь в аспирантуре ВГЛТУ, где разрабатываю тему, непосредственно связанную с текущей работой – организацией работы общественного транспорта.
После армии, можно сказать, искал себя и пошел в органы молодежного самоуправления. В то время как раз активно развивались молодежные советы при муниципалитетах. По конкурсу попал в такой совет при администрации Борисоглебского городского округа. Стал его председателем. С этого началось мое приближение к тому, чем занимаюсь сейчас. Появились навыки, которые помогают по сей день. Оттуда меня пригласили на работу в отдел муниципального контроля горадминистрации Борисоглебска.
Благодаря молодежному совету познакомился с будущей супругой. Она была представителем молодежного самоуправления от Боброва, я – от Борисоглебска. Мы счастливы, растим сына. От нее всегда получаю большую поддержку, за что бесконечно благодарен.
Переехав в Воронеж, пришел на работу в управление административно-технического контроля городской администрации. Попал в число молодых сотрудников мэрии, которых собрали и обучили проектному управлению. Это было, когда мэром был Александр Викторович Гусев. Думаю, это была его идея. А реализовывал данную программу обучения Игорь Анатольевич Лотков. Были стажировки, тесное общение с опытными сотрудниками администрации, работа с преподавателями Высшей школы государственного управления РАНХиГС. Когда находишься в такой среде, волей-неволей ставишь и для себя более высокие планки. Определили проекты, которыми мы могли бы заниматься. Моим проектом стало введение безналичной оплаты проезда в общественном транспорте.
– То есть за такое облегчение жизни горожане должны благодарить именно вас? Это ваша идея?
– Нет, идея давно витала в воздухе. Банковские карты в общественном транспорте уже принимали в других городах России. Но именно во внедрении бесконтактной оплаты в общественном транспорте Воронежа я принимал непосредственное участие, был администратором проекта. Было сложно. Были проблемы на первом этапе. Но в итоге все получилось. А я продолжил заниматься общественным транспортом и стал работать в профильном городском управлении. Откуда спустя время меня пригласили в областной департамент промышленности и транспорта на должность начальника отдела организации пассажирских перевозок.
Один умный человек сказал мне однажды, и это стало позицией: если выбираешь службу, не важно, военную или государственную, служи там, где требуется. На предложение сразу ответил согласием. Уже почти три года в этой должности. Оценку своей работе давать не готов. Скажу лишь, что она мне нравится. Главное – вижу результат. Недавно в гости приезжали сестры. Идем и рассказываю: вот этот автобус мы закупали, и этот тоже, а по поводу этого заявку подавали, чтобы деньги из федерального бюджета получить.
– Буквально каждую машину видите в городе и помните ее судьбу?
– Конечно. И не только в городе, в области тоже. Сейчас еще больше будет, потому что по поручению Александра Викторовича недавно закупили автобусы для муниципальных образований.
Начинал с маленькой зарплаты
– А желания пойти по военной стезе – по стопам отца – у вас не было?
– Нет, такой путь в свое время не рассматривал. Потом об этом даже немного жалел. Но насчет срочной службы, как уже говорил, сразу для себя решил – нужно пройти обязательно. Постараюсь это со временем донести и до сына.
– Кстати, как управленец какой вариант считаете более эффективным – срочную или контрактную службу?
– Нужна и та, и другая. С точки зрения становления личности в 18 лет срочная служба очень полезна. В период, когда ты простой солдат, твоя задача – полностью и четко выполнять инструкции, следовать приказам командира. Контрактники получают должности командира взвода и выше, уже ложится ответственность. Можно сказать, что срочная служба нам нужна, как и прежде, а контрактники должны набираться из лучших срочников.
– Какими качествами нужно обладать для быстрого карьерного роста, как в вашем случае?
– Я бы, на самом деле, не назвал его быстрым. Хотя так может показаться. Во-первых, я прошел все ступени – специалист I категории, ведущий, главный специалист, заместитель начальника отдела. На каждой отработал как минимум полгода. Смотрю сейчас на своих сотрудников и на список тех, кого можно было бы пригласить к нам на работу. И выбор не сильно большой. Во-первых, зарплата не очень высокая. Когда я пришел на муниципальную службу в Борисоглебск, получал 9700. Это было очень мало. Сложно найти людей, которые могли бы и хотели бы работать в таких условиях. Не отсиживать время, а именно работать.
У нас в отделе сформировался коллектив, где подобрались как раз такие люди. Нет отговорок в духе «я этого не могу». Со всем можно разобраться, найти решение любого вопроса. Важен широкий кругозор, потому что у любой проблемы есть несколько решений. Важно найти весь их спектр, выбрать из него лучшее и предложить руководителю для дальнейшей работы. На тех, кто может работать так, можно положиться и полностью отдать в проработку тот или иной вопрос.
На каком-то этапе происходит выгорание. Здесь важна самомотивация. Конкурс «Лидеры России» как раз позволяет ее находить – пообщался с людьми, проверил себя, прошел тест, понял, что прокачал какие-то свои навыки. Научился говорить лучше, думать шире.
Транспортный вопрос
– Работая с такой непростой отраслью, как транспорт, где ищете мотивацию?
– Если бы все делалось легко, было бы, конечно, по-другому. Но мы же ограничены где-то в ресурсах, где-то в нормативно-правовой базе. Важно, полезно и интересно иногда общаться с людьми. В том числе читая и выслушивая их жалобы и предложения. Пытаешься что-то объяснить, но одновременно для себя делаешь выводы. Здесь недорабатываем, можно сделать то и это. А здесь – проверить.
– Тот случай, когда негатив мотивирует?
– Конечно. Мотивирует на то, чтобы сделать лучше.
– Воронежцы, пожалуй, достигли консенсуса в вопросе, что метро городу не нужно. Можете расставить здесь все точки над i?
– Принимал непосредственное участие в разработке документов транспортного планирования, которой занимался РОСДОРНИИ, был представителем заказчика. Профессионалами доказано, что нам метро в настоящее время не нужно. А вот система, которую они предложили, так называемый метробус, на самом деле будет работать. Даже сейчас мои знакомые, работающие в центре города и едущие каждое утро по Московскому проспекту, пересаживаются на общественный транспорт. Знают, что так быстрее. Не обязательно ждать полчаса автобус на остановке. Можно отслеживать его движение в мобильном приложении. Да, мы не дошли до того уровня комфорта общественного транспорта, который необходим. Но ведь это уже не желтые «Газели», которые когда-то были. И во многих местах уже даже не пазики.
– Наверное, на общественный транспорт пересело бы больше людей, если бы была возможность войти в автобус и сесть. Или хотя бы удобно стоять, держась за поручень. Как решить эту проблему?
– Это решается увеличением скорости на маршруте. Из-за заторов, в том числе на выделенной полосе, происходит скопление нескольких автобусов в одном месте, а потом в течение долгого времени их может не быть вовсе. «Выделенка» посередине дороги решит проблему конфликта маршрутчиков с автомобилистами.
Участие в конкурсе
Фото предоставлено героем публикации
– Давайте поговорим о конкурсе. Участвуете в первый раз?
– Нет, три года назад впервые подал заявку, прошел несколько тестов и на этом остановился. В прошлом году дошел до финала ЦФО. Регионального этапа как такового не было, а от Воронежской области прошло дальше гораздо меньше людей, чем сейчас.
– В этом году конкурс проходит масштабнее?
– Думаю, Воронежская область просто лучше себя показала. Или, возможно, изменились методики отбора.
– Чем запомнился прошлогодний финал по ЦФО?
– Людьми, с которыми удалось пообщаться. Это реально сильные личности. Неспроста некоторые организации прямо заявляют своим сотрудникам: если хотите подняться выше, вам обязательно нужно пройти через конкурс «Лидеры России» и показать какой-то результат. Там главы районов, сотрудники администраций, успешные предприниматели. Кто-то поработал и работает сейчас на высоких должностях, получил качественное образование. Умеют работать, мыслить, формировать идеи и облекать их в какой-то конечный результат. Осталось много контактов, с кем-то созваниваемся, в том числе по вопросам, связанным с развитием транспорта.
– На конкурсе ищете контакт с коллегами по муниципальной службе или больше ориентируетесь на людей из бизнеса?
– Никогда не ограничивал себя в контактах. Все знакомства будут полезны. Не сейчас, так потом. Со своей стороны никогда не отказываю в совете. И со мной такого никогда не было. Конечно, навыки управленца универсальны и могут пригодиться в разных сферах.
– Какой результат сочтете успехом в этом году? Или, может быть, уже довольны достигнутым?
– Возможность участвовать в финале ЦФО – уже успех. Будут общение, конкурсная атмосфера. Если пройду дальше, буду рад. Но уже здесь была возможность познакомиться с мотивированными людьми, которые не говорят «мы могли бы», а реально что-то делают.
– В какой степени вам близка тема регионального задания по отстающим муниципалитетам?
– Мы же в работе общаемся со всеми районами и в целом понимаем, что там происходит. Команда подобралась отличная, все принимали активное участие. Но иногда хотелось сказать самим себе: «Ребята, давайте приземлимся!» Мы все-таки не фантастику рисуем, а должны дать предложения, которые могли бы быть реализованы.
– Конкурс ориентирован на формирование кадрового резерва. Допустим, учитывая ваш опыт муниципальной службы, завтра получите предложение возглавить один из отстающих районов. Согласитесь, как «солдат на госслужбе»?
– Да. Мы с супругой, когда обсуждали основополагающие планы, приняли во внимание, что я иду по этой стезе. В случае чего мы готовы к такому переезду. Даже если речь будет идти не о руководящей должности. Просто если скажут «надо».