Открытое заседание экспертного совета при губернаторе Воронежской области по вопросам развития учреждений среднего профессионального образования состоялось в Воронежском государственном медуниверситете имени Бурденко в четверг, 22 июня. Участие в мероприятии приняли представители всех заинтересованных групп – руководители крупных предприятий региона, преподаватели средних специальных и высших учебных заведений, студенты и выпускники техникумов и вузов и их родители, представители власти. В частности, в заседании участвовали руководитель секретариата губернатора Воронежской области Игорь Лотков и руководитель департамента образования региона Наталья Салогубова.
Открывая заседание, Игорь Лотков отметил, что студентов, которые осваивают рабочие специальности, можно назвать старым словом «мастера».
– Слово «мастер» в нашем русском языке всегда означало очень важную и значимую профессию, общественный статус. К человеку, которого можно назвать мастером, всегда относились и относятся с уважением. Система профессионального образования – об этом, за время обучения мы должны подготовить мастеров, – сказал Игорь Лотков.
На заседании рассмотрели три темы: «Синие воротнички» – это престижно", «Каждому предприятию – нужного специалиста» и «Предприятие – партнер образовательного процесса». Во время мероприятия были показаны видеорепортажи о современных техникумах региона, где практикуется дуальное обучение (когда часть времени студенты проводят за практическим обучением на производстве и на специально оборудованных учебных базах, а часть – в учебном заведении).
Директор Павловского техникума Юрий Русинов отметил, что говорить о престиже рабочей профессии – это то же самое, что размышлять о важности развития российской экономики в целом.
– Сегодня в минимуме именно квалифицированные кадры, а не средства производства. Многое будет зависеть от того, поверят ли нам представители молодого поколения, когда мы будем говорить о престиже рабочей профессии. Мы должны менять ценностные ориентиры и строить их, отбрасывая навязанные стереотипы. Наш выпускник – молодой человек, который получил необходимые знания, компетенции, навыки, чтобы работать на современном оборудовании. Его знают и его ждут на предприятиях. У него было дуальное обучение, и это дает ему чувство уверенности и значимости. Такой молодой человек гораздо раньше своих сверстников заключит свой первый трудовой договор и приобретет имущественную состоятельность, а у работодателя больше времени, чтобы узнать лучшие качества такого работника. Кроме того, этот специалист имеет право получить высшее образование без ЕГЭ. И такие ребята точно знают, что им нужно, они выберут необходимую для них специальность. После вуза они не будут работать не по специальности. Еще один фактор – очень важно в молодом возрасте осознавать свою причастность к чему-то важному, светлому, настоящему. Что может быть лучше, чем своим трудом создавать будущее для страны? – сказал директор техникума.
Юрий Русинов также признался, что впервые устроился на работу в старших классах школы, став помощником комбайнера, а потом получил профессию водителя грузового автомобиля. Когда он рассказывает о своем опыте студентам, они соглашаются с тем, что как бы ни выстраивалась карьера, каждый должен иметь возможность в нужное время сесть за штурвал или встать у станка.
Ректор Лесотехнического госуниверситета имени Морозова Михаил Драпалюк предложил работодателям поддержать студентов еще до того, как они завершат обучение.
– С 20 июня начался прием в техникумы и вузы, где есть отделение СПО. Вы можете прийти и поговорить с нашими абитуриентами и с их родителями. Формула очень простая: кадровое агентство предприятия рассказывает молодому человеку о престиже работы у них, о будущей зарплате, рекомендует, какую специальность лучше выбрать, и заключает с ним договор. Предприятие может поддержать его, когда он не имеет возможности работать и сосредоточен только на процессе обучения – дать ему стипендию. А после окончания он гарантированно приходит работать к вам, – поделился идеей Михаил Драпалюк.
Была затронута и тема наставничества. Так, мама выпускника СПО ВГАУ Светлана Польских предложила закрепить наставника за каждым студентом, а директор Воронежского политехнического техникума Михаил Поташников поделился, что выбрал рабочую специальность именно из-за хорошего наставника, который своим неформальным подходом к обучению смог «зажечь» в юноше желание работать.
– Считаю, что наставником-мастером должен быть человек, обладающий навыками маркетинга, показывающий предприятие с лучшей стороны. Чтобы у молодых людей было желание прийти работать на него, – сказал Михаил Поташников.
Студент второго курса Воронежского медуниверитета Олег Авдеев отметил, что, по его мнению, нужно расширить возможности людей для соприкосновения со средним профессиональным образованием и с образованием в принципе.
– До революции в России существовал такой институт, как вольнослушатели. Люди могли присутствовать в аудиториях образовательных организаций, знакомиться с образовательным процессом. В наше время такого нет, и порой сложно понять, что происходит в стенах учебного заведения, – сказал юноша.
В начале и в конце мероприятия среди присутствующих было проведено голосование на тему «Синие воротнички» – это престижно?". И если вначале соотношение мнений были примерно 50 на 50, то по завершении заседания утверждение о престиже рабочих специальностей стало преобладать.
Подводя итоги заседания, руководитель департамента образования и науки Воронежской области Наталья Салогубова отметила, что все изменения, которые сейчас нужны России, должны происходить именно в системе среднего профессионального образования.
– Суверенность и безопасность страны – это результат работы тех профессионалов, которые выходят из системы профессионального образования. Это государственная задача, которая сегодня получила практическое воплощение. На экспертном совете при губернаторе было заострено внимание на вопросах, которые позволяют объединить всех нас в общее дело, – сказала Наталья Салогубова.
Она также подчеркнула, что систему среднего профессионального образования на уровне Воронежской области регулирует департамент образования, который имеет возможность воплотить в жизнь все, что обсуждалось на заседании.