В Воронежской области планируют ужесточить запреты по продаже алкоголя. Чтобы остановить работу так называемых «наливаек», предлагается запретить буфетам и барам в многоэтажных жилых домах торговать спиртным после 21 часа. Также власти хотят сократить продажи разливного пива, введя для магазинов в домах минимальную разрешенную площадь. Из-за нововведений может закрыться почти половина от 462 точек. В облправительстве отмечают, что ограничения продиктованы борьбой с пьянством, а их влияние на бизнес будет не столь жестким, как в соседних регионах. Эксперты считают нововведения своевременными, но предупреждают, что недобросовестные магазины все равно найдут лазейку, а алкопотребители продолжат покупать столько же – но в другом месте.

Разливай и властвуй

Губернатор Воронежской области Александр Гусев внес на рассмотрение регионального парламента два законопроекта (копии есть у РИА «Воронеж») по ограничению торговли алкоголем в магазинах разливного пива, буфетах и барах.

Первая антиалкогольная инициатива губернатора связана с деятельностью магазинов разливного пива и небольших алкомаркетов. Для них вводится ценз по площади. Предлагается запретить розничную продажу пива, сидра, пуаре (грушевый сидр), медовухи и других слабоалкогольных продуктов в торговых объектах на первых этажах многоквартирных домов, если общая площадь магазина со складом меньше установленного законом минимума. В Воронеже это менее 50 кв. м, в области – менее 25 кв. м (объектов последнего типа крайне мало). Существующий в регионе ценз по площади действует только для небольших баров – «заведений общественного питания, баров с залом обслуживания посетителей». В них запрещено продавать алкоголь, если площадь в Воронеже меньше 70 кв. м, в области – меньше 50 кв. м.

Поправки по поручению губернатора готовило министерство имущественных и земельных отношений правительства Воронежской области (курирует также рынок алкоголя). Ограничения в облправительстве объясняют желанием сократить потребление алкоголя, «снизить социальную напряженность из-за деятельности пивных магазинов в домах» и «целями защиты здоровья населения».

Всего в многоэтажках работают 462 пивных магазина. Из них 394 расположены в Воронеже, 68 – в районах (речь идет только о магазинах в домах, без учета отдельно стоящих). Большая часть (310) объектов принадлежит крупным сетям, связанным с местными пивоваренными компаниями: «Разливной рай» (98 точек), «Хмельная миля» (84), «Бир-мир» (79), «Хмельник» (49).

«Избыточное количество пивных магазинов, расположенных в домах, приводит к повышению доступности алкогольной продукции для населения, объемов ее потребления и нарушению общественного порядка», – сказано в пояснительной записке к законопроекту (копия есть у РИА «Воронеж»).

Как следует из официальной аналитики облправительства, из-за ограничений может закрыться почти половина пивных магазинов в домах. Нововведения затронут 209 магазинов в Воронеже и три – в районах. В случае принятия закона они лишатся права торговать алкоголем.

Всего пивные магазины в многоэтажках в Воронежской области в 2023 году продали более 9 млн литров алкоголя (это 6,3% от общего объема производства в регионе) и выручили на этом 1,4 млрд руб. С продаж бизнес заплатил акцизы в бюджет на 230 млн руб. По оценке облправительства, это 6,8% от общей массы поступающих в местную казну акцизов.

Бар дак позади

Второе ограничение, по задумке губернатора, должно устранить на местном уровне лазейку в праве, сделавшую возможным продажу спиртного после 23:00. Речь идет об алкомаркетах, получивших лицензию как «буфет» или «бар». Это направление бизнеса стало открыто и особенно активно развиваться в Воронеже в 2023–2024 годах. В регионе даже публично продают франшизы таких магазинов. Там, чтобы соблюсти букву закона, продают открытую бутылку, пробку на которую покупатель закручивает своими руками, многократно проверил корреспондент РИА «Воронеж».

Теперь же предлагается запретить продажу слабоалкогольных напитков всех видов в буфетах и барах, расположенных в многоэтажках «и на прилегающих к ним территориях», с 21 до 9 часов. На заведения, имеющие формальный статус «ресторанов» и «кафе» – для них лицензирование и так более жесткое, – запрет не распространяется. Напомним, продажа алкоголя в магазинах в Воронежской области запрещена с 23 до 8 часов.

Всего в регионе на первых этажах жилых домов работает 80 заведений общественного питания с алкоголем в меню. Из них 12 ресторанов и 34 кафе, а также 16 баров и 18 буфетов. Из последних двух категорий власти, по собственной оценке, 19 заведений из 34 относят к так называемым «наливайкам», которые они стремятся закрыть.

– На территории региона остро стоит вопрос о деятельности организаций, которые под видом оказания услуг общественного питания фактически осуществляют круглосуточную розничную продажу алкоголя, способствуя нарушению в вечернее и ночное время общественного порядка, в том числе во дворах, – мотивируют запрет в облправительстве.

Таким образом, под ударом окажется и 15 «белых» предприятий общепита. Им, чтобы оставить алкоголь в меню, придется делать новую лицензию, как «кафе» или «ресторану». Но в облправительстве отмечают, что все эти заведения «соответствуют необходимым ГОСТ, поэтому имеют возможность переоформить лицензию». Механизмы компенсации издержек для пострадавшего от нововведений добросовестного бизнеса в пояснительной записке к законопроекту не описываются, лишь декларируется, что они не почувствуют «негативного влияния на хозяйствующую деятельность».

Еще одно изменение – муниципалитетам предлагается дать право самим запрещать продажу алкоголя на определенных территориях на День знаний, в Международный день защиты детей и во время последних звонков в школах.

Поправки должны быть внесены в закон Воронежской области «О государственном регулировании отдельных правоотношений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции...» (N 88-ОЗ). Дата рассмотрения законопроекта депутатами облдумы пока не определена. Сначала предложения должен изучить и одобрить ее совет. По данным РИА «Воронеж», эта стадия еще не завершена. Региональный парламент не объявлял о дате следующего – после рассмотрения отчета губернатора 23 мая – заседания. В случае одобрения облдумой новые правила начнут действовать с 1 марта 2025 года.

Потребитель под градусом

По данным РИА «Воронеж», последняя версия ограничений на продажу алкоголя в регионе оказалась существенно менее жесткой, чем те меры, которые обсуждались изначально. В частности, обсуждался запрет по аналогии с Липецкой областью – там в принципе нельзя продавать спиртное на первых этажах жилых домов в переделанных под коммерческую недвижимость квартирах (так открывают большинство «разливаек» в спальных районах). Также в соседнем регионе под запретом алкоголь, разложенный не по полкам и холодильникам, а стоящий на полу, в тележках и корзинах, что часто встречается в «супермаркетах у дома» и специализированных торговых точках.

После ряда консультаций, в том числе с представителями отрасли и местными производителями спиртного, региональные власти в итоге выработали законопроекты, направленные именно на цивилизованное регулирование рынка и заботу о здоровье жителей в сложных социальных и экономических условиях, отмечает источник РИА «Воронеж» в правительстве региона.

Эксперты считают ограничения оправданными для текущей ситуации, но опасаются, что к реальному сокращению потребления алкоголя они приведут не повсеместно.

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз отмечает, что ограничения на работу «наливаек» в Воронежской области станут «нормальным и своевременным предложением».

Власти рассчитывают, что серьезного влияния на «добросовестный малый бизнес» в сфере алкогольной розницы от нововведений не будет.

– К появлению этого формата привела сама же запретительная политика. И рынок, и потребитель быстро привыкают к новым условиям работы, как после ограничения продажи алкоголя до 23 часов в 2007 году, так и после введения дополнительных региональных ограничений с 2012-го. Алкомаркеты нашли совершенно легальную форму работы и ночью – как точки общепита. А население закономерно стало жаловаться на то, что происходит вокруг них. При этом у полиции сегодня нет физической возможности помешать нарушениям тишины, – отмечает эксперт.

Тем не менее Вадим Дробиз считает, что разделение запретов на различные виды лицензий в Воронежской области может сохранить лазейку для «наливаек».

– Получается, что шум в доме ночью от буфета или бара – это плохой шум. А если он исходит от ресторана или кафе – то это хороший, респектабельный шум. Недобросовестные участники рынка тоже могут перерегистрироваться, так как четкого юридического определения кафе или ресторана нет. Вполне можно предположить ситуацию, что через месяц после введения ограничения большая часть «наливаек» станет называть себя ресторанами и продолжит работу, – полагает директор ЦИФРРА.

Он добавил, что решение проблемы «невозможно без жесткого федерального юридического определения кафе и ресторана».

Глава воронежской пивоваренной компании «Таркос», председатель комитета Торгово-промышленной палаты региона в сфере общественного питания и торговли Дмитрий Тарасевич говорит, что законопроект о цензе по площади для магазинов «вызывает большое беспокойство у предпринимателей».

– Авторы законопроекта сами указывают, что ограничение коснется 209 из 462 магазинов пива в домах. То есть 45% придется закрыться, – отмечает Дмитрий Тарасевич. – Формат магазинов разливного пива до недавнего времени был одним из немногих доступных способов войти в малый бизнес с нуля. Многие точки открывались по франшизе с семейных накоплений. Естественно, что это преимущественно точки малой площади. Последствия их закрытия очевидны – снижение налоговых отчислений в бюджеты, потеря рабочих мест. Кроме магазинов разливного пива, под запрет попадут и некоторые точки местных предпринимателей в формате «у дома». Они и так с трудом выдерживают конкуренцию с федеральными сетями, без пива будет сложно сохранить клиентский поток, их ждет закрытие.

Глава «Таркоса» добавил, что ограничения по продаже пива могут привести «к увеличению количества торговых точек, торгующих крепким алкоголем»:

– Предприниматели, которые переедут в другие помещения, с площадью в 50 кв. м, будут соответствовать требованиям для получения алкогольной лицензии. И понятно, что они захотят вернуть инвестированные в новые площади деньги за счет продаж крепкого спиртного.

Вместе с тем Дмитрий Тарасевич поддержал инициативу по ограничению «наливаек»:

– Именно подобные точки, существующие в «серой» зоне, стали источником большинства нарушений и жалоб в сфере розничной торговли алкоголем. До недавнего времени у регионов не было инструментов для борьбы, но с апреля вступил в силу новый закон, который дал дополнительные полномочия.

По словам бизнесмена, вариант ограничений в Воронежской области «выглядит разумным».

– Добросовестные предприниматели вполне смогут соответствовать требованиям, а вот «серому» сегменту, магазинам, в которых для вида поставили стол и микроволновку, придется уйти с рынка, – заключил эксперт. По мнению Дмитрия Тарасевича, на сегодня в регионе достаточно принять один законопроект – о «наливайках»: «Давайте не будем спешить закрывать законопослушные магазины. Посмотрим через полгода, какой эффект даст регулирование общепита. Уверен, это поможет бизнесу и региону совместно решить стоящие вопросы.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».