Прославление святителя Митрофана стало грандиозным событием в Синодальном периоде истории Русской Православной Церкви. Канонизация святых в то время была явлением очень редким: в XVIII столетии в России происходила вестернизация – государство взяло ориентир на новые западные нормы, в том числе связанные с зарождающейся эпохой просвещения. Для высших кругов общества стало нормой сомневаться в любых сверхъестественных явлениях, и к феномену святости появилось скептическое отношение: любые знамения и чудеса, с которыми обязательно соотносится прославление святого, настораживали.
О том, как воронежского епископа прославили в лике святых, при каких обстоятельствах были обретены его честные мощи и как это повлияло на жизнь Воронежа и России в целом, – в новом выпуске нашего спецпроекта, посвященного 400-летию со дня рождения святителя.
С чего все началось
Фото – Виктория Курляндская (из архива)
Как рассказал проректор по научной и методической работе Воронежской духовной семинарии иерей Константин Рева, одним из импульсов для изучения наследия святителя Митрофана и инициативы по его прославлению стала реконструкция Благовещенского кафедрального собора Воронежа во второй половине 1820-х. Тогда архиепископом Воронежским и Задонским был святитель Антоний (Смирницкий). Во время работ сняли часть ветхих деревянных перекрытий и открылось место захоронения святителя Митрофана. Стало понятно, что гроб ветшает. Его открыли и обнаружилось, что останки святителя Митрофана нетленны. С учетом русской традиции почитания честных мощей это привлекло внимание.
– После реконструкции собора, так как прославление еще не совершалось, гроб возвратили на прежнее место. Верующие приходили просить молитв святителя, а у его надгробия начали чаще совершать панихиды: ведь до тех пор пока не произошло официальной канонизации, даже самый почитаемый подвижник поминается на заупокойных службах, – объяснил отец Константин.
Фото – Виктория Курляндская (из архива)
Святитель Антоний выступил с инициативой прославления святителя Митрофана, но члены Святейшего Синода в то время не имели возможности решить этот вопрос самостоятельно. Решающим стал голос государя-императора Николая I: во многом это было связано с тем, что святитель Антоний был в личном контакте с августейшими особами, так как до назначения в Воронеж служил наместником Киево-Печерской лавры, где принимал членов царской семьи.
– В этом мы видим промысел Божий. Неслучайно святитель Антоний имел связи и воспользовался ими. Господь судил именно в это время святителю Митрофану стать знамением возрождения русскости и обретения нового лица России в тех условиях, в которых она находилась после искушений первой половины XIX века, – подчеркнул отец Константин.
На подготовку к канонизации потребовались годы: по благословлению Святейшего Синода акт о прославлении первого воронежского епископа был принят только в 1832 году. Было поручено произвести обретение мощей святителя Митрофана для общенародного почитания. Было зафиксировано, что от них действительно происходили исцеления, менялись жизненные обстоятельства молящихся.
Как прославление епископа изменило жизнь в Воронеже
Фото – arsvo.ru. Паломники у Митрофановского монастыря в г. Воронеже. До 1917 г.
После прославления святителя Митрофана Воронеж становится местом притяжения десятков тысяч паломников ежегодно. Это было нормой вплоть до послереволюционных событий XX столетия. Наиболее многолюдным был летний праздник – обретение мощей святителя (20 августа по новому стилю), так как в это время до Воронежа было удобнее добраться с разных концов страны. Город был намного меньше, чем сейчас, и паломники часто устраивались на ночлег на открытых площадках: расселить всех людей возможности не было.
Фото – arsvo.ru. Митрофановский монастырь в Воронеже. В центре – архиерейское подворье, справа – колокольня. Построены по проекту Д. Кваренги в конце XVIII в. До 1917 г.
Приток паломников во многом обеспечил развитие Воронежской губернии. С учетом массового почитания святителя Митрофана принимается решение о реорганизации статуса Благовещенского собора. Он прекращает быть кафедральным собором епархии: в крепости Воронеж рядом с ним учреждается Митрофановский монастырь и собор становится монастырским. Там же находится резиденция правящего архиерея. Статус кафедрального присваивается Троицкому Смоленскому собору, который находился на месте пересечения ныне Пушкинской и Плехановской улиц.
Монашеская община монастыря принимала паломников и была хранительницей главной святыни – мощей святителя Митрофана, которые были положены в великолепную серебряную раку.
Чем стало для России прославление святителя
Фото – arsvo.ru. Рака с мощами святого Митрофания в Митрофановском монастыре в Воронеже. 1903 г.
Канонизация святителя Митрофана стала важным событием для всей общественной жизни России XIX века – не только для высшего сословия, но и для простого народа. Одним из немногих, кто был прославлен в то время, стал также святитель Димитрий Ростовский, выдающийся человек, аскет-подвижник, талантливый духовный писатель. Его авторитет был бесспорным для общественности, в то время как святитель Митрофан, который не оставил обширного письменного наследия и был известен лишь в узких кругах, – до тех пор, пока не стало очевидным, что этот человек является примером праведной жизни.
– Образ святителя Митрофана удивителен тем, что в его житии почти нет упоминаний о знамениях и чудесах, исцелениях. Он трудился как подобает правящему архиерею: строил храмы, просвещал паству, решал хозяйственные вопросы, воспитывал священников. Вместе с тем он был человеком непреклонной воли: мог перечить государю Петру Алексеевичу, когда другие, не менее сильные духом люди, просто робели в его присутствии. Этот образ, конечно, был ближе и понятнее людям начала XIX века, чем образы других подвижников, связанные со знамениями или чудесами, – отметил священник.
Фото – Виктория Курляндская (из архива)
Прославление святителя Митрофана дало импульс духовной жизни и возродило внимание к отечественной духовной традиции, чему также способствовала война с Наполеоном. В обществе произошло отрезвление: преклонение перед Западом сильно ослабло.
По словам отца Константина, максимально востребованным образ святителя Митрофана становится во второй половине XIX века, как предание старины, просвещенной перед лицом возможностей и угроз со стороны Запада. Людям стало очевидно, что найти свое место Россия может не копируя Запад, а находя себя в новой системе координат.
– Эти акценты очень ярко проявляются в жизни святителя Митрофана. Он был человеком своего времени и очень хорошо вписывался в общее направление исканий думающего русского общества, – сказал отец Константин.
Революция и раскол в Воронеже
Фото – arsvo.ru. Монастырская библиотека в ограде Митрофановского монастыря. Архитектурный памятник XVIII в. Архитектор Гваренги. 1916 г.
После революции в 1918 году в Воронеже происходят трагичные события: был расстрелян крестный ход, который двигался от Митрофановского монастыря на Большую Дворянскую.
– Участники крестного хода пытались выразить протест по поводу совсем недавно принятого директа о разделении Церкви и государства, который по сути дела ставил Церковь в ущербное положение, лишал ее прав. Все имущество Церкви объявлялось имуществом трудового народа и в любой момент могло быть изъято, как собственность государства. Такой дискриминационный по отношению к Церкви подход возмутил широкую церковную общественность, – рассказал отец Константин.
В память об этом событии ежегодно в начале февраля у поклонного креста в сквере главного корпуса ВГУ служится панихида в память об убиенных.
Фото – arsvo.ru. Братский корпус Митрофановского монастыря в г. Воронеже. 1910–1914 гг.
В послереволюционные годы отдельные здания Митрофановского монастыря были перепрофилированы в лечебницу для увечных воинов. Сосуществование монахов с воинами было далеко не самым мирным: раненые красноармейцы, мягко выражаясь, не всегда дружелюбно относились к насельникам монастыря и систематически устраивали перестрелки.
После Гражданской войны государство изъяло для решения текущих нужд довольно большое количество храмовых построек. В сельских церквях устраивают зернохранилища, машино-тракторные станции.
Фото – arsvo.ru. Дома в Митрофановском монастыре. До 1917 г.
Одним из самых тяжелых испытаний в 1920-е годы для Митрофановского монастыря и почитателей этого святого места становится обновленческий раскол. Обновленцы максимально лояльно себя поставили по отношению к советским властям и заявили о революции в Церкви, об отмене целого ряда обязательных требований к духовенству. Они попытались ввести женатый епископат, второбрачие духовенства как норму церковной жизни, а также предлагали новации в церковном обиходе. Довольно большое число служителей, поначалу не разобравшись, поддержали это движение с учетом ареста святителя Тихона, Патриарха Российского. После освобождения Патриарха раскольническая суть обновленчества стала очевидной, начался процесс покаяния многих, кто вначале откололся от истинной Церкви.
– К сожалению, воронежский архиепископ Тихон (Василевский) был одним из самых последовательных обновленцев. Будучи архиереем, он имел местом своего пребывания Митрофановский монастырь, поэтому братия монастыря и все, кто был с ним не согласен, покинули это место: осталась только раскольническая община. Параллельно с этим священноначалие было вынуждено поставить в Воронеже другого архиерея для защиты Православия и борьбы с обновленчеством – им стал священномученик Петр (Зверев). Но он совершал богослужения и проживал недалеко от Алексиево-Акатова монастыря, а Митрофановский монастырь и мощи святителя Митрофана оставались в руках обновленцев, – рассказал отец Константин.
Мощи святителя – в музее атеизма
Фото – Виктория Курляндская (из архива)
В 1930-е годы началось массовое закрытие храмов, в том числе и обновленческих. При закрытии Митрофановского монастыря и Благовещенского собора мощи святителя изъяли и перевезли в учрежденный в Воронеже музей атеизма. Экспозиция музея разместилась в помещении бывшей Покровской церкви (ныне – Покровского собора).
– Там проводились регулярные экскурсии, и мощи святителя Митрофана выступали в качестве одного из экспонатов, подтверждающих атеистическую пропаганду: «Мол, смотрите, вас церковники обманывали, тут никакие не мощи, а просто кости обычного человека». До этого, на самой заре советской государственности, в 1919 году власти попытались дискредитировать Церковь посредством кампании по вскрытию святых мощей. Они приходили в храмы с комиссией, бесцеремонно открывали место нахождения останков, довольно часто подбрасывали в раку фрагменты манекена, говоря, что здесь не тело, а муляж. Искомого результата они не получили, потому что слишком много людей восприняли происходящее как поругание народных святынь. В том числе в памяти Церкви сохранилось предание, что при вскрытии раки святителя Митрофана была попытка поднять его мощи на штыки. Поэтому если до революции упоминается о целостных мощах, то сейчас мы так уже не говорим, – рассказал отец Константин.
Фото – arsvo.ru. Митрофановский монастырь. В центре – архиерейский дом. Март 1943 г.
Когда началась Великая Отечественная война, экспозиции трех воронежских музеев (городского краеведческого, музея революции и музея атеизма) были эвакуированы, как народное достояние. В послевоенное время экспонаты вернулись, но было решено реорганизовать три музея в один. Создается областной краеведческий музей, где и оказываются честные мощи святителя Митрофана. Но после войны в стране уже не было столь воинствующей атеистической пропаганды, поэтому останки святителя, как и основная часть экспозиции атеистического музея, хранились в запасниках.
Второе обретение мощей святителя Митрофана
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
В 1964 году епископом в Воронеже был Преосвященный Владимир, который позже стал митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. Сохранился такой рассказ о важном событии: однажды вечером в его дом постучали. Когда архиерей открыл дверь, то никого не увидел, но у порога лежал сверток. В нем епископ обнаружил останки и записку, что это мощи святителя Митрофана.
– Представьте, на дворе 1964 год. Никита Сергеевич Хрущев заявил: «Мы вам к 1980 году покажем последнего попа, все храмы закроем». В прессе и в официальных учреждениях возобновлена атеистическая пропаганда. Очевидно, что в такой обстановке тайным образом переданные останки не могли быть обнародованы, потому что в этом случае их могли изъять и уничтожить. Кроме того, могли пострадать люди, причастные к этой передаче. Поэтому останки хранились в личной резиденции Владыки вплоть до 1989 года, когда удалось официально получить разрешение на передачу мощей святителя из запасников краеведческого музея Церкви, – объяснил священник.
Но как удалось сделать это, когда подлинные мощи уже хранились в резиденции архиерея? История почти детективная: кроме мощей святителя Митрофана в запасниках были останки митрополита Воронежского и Задонского Владимира (Шимковича), почитаемого для своего времени подвижника. Он скончался в 1926 году, и был погребен в нижнем храме Алексиево-Акатового монастыря. Когда в 1930 году монастырь закрыли, то останки митрополита Владимира изъяли и поместили в запасники музея. Когда пришло время передать мощи святителя Митрофана, оказалось, что на их месте находятся останки митрополита Владимира с соответствующей запиской.
– Заявление о том, что в музее хранились останки не святителя Митрофана, а кого-то другого, вызвало бы скандал, связанный с руководством и сотрудниками музея, начались бы поиски виновных в подлоге. Поэтому процедуру постарались сделать максимально непубличной, официально заявив, что мощи свт. Митрофана только сейчас передаются в Покровский собор. Подлинные мощи святителя были положены в раку в Покровском соборе, а останки митрополита Владимира перенесены в резиденцию правящего архиерея, где хранились какое-то время, а потом были захоронены, – отметил отец Константин.
Возрождение церковной жизни в Воронеже
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
Отец Константин подчеркнул, что возрождение церковной жизни в Воронеже во многом связано с передачей останков святителя Митрофана. Это событие произошло почти за два года до передачи мощей святителя Тихона Задонского из Орловского краеведческого музея в Задонск. Кроме того, с 1989 годом связана первая передача Церкви закрытого храма в Воронеже – Успенского семинарского.
В 1990-е годы удалось воссоздать официальное периодическое издание «Воронежский епархиальный вестник». Публикуются материалы о том, что такое христианская традиция, молитва, крестное знамение, как правильно вести себя в храме: востребованность такой информации была огромной. Публиковались списки невинно осужденных в советское время, репрессированных мирян и священнослужителей. Издавались отдельные брошюры с описанием жития святителей Митрофана и Тихона, акафисты этим святым. В 1990-е годы также возрождается традиция Митрофано-Тихоновского крестного хода. По словам отца Константина, понадобилось не меньше 10−15 лет, чтобы просто реанимировать церковную жизнь из того состояния, в которое ее искусственно загнали.
Фото – пресс-служба Воронежской епархии
Важной вехой в возрождении церковной жизни становится 2000-й год, когда были прославлены новомученики и исповедники Церкви Русской, среди которых – целый сонм архиереев, подвизавшихся на Воронежской земле, в том числе архиепископы Тихон (Никоноров), Захарий (Лобов) и Петр (Зверев). Кроме того, в 2003 году, когда праздновалось 300-летие со дня кончины святителя Митрофана, ключевым и значимым событием стало прославление того, кто потрудился в вопросе подготовки к его прославлению – святителя Антония (Смирницкого). Был освящен памятник святителю Митрофану, начались регулярные службы в нижнем храме строящегося Благовещенского собора.
– Процесс воссоздания церковной жизни в нашей стране можно сравнить с возрождением феникса из пепла. Это переосмысление себя в истории, которую по-настоящему мы начинаем осознавать и воспринимать как что-то уникальное и специфическое только в нынешнее время, с учетом всех обстоятельств наших отношений с Западом. Последние 30 лет нашей истории – период, который чаще был связан с искушением «на Западе все хорошо, а у нас все плохо». Церковь в это время занималась серьезным системным делом воссоздания преемственности, прерванной в советский период, когда была попытка отказа государства от многовековой православной традиции. Восстанавливается преемственность нравственных и духовных ценностей, которая, с одной стороны, не протестует против наследия советского периода, а с другой – осознает себя как православный народ, имеющий тысячелетнюю историю, – прокомментировал отец Константин.
По словам священника, обретение мощей святителя Митрофана в какой-то степени, в значительной степени, помогло вернуть в жизнь нашего народа то важное духовное звено, которое пытались демонтировать в советское время.