В 1695 году жизнь Воронежа круто изменилась: в провинциальном городе закипели работы по строительству флота. В феврале 1696-го в Воронеж впервые прибыл царь Петр Великий, который лично руководил кораблестроением. Духовенство, которое крайне негативно относилось к петровским реформам, никак не ожидало, что царь найдет себе единомышленника в лице святителя Митрофана. Он не только передает щедрые пожертвования на строительство флота, но и своим епископским словом поддерживает начинания Петра. Между царем и архипастырем установились особые отношения: подвижник веры стал одним из немногих, кто мог возразить вспыльчивому Петру даже под угрозой смертной казни.

Познакомились, когда Петр был ребенком

Клирик Благовещенского кафедрального собора Воронежа протоиерей Владимир Чернышев, фото РИА «Воронеж»
Клирик Благовещенского кафедрального собора Воронежа протоиерей Владимир Чернышев, фото РИА «Воронеж»

После архиерейской хиротонии (возведения в сан епископа. – Прим. ред.), которую 2 апреля 1682 года в Москве возглавил патриарх Иоаким, святитель Митрофан не сразу уехал в Воронеж. В это время умер царь Федор, и новорукоположенный владыка Митрофан стал участником венчания на царство братьев Ивана и Петра Алексеевичей. Будущему императору всея Руси тогда было всего 10 лет.

Клирик Благовещенского кафедрального собора Воронежа протоиерей Владимир Чернышев считает, что, возможно, святитель Митрофан очень тепло относился к Петру в том числе из-за того, что знал его еще ребенком.

Характер у Петра был очень сложный. Его детство проходило в тяжелой атмосфере. Сколько на него было покушений! Он жил под страхом смерти, видел, как издевались над его матерью Натальей Нарышкиной. Это не прошло бесследно, человек был психически надломлен. Вспомните, как жестоко он отомстил стрельцам... Но, несмотря на его нрав, при нем были люди, которые могли ему возразить. Таким был и святитель Митрофан. Все знали, что епископ в хороших отношениях с царем. Почему Петр так сильно почитал его? Вероятно, у них установились добрые личные отношения, и эта симпатия была взаимной.
протоиерей Владимир Чернышев,
клирик Благовещенского кафедрального собора

По ком звонил колокол?

Святитель Митрофан, епископ Воронежский благословляет флот, фото предоставлено пресс-службой Воронежской епархии
Святитель Митрофан, епископ Воронежский благословляет флот, фото предоставлено пресс-службой Воронежской епархии

Реформы Петра вызывали резкую антипатию у патриарха и духовенства, а старообрядцы и вовсе называли царя антихристом. Святитель Митрофан был в числе немногих, кто поддерживал Петра в его преобразованиях. Воронежский архипастырь много жертвовал на строительство флота – как из епархиальных, так и из личных средств.

Святитель Митрофан прекрасно понимал, что России нужны реформы: особенно в плане государственности, военного дела. Он подчеркивал, что строительство флота – нужное, перспективное дело. Епископ помогал царю искренне, хотя мог сослаться на то, что новообразованная епархия нищая и ее становление только начинается. Петр в ответ помогал епархии. От других духовных лиц он такой поддержки не получал.
протоиерей Владимир Чернышев
клирик Благовещенского кафедрального собора
Современная копия двухпалубного линкора «Гото Предестинация» на Воронежском водохранилище, фото РИА «Воронеж»
Современная копия двухпалубного линкора «Гото Предестинация» на Воронежском водохранилище, фото РИА «Воронеж»

Воронежский святитель поддерживал петровские реформы, но был непримирим, когда дело касалось статуса Церкви, ее авторитета и тем более чистоты вероисповедания. Широко известна история о том, как святитель отказался войти в воронежский дворец Петра, увидев на дворе скульптуры персонажей греческой мифологии. Разгневанный император послал вслед за епископом гонца со страшным приказом: либо старец вернется, либо будет казнен. Ответ был таким: «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца». После этого святитель Митрофан начал готовиться к смерти, желая совершить последнее богослужение. По Воронежу раздался колокольный звон к архиерейской службе. Узнав, по какому поводу звонят колокола, царь удивился твердости епископа и готовности стоять за веру до смерти. Царский гнев прошёл, и Петр велел передать святителю, что прощает его. Статуи из дворца были убраны и больше никогда подобного при святителе Митрофане не повторялось.

По словам отца Владимира, ситуация с античными статуями демонстрирует мужество и принципиальную позицию святителя.

Шел XVII век, а новообразованная епархия была очень сложной – как в административном, так и в духовном плане. Языческие гуляния в Воронеже сохранялись и после святителя Митрофана – при его преемнике святителе Тихоне Задонском. Отголоски языческих традиций были в народе ещё очень сильны. Святитель Митрофан справедливо считал: как люди будут принимать проповедь о Христе, если у царя во дворце – идолы? Народ будет сбит с толку. Одно дело, если статуи размещены в музее, и другое – когда таким вещам придается культовое значение. Благодаря этому эпизоду мы видим, каким противоречивым человеком был Петр. Казалось бы, как можно угрожать казнью человеку, которого почитаешь как духовного отца? Но, видимо, царь был в ярости, что его ослушались, и такой стиль поведения был для него естественным.
протоиерей Владимир Чернышев,
клирик Благовещенского кафедрального собора

Призывал молиться за душу царя

В. П. Криворучко «Строительство флота в Воронеже. Петр I и святитель Митрофан, первый епископ Воронежский», 1991 г. фото - arsvo.ru
В. П. Криворучко «Строительство флота в Воронеже. Петр I и святитель Митрофан, первый епископ Воронежский», 1991 г. фото - arsvo.ru

Отношения с Церковью у царя Петра с самого начала были очень сложные. Он считал возможным жестокую расправу над изменниками, был инициатором масштабных пьяных кутежей с элементами пародии на церковные соборы и высмеиванием таинств. При этом царь верил в Бога, участвовал в богослужениях и, по местному преданию, на архиерейской службе в Воронеже читал апостольские послания.

Мы видим, какая двойственность бывает порой в сознании людей. С одной стороны – соборы, служба, благолепие, а с другой... Вспомним предшественника Петра – Иоанна Грозного, который большую часть дня, а иногда и ночи проводил в молитве, очень строго соблюдал посты. Но, будучи разгневанным на игумена Псково-Печерского монастыря Корнилия, царь собственноручно отсек ему голову, а потом всю ночь плакал и молился над его телом. В человеке идет постоянная борьба двух начал, и требуется серьезная работа над собой, чтобы злое, страстное начало уступило место доброму.
протоиерей Владимир Чернышев
клирик Благовещенского кафедрального собора
Икона святителя Митрофана, епископа Воронежского на выставке «Правило веры и образ кротости» в музее им. Крамского, фото - РИА «Воронеж»
Икона святителя Митрофана, епископа Воронежского на выставке «Правило веры и образ кротости» в музее им. Крамского, фото - РИА «Воронеж»

Узнав, что святитель Митрофан тяжело заболел (1702−1703 годы), Петр сразу отправился в Воронеж. Он участвовал в погребении епископа, и есть предание, что успел с ним попрощаться. Многие знают знаменитую фразу, которую произнес государь, неся гроб с телом святителя: «Не осталось у меня больше такого святого старца».

Святитель Митрофан имел значительное влияние на Петра. Есть свидетельства, что после кончины святитель являлся некоторым людям и просил сугубо молиться о душе императора. Это не уникальный случай в истории Церкви: например, святитель Григорий Богослов при жизни очень почитал императора Трояна, который был язычником и даже устраивал гонения на христиан. Но святитель Григорий считал его великим государственным деятелем и, хотя и заблуждающимся в вере, но нравственным человеком, и молился за него.
протоиерей Владимир Чернышев
клирик Благовещенского кафедрального собора

Отношения Церкви и государства в XVII веке

Успенский Адмиралтейский храм в Воронеже, фото РИА «Воронеж»
Успенский Адмиралтейский храм в Воронеже, фото РИА «Воронеж»

Во времена Петра Великого понятия «разделение Церкви и государства» не существовало. Это было западной идеей. В Византии, напротив, была так называемая «симфония» – взаимодействие, соработничество Церкви и государства.

Временами общество то стремилось к этому взаимодействию, но не всегда. Например, императора Константина Великого называли епископом внешних дел Церкви. То есть Церковь занималась спасением душ, а ее защиту обеспечивала светская власть. На Западе отношения Церкви и государства пошли по другому пути. Если в Византии император был выше Церкви, здесь наоборот – государей короновал римский папа. А раз он мог давать власть, то мог её и забирать. Были, конечно, исторически идеальные моменты церковно-государственной «симфонии», например, на Руси, когда папа – митрополит Филарет, а сын – государь Михаил Федорович.
протоиерей Владимир Чернышев
клирик Благовещенского кафедрального собора

Во времена Петра на Западе стали популярными идеи коллегиальности. Будучи государственником, а не церковным деятелем, Петр посчитал, что будет удобнее, когда все важные вопросы станут решаться коллегиально. По его решению в Российской империи был учрежден Святейший Синод, в который входил представитель императора – обер-прокурор.

Петр был человеком импульсивным, нетерпеливым, ему хотелось быстро достичь задуманного. Поэтому было много ошибок и при строительстве флота, и в военных делах... То же самое произошло здесь: вскоре после создания Синода обострились отношения со старообрядцами и так далее. Но прекрасно сказал об этом святитель Филарет Московский: «Духовную коллегию, которую у протестантов перенял Петр... Провидение Божие и церковный дух обратили в Святейший Синод». Синодальный период истории Церкви был сложный, но ведь и в то время были святые. Значит, он был необходим. А когда стало восстанавливаться Патриаршество? В 1917-м, когда все рушилось и казалось, что скоро нечего будет восстанавливать. Сейчас у нас есть и патриарх, и Священный Синод. Мы не отказались от формы коллегиальности, значит, уроки истории были усвоены. Немаловажную роль сыграл уникальный опыт существования института Церкви в атеистическом государстве. Было полное отрицание, которое касалось не просто Христа, Магомета, Будды, а всего духовного.
протоиерей Владимир Чернышев
клирик Благовещенского кафедрального собора

Церковь и государство в наше время

Благовещенский кафедральный собор в Воронеже, где покоятся мощи святителя Митрофана, фото РИА «Воронеж»
Благовещенский кафедральный собор в Воронеже, где покоятся мощи святителя Митрофана, фото РИА «Воронеж»

По словам священника, сейчас Русская православная церковь независима от государственного влияния.

Что такое сращивание Церкви и государства? Это когда Церковь несвободна в высказывании своего мнения, в принятии решений. Отношения святителя Митрофана и царя Петра – хороший, добрый пример; но вдумаемся: почему именно Митрофан был поставлен Воронежским епископом? Потому что он был знакомым царя, государь ему симпатизировал. А если бы царю понравился человек с иными взглядами, не имеющий столь высокой нравственности и святой жизни? Разве мало в истории подобных примеров, когда решением царей на высокие церковные степени возводились люди недостойные, даже еретики.
протоиерей Владимир Чернышев
клирик Благовещенского кафедрального собора

Отец Владимир добавил, что для Церкви очень важна возможность иметь независимое суждение, ведь, согласно истории, далеко не всегда позиция государства соответствует учению Евангелия. При этом независимость Церкви выражается не в противостоянии, а в возможности высказать свое мнение и подсказать людям спасительный путь, по которому нужно идти.

О духовном завещании святителя Митрофана и почитании воронежского епископа на святой горе Афон читайте в следующем выпуске спецпроекта РИА «Воронеж».

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».