Воронежская епархия была образована решением Московского церковного собора 1681−1682 годов. Ее первым епископом был назначен настоятель Унженского монастыря архимандрит Митрофан, архиерейскую хиротонию которого совершил патриарх Иоаким с 16 архиереями 2 апреля 1682 года. Главная задача епископа-подвижника в новой епархии была большая и сложная: объединить общество, в котором на тот момент царил раскол, и привести в соответствие с христианскими нормами народные нравы, которые оставляли желать лучшего, не исключая образа жизни здешнего духовенства.

После рукоположения в епископский сан святитель Митрофан отправился в Воронеж далеко не сразу. Несколько месяцев ему потребовалось прожить в Москве, чтобы устроить различные дела вверенной ему новообразованной епархии. В этот период в столице святителю довелось принять участие в погребении царя Федора Алексеевича и венчании на царство его наследников – юных государей Иоанна и Петра. Святитель Митрофан становится свидетелем Стрелецкого бунта, восстания раскольников-старообрядцев и ряда других важнейших событий, которые происходили в тот год в Москве и отразились на истории как государства, так и Церкви.

Новообразованная епархия

Прибыв на свою кафедру в Воронеж, первый архипастырь столкнулся со многими проблемами. Новосозданная епархия была выделена из Рязанской и Белгородской епархий, ее размер точно не был определен, и Рязань долгое время соперничала с Воронежем, так как не хотела отдавать свои территории. Святитель Митрофан столкнулся с противостоянием, и этот спор был очень долгим, пока его не разрешил сам царь Петр в пользу Воронежского епископа.

Елена Подстрахова. Фото Виктории Курляндской
Елена Подстрахова. Фото Виктории Курляндской

– Есть предположение, что в состав епархии входило восемь городов – Воронеж, Елец, Романов, Орлов, Костенск, Коротояк, Усмань, Сокольский Острожек. По другим сведениям, туда еще входили Землянск и Урыв, это точно неизвестно. После взятия Азова Петр I присоединил к Воронежской епархии Азов, Таганрог, новообразованные города Новопавловск, Новосергеевск и Бахмут (Артемовск). Эти города недолго были у нас, но важно отметить, что при святителе Митрофане, благодаря его активной деятельности, епархия расширяется, – рассказывает старший преподаватель кафедры церковно-исторических и общеобразовательных дисциплин Воронежской духовной семинарии Елена Подстрахова.

Епархия была в бедственном материальном положении. Святитель Митрофан жаловался, что в Воронеже даже соборная церковь деревянная, «от многих лет обветшала и служить в ней невозможно: кровли и церковные помосты обвалились». Не в лучшем состоянии и другие храмы – все они были деревянными, имели квадратное и прямоугольное строение, сруб, двухскатную или четырехскатную крыши. Трапезных (трапезная – удлиненная пристройка с западной стороны храма) в церквях не было, а приделы если и были, то внешние, в отдельных пристроенных помещениях.

Храмоздатель

Фото  – из архива РИА «Воронеж»
Фото – из архива РИА «Воронеж»

Основной заботой святителя Митрофана стало восстановление уже обветшавших храмов и постройка новых. В первую очередь архипастырь стал прилагать все усилия, чтобы выстроить новый собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Изначально планировалось сделать его деревянным, но потом стало ясно, что необходимо каменное строение. Строительство начинается в 1684 году.

– Когда святитель Митрофан начал свое служение, в Воронеже было 15 церквей и три монастыря. К концу его жизни количество храмов резко увеличивается. Если в целом в епархии изначально было 220−230 храмов, то к 1703 году их насчитывалось уже 285. То есть за 20 лет архиерейства святителя Митрофана было создано более 50 храмов. Храмы и сейчас небыстро строятся, но тогда это был чрезвычайно сложный процесс, тем более каменное строение, – отметила Елена Подстрахова.

Исправитель пороков

Фото предоставлено пресс-службой Воронежской епархии
Фото предоставлено пресс-службой Воронежской епархии

Воронежские монастыри тоже были не в лучшем состоянии. У монашествующих не было общей трапезы, они могли пропускать богослужения. Некоторые даже бродяжничали, злоупотребляли винопитием, чем давали людям повод к осуждению духовного сословия. Святитель Митрофан настаивал на введении в обителях общежительного устава, общей трапезы, неукоснительного соблюдения монашеского правила.

В монастырях и храмах епископ Митрофан предписывает строгое соблюдение богослужебного устава, а монастыри превращает в центры просвещения. Для этого святитель открывает при обителях школы, в которых учатся монахи и священники. Преподают в них в основном черкасы. Это была повсеместная практика. Даже Петр искал себе помощников среди малороссов. Они обучались на Западе, когда наши школы были еще на низком уровне.

– К концу служения святителя Митрофана на Воронежской земле поднимается уровень монастырей. Часть малых обителей была объединена с более крупными. Успенский монастырь перевели в Алексеево-Акатов по распоряжению царя Петра I по той причине, что обитель находилась на месте, где государь начал строительство флота. Там была устроена «немецкая слобода», поселились иностранные работники, многие из которых были протестантами. Конечно, монахи не могли жить на территории, настолько далекой от монастырского образа жизни. От Успенского монастыря остался только Адмиралтейский храм, в то время деревянный, – поведала Елена Подстрахова.

Противники и соработники

Фото предоставлено пресс-службой Воронежской епархии
Фото предоставлено пресс-службой Воронежской епархии

Многие жители Воронежской епархии в ту пору были язычниками. Кроме того, сюда убегали из центральных губерний России те, кто подлежал наказанию и вынужден был скрываться на окраинах государства. Это были не только крестьяне, но и боярские дети, которые чем-то провинились. Кроме того, Воронеж был казацким краем и здесь привыкли к вольности. Обстановка была достаточно непростой и напряженной. Епископу Митрофану предстояло приложить много труда для просвещения и крещения населения, обуздания пороков и обучения людей христианской жизни. Сделать это было непросто: единомышленниками и помощниками архипастыря должны были стать священники.

Но далеко не все священнослужители того времени могли стать достойными соработниками епископа. Духовными лицами здесь были в основном сведенцы – священники из других городов, которых отправляли в Воронеж если не в ссылку, то в наказание за какие-либо проступки. Некоторые были подвержены нравственным порокам. Нередко священниками становились малограмотные дети священнослужителей и обычные необразованные крестьяне. Святитель Митрофан ставит перед собой задачу поднять нравственный дух и образовательный уровень духовенства.

– Святитель Митрофан внушал клирикам мысль о величии и святости священного сана. Население и даже порой священнослужители неохотно мирились со строгостями и новыми порядками, вводимыми Воронежским архипастырем для исправления ситуации. Бывало, что священники становились противниками изменений. Рязанский митрополит никогда не приезжал в Воронеж и священнослужителей не контролировал. При епископе Митрофане они уже не могли так вольготно жить: он запрещал им заниматься мирскими ремеслами, торговлей, отлучаться из прихода. За пристрастие к винопитию часто смирял монастырским послушанием, отправлял священнослужителей в запрет. В епархию брал только священнослужителей с отпускными грамотами (своего рода рекомендательными письмами от предыдущего епископа). В первые годы архипастырского служения святитель вынужден был отсылать священников не только в церковный суд, но и в государственный городской суд – настолько серьезными были их пороки, – рассказала Елена Подстрахова.

Святитель Митрофан заботился об установлении богослужений по уставному порядку. В годы его архипастырского служения на Воронежской кафедре нравственный уровень священнослужителей и паствы достаточно быстро повышался.

Одним из важных вопросов, которые ставил и решал святитель Митрофан, был вопрос брака. В Воронеже в то время нередко заключались насильственные браки, процветало воровство невест и даже жен, сохранялись некоторые языческие традиции. По распоряжению святителя Митрофана во всех храмах вводились метрические книги, куда священники должны были записывать все венчания, крещения, отпевания. Из казенного архиерейского приказа стали выделяться специальные «Венечные памяти» – для тех, кто получил разрешение на брак. Без венчания супружеским парам нельзя было жить вместе.

Забота о несчастных

Фото  – из архива РИА «Воронеж»
Фото – из архива РИА «Воронеж»

Епископ Митрофан заботился о благолепии храмов, монастырей, а также активно занимался благотворительностью, показывая пример духовенству и пастве.

– Мы знаем, что святитель Митрофан раздавал неимущим все свои доходы. Он устраивал для них трапезы, раздавал одежду, а также очень заботился об усопших. Так как в Воронеже в те годы строился флот, здесь было большое количество рабочих. Из-за тяжелых условий труда была высокая смертность, и, так как многие не имели семей, хоронить их было некому. Святитель Митрофан очень переживал, что большое количество людей оставались без христианского погребения, лично покупал гробы и следил, чтобы все удостоились церковного напутствия. Кроме того, записывал имена усопших в свой синодик и всю жизнь поминал их, – поведала Елена Подстрахова.

Еще одной заботой святителя Митрофана была тюремная благотворительность: недалеко от архиерейского дома находилась тюрьма, а так как Воронеж – этапный пункт, под стражей находились не только местные арестанты, но и ссыльные из других городов.

Несмотря на то что в распоряжении правящего архиерея имелись монастыри, относившиеся к архиерейскому дому (например, Карачевский архиерейский монастырь, который был закрыт при императрице Екатерине), сам епископ Митрофан жил в бедности. Практически все свои средства святитель раздавал нищим, бедным, тюрьмам, бедным монастырям. Для повышения образования покупал большое количество книг, которые тогда очень дорого стоили. Лишь когда он встречался с государем, то мог позволить приготовить богатое угощение, а в остальное время считал это излишеством. Есть свидетельства, что святитель ничего не копил при жизни и умер бессребренником.

Борьба с расколом

По словам Елены Подстраховой, Воронежский край в XVII веке был едва ли не центром церковного раскола. Он начался вследствие неприятия многими верующими церковных реформ патриарха Никона, направленных на внесение изменений в богослужебные книги и некоторые обряды.

Из-за отдаленности от Москвы воронежские воеводы мало внимания обращали на беглых раскольников, которые в большом количестве поселились здесь. Духовная власть также не придавала значения преодолению этого раскола. Более того, духовенство, народ и казаки нередко даже поддерживали раскольников. Их число росло, и вскоре Дон сделался одним из самых опасных центров старообрядчества.

Святитель Митрофан приложил много усилий для преодоления раскола, причем не силой, а врачеванием: пытался поднять авторитет Православной церкви, усилить ее влияние на население, чтобы народ искал духовного окормления не у раскольников, а у православных пастырей в наших храмах. Святитель дает местным жителям уставное богослужение, поднимает авторитет и образование священнослужителей, рассылает по приходам книги против раскольников, которые должны были читаться в храме за богослужением. Для священников устраиваются школы при архиерейском доме и храмах. Постепенно старообрядцы стали терять свое влияние на население.

Святитель Митрофан и святитель Питирим Тамбовский

Святитель Митрофан, епископ Воронежский (слева), святитель Иоасаф, епископ Белгородский (в центре) и святитель Питирим, епископ Тамбовский (справа). Фото  – с сайта mitropolia-lip.ru
Святитель Митрофан, епископ Воронежский (слева), святитель Иоасаф, епископ Белгородский (в центре) и святитель Питирим, епископ Тамбовский (справа). Фото – с сайта mitropolia-lip.ru

Решением церковного собора была создана не только Воронежская епархия, но и Тамбовская. Правящих архиереев новых епархий объединяли похожие заботы и дружба. Первым на свое место служения приехал епископ Митрофан, а епископ Питирим прибыл на Тамбовскую землю позже – в 1685 году.

После своего назначения, по дороге в Тамбов, святитель Питирим встретился со святителем Митрофаном. Произошло это, предположительно, в городе Козлов.

– В Воронеже и Тамбове были схожие проблемы: много язычников, раскольников. Думаю, святитель Митрофан делился своими впечатлениями и вел со святителем Питиримом беседы духовного содержания, – предположила Елена Подстрахова.

Известен также факт, что святитель Митрофан приезжал в Тамбов к святителю Питириму. Согласно преданию, во время своего визита воронежский архипастырь помог выбрать место для Тригуляева Иоанно-Предтеченского монастыря.

Сохранилась переписка, свидетельствующая о достаточно теплых отношениях между епископами. Их жизненные пути, пути служения и взгляды были схожие.

– Они совместно поддерживали Петра I в постройке флота. Не все епархии оказывали значительную помощь императору, но святитель Питирим и святитель Митрофан были патриотами и понимали, что флот России необходим. Святитель Митрофан считал азовские походы священной войной с неверными, угнетающими православных. Поэтому всячески поддерживал Петра I и видел в нем защитника православия. То же самое можно сказать и о святителе Питириме Тамбовском, – рассказала Елена Подстрахова.

По ее словам, святитель Митрофан находил контакт и со светскими людьми, а отношение к нему царя говорило само за себя. Петр Великий любил святителя Митрофана и уважал его не только за поддержку флота, но и за благочестие, милосердие и кротость. Имеются свидетельства, что воронежский святитель был одним из кандидатов на местоблюстительство Патриаршего престола. Вступить на эту должность он не смог ввиду старческой немощи и последовавшей в 1703 году блаженной кончины.

О том, каково было значение участия первого Воронежского епископа в строительстве российского флота, читайте в нашем следующем материале.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».