Однажды симпатичной брюнетке из Кургана неожиданно написал незнакомец. «Привет. Я татарчонок Дамир», – коротко резюмировал о себе мужчина. Лариса посмотрела на его фотографию и что-то почувствовала. Через три недели она мчала в Санкт-Петербург на поезде, думая, что в гости, а оказалось – к мужу.

Как в кино

До личной встречи их разделяли более двух тысяч километров. Мужчина сразу сказал, что холостяк, военный, служит в части рядом с Северной столицей. Вскоре пригласил в гости. А она решилась на эту авантюру. Им было по двадцать с лишним лет.

– Я просто купила билет, села и поехала, – говорит Лариса. – Сейчас бы так не сделала, мне было бы страшно. А тогда подумала: что мне терять? Жили мы в деревне. Работы особо нет, перспектив мало. Первый брак был неудачным. Мама меня поняла и благословила.

– Как ты поверила незнакомцу?

– Его надо видеть. Он такой человек, что ему невозможно не поверить. Честный, скромный, добрый, ответственный.

Но, как шутит Лариса, любви с первого взгляда у нее не случилось, а вот со второго – да. Вживую парень ей совсем не понравился. «Какой-то страшненький, меньше меня ростом», – подумала тогда она. – Ну ладно, посмотрим". И вскоре поняла, что это ее человек.

Стали жить вместе, снимали квартиру в Луге. Через два года решили оформить отношения. «Давай поженимся?» «Давай!» У военных женатых и статус другой, да и надежнее это. Свадьбы не было, просто расписались. Лариса купила белое платье со шлейфом, жених надел свои любимые синие брюки и рубашку.

– Сюжет нашей жизни напоминает сериал, где мажорка влюбляется в танкиста и перевоспитывается армией. Только я не мажорка и влюбилась в артиллериста. И приехала к нему не из Лондона, а с Урала, – смеется Лариса.

То, что ее избранник военный, сыграло огромную роль. У Ларисы дед – военный летчик, бабушка служила в армии в звании прапорщика. Последние годы службы несли в Чите. Там же родился папа Лары, и он тоже стал военным. Потом встретил маму Ларисы.

Ты чего, ку-ку?

А в 2022 году дочь и внучка военных отправилась защищать Родину вслед за мужем. Глядя на сестру, стал участником СВО и старший брат Ларисы Владимир.

– Как ты пошла на СВО?

- Пришла в военкомат на Фонтанке и сказала, что хочу служить!

В ответ – недоумение: «Ты чего? Ты нормальная?»

– У меня там муж.

Отговаривали? Да. Называли веские причины. По большому счету были правы. Но Ларису было не остановить. На утро она вылетела в Нижний Новгород, где в тот момент перед отправкой на СВО находился ее супруг.

В сентябре 2022 года заходили на СВО вместе. Он как командир эвакуационной роты, она – в должности повара полевой кухни, хотя поваром никогда не была, лишь умела много и вкусно готовить. Расположились вблизи поселка. Часть местных первое время возненавидела российских защитников, некоторые пытались всячески портить им жизнь. Но со временем отношение жителей изменилось на противоположное. Однако «ждунов» никто не отменял. Они есть везде, даже здесь.

– Бывало, что в полевых условиях приходилось спать на земле. И что такое примерзнуть волосами к ней испытала в реальности. А однажды психанула и постриглась наголо: побоялась вшей. Волосы были длинные, надо часто мыть, а воды не хватало. Даже на то, чтобы помыться. Женщинам в этих условиях с гигиеной особенно трудно. Мужикам проще: салфетками влажными протерся и молодец, – говорит Лариса. – Потом долго ходила со стрижкой а-ля ежик. В этом образе на память сфотографировалась с ребятами, половины из которых больше нет.

Первое блюдо на СВО

В сравнении с самой скромной кухней в плохоньком деревенском доме полевой передвижной вариант оказался для Ларисы испытанием. Она вошла в профессию без подготовки и в жестких условиях. Училась готовить на печке и большими объемами – на двести с лишним человек, таскала тяжести (отсюда и болячки). По очереди с помощником, которого приставили к повару, вставала ни свет ни заря, чтобы собрать и наколоть дрова. Берегла общий запас воды, предназначенный для еды и питья, придумывала вкусные супы и второе из простейших продуктов. Нередко тратила почти все заработанные за месяц деньги на продукты для солдат: овощи с рынка, курятину, молочку. Таким образом старалась разнообразить военным питание, укрепить их дух и улучшить самочувствие. По утрам варила ребятам их любимую рисовую молочную кашу. А вот тушенку, наверное, на всю жизнь возненавидела.

– Что приготовила в первый день на службе?

– Гороховую кашу со шкварками.

Мы смеемся. Да и вы, читатели, начнете хихикать, вспомнив «музыкальные» и «ароматические» последствия блюда и байки про солдатские казармы после его употребления. Но все это не важно, по сравнению со вкусом спасительной горячей каши с дымком и ее питательностью, особенно на фронте, где первое время с провизией было, мягко говоря, неважно.

– Можно сказать, что поначалу у нас почти ничего не было. Скудный запас провизии. Поэтому ели все, что готовила. Никто не воображал, – говорит Лара.

Вскоре к ним начали привозить гуманитарку. По словам повара, продукты, вещи, воду, средства гигиены к ним шли, в основном, из Воронежской области. Особенно у защитников ценились закрутки, домашняя тушенка.

– Как представлю, что какая-то старенькая бабуля из села встает рано утром, рубит чуть ли не последнюю в хозяйстве курицу, ощипывает ее, потом готовит для солдат домашнюю еду, слезы пробивают. Ведь многие последнее готовы отдать, чтобы помочь. Благодаря поддержке людей мы чувствовали, что не одни, – вспоминает Лариса.

Ранения супруга

Супруг Ларисы – кадровый военный, родом из Мордовии, служит 12 лет. Нева (его позывной) был против службы жены на СВО. Очень волновался и говорил, что, когда он должен думать о боевых задачах, мысли будут о безопасности любимой. Это двойной риск. Потом он изменил мнение. Поддержка близкого человека там оказалась спасительной для обоих. По словам жены, он хороший командир, уважительный к людям, всегда старается быть рядом с подчиненными и беречь их в первую очередь

– Знает всех по именам, кто откуда и как зовут родных. Их рота танки из воды вытаскивала, и технику ремонтировала. Дважды ранен. В ногу – тяжело. Осколки рассекли мышцы, сосуды. Сейчас проходит лечение. Пытается ходить без палочки, – рассказала жена. – Награжден медалями «Участнику специальной военной операции», «За боевые отличия», медалями Суворова и Жукова. И он бережно хранит все письма и рисунки детей из Воронежской области, которые передавали с гуманитаркой.

«Мы влюбились в Придонье»

Теперь Лариса и ее супруг – наши земляки. В одном из сел Павловского района они купили и обустроили жилье. Перевезли к себе маму Ларисы. Ей хорошо и спокойно рядом с детьми. Наталья Александровна уважает и любит зятя, а он ее. Она ему как мать. Женщина помогает вести хозяйство, уже посадила рассаду и мечтает вырастить хороший урожай. В первое время на новом месте у Ларисы были бытовые трудности, а муж был на СВО. Так мама ей помогла поставить забор. Вот что значит наши русские женщины!

– Знаете, почему мы выбрали Воронежскую область? У нас ребята служили из вашего региона, в том числе из Павловского района. Хорошие люди. Сослуживцы заезжают к нам в гости. А еще у вас тепло, природа красивая. Фруктовых деревьев столько растет, ягод. У нас во дворе – персики! Чудо. На Урале и в Чите такого нет, – восхищается Лариса.

После окончания контракта к мирной жизни она адаптировалась не сразу. Говорит, было чувство, что предала близких, потому что она здесь, а они там, где рядом смерть. От пережитого была бессонница. Сначала рвалась туда – на СВО, к своим, ставшим ей семьей. Сейчас полегче. Чтобы быть при деле, занимается домом, подрабатывает фотосъемкой и, конечно, много времени проводит с мужем, который проходит лечение в госпитале.

- Очень признательна социальному координатору фонда «Защитники Отечества» Екатерине Денисовой, которая в первое время меня сориентировала, очень поддержала. Я ведь здесь никого не знала. Мы и сейчас с ней на связи. Екатерина Николаевна помогала решить организационные вопросы, мы прорабатывали тему трудоустройства и бесплатного обучения. Она помогла получить санаторно-курортное лечение, пройти диспансеризацию, связала меня с психологом районной больницы Еленой Михайловной Костюченко, которая тоже очень помогла. Кстати, посоветовала завести собаку. Рекомендацию я выполнила, – с улыбкой уточнила Лариса. – Никому не посоветую все, что пережила там, но и ни о чем не жалею. Я выросла.

Ранее РИА «Воронеж» рассказывало про медсестру терапевтического отделения Лискинской райбольницы. Наталия заключила контракт с Минобороны более полутора лет назад. Ее супруг работает водителем реанимобиля отделения скорой помощи. По его уверению, он только потому и отпустил жену на СВО, что понимает: иначе поступить она просто не могла.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».