Александра Михайловна Крутских прожила долгую и тяжелую жизнь. В пятницу, 12 декабря, ей исполнилось 100 лет. Она и ее семья долгие годы трудились на благо Отечества, работая на железной дороге и в охранительных ведомствах. Главным кредо Александры Михайловны и ее родных являются взаимопомощь, выдержка и честность. Тайнами своей жизни долгожительница поделилась с корреспондентами РИА «Воронеж».

«Брат мне купил ботиночки»

Александра появилась на свет в семье железнодорожника Михаила Никитича и домохозяйки Дарьи Николаевны Долотовых. Проживали они в селе Красино Рождественско-Хавского района Воронежской области. Отец всю жизнь отдал железной дороге, трудился стрелочником. В 1930-е годы принимал участие в мероприятиях, приуроченных ко встрече в Воронеже «всесоюзного старосты» Михаила Калинина. По рассказу героини публикации, Михаил Никитич видел знаменитого политического деятеля на проходной, где сам работал.

Мама не была обучена грамоте. Своему супругу она родила 14 детей, из которых выжили шестеро: три девочки и три мальчика. Александра была третьей. Для долгожительницы самым запоминающимся событием детства стала покупка братом Митрофаном для нее ботиночек.

– Мой брат служил в НКВД, жил на Володарского. Однажды он взял меня, и я ночевала у него два дня. Он купил мне ботиночки, сам предложил, – несколько раз за время беседы вспомнила об этом случае героиня публикации.

Видимо, очень ценными для ребенка были эти ботиночки.

В доме разместили медсестер

С началом войны на фронт забрали брата Митрофана, отец по состоянию здоровья был не годен, другие братья еще малы. Семью ненадолго эвакуировали в соседнее село Макарье, позже они вернулись. И так как дом Долотовых был большим, в нем расселили советских медсестер.

– В школе был перевязочный пункт для раненых, потом их отправляли в Хаву. А в доме у нас устроили нары, и там отдыхали медсестры. Мама упросила, чтобы нам разрешили жить в своем доме, – поделилась Александра Михайловна.

Известие о завершении войны обрадовало семью и принесло облегчение. Митрофан вернулся с фронта живым. После войны и другие братья – Василий и Иван – по примеру старшего стали военными. Сестра Саша во время отпусков ездила к ним в разные концы Советского Союза.

– У Ивана на Байконуре была. Купалась в реках Амударья и Сырдарья. Вода там не очень чистая, но были специальные кабинки, где я ополаскивалась. У Митрофана жила во Львове, – вспоминает юбилярша.

Трудовой путь

Еще перед войной Александра окончила семь классов, денег на дальнейшее обучение не было, поэтому ей пришлось искать работу.

– Дядя определил меня в Сомово на пекарню посудомойкой. Работы было много, а еще там воровали. Хлеб несли, но мне отец наказал: «Не смей воровать». Я слушалась папу и ничего не брала, – вспоминает юбилярша.

После девушка вернулась в село, пробовала отучиться на тракториста, но не получилось. Стала работать в колхозе.

– Я и моя подруга были очень рослые, поэтому ценились в колхозе. Мы делали все, что скажут, работящими были, – продолжает вспоминать долгожительница.

После войны устроилась работать на железную дорогу, жила рядом со станцией Отрожка. До самого выхода на пенсию трудилась в должности старшего весовщика. Для увеличения размера выплат проработала дополнительно три года.

«Он носил меня на руках»

С будущим мужем Михаилом Крутских Александру познакомила подруга. Он работал на Воронежском тепловозоремонтном заводе им. Ф. Э. Дзержинского в ремонтном отделе. Встречались они мало, почти сразу решили пожениться. Ей было 25 лет, ему – 24.

– Он вел себя хорошо, не наглел. Был очень хорошим. Ему предлагали другую девушку, но он выбрал меня. Сильно любил, на руках носил. Замечательный был муж. Я в нем сразу была уверена. Он всегда защищал меня, – с любовью рассказала долгожительница.

В 30 лет Михаилу поставили неутешительный диагноз: туберкулез почки.

– Мне говорили: «Брось его, зачем он тебе нужен». А я отвечала: «Нет, я в беде не бросаю, будем жить вместе, сколько Бог даст». Он в больнице на Кольцовской лежал, я возила ему еду, – поделилась воспоминаниями героиня.

Через некоторое время его прооперировали. Михаил и Александра прожили вместе 60 лет. У пары родилось два мальчика, их назвали Виктором и Владимиром. Пока родители трудились, с детьми посменно сидели соседка и бабушка.

«Меня держит любовь внучек»

Сыновей Крутских нет более 20 лет. Один был милиционером, другой военным. От них у Александры Михайловны остались две внучки и внук, а также есть один правнук.

– Она очень честная женщина, никого никогда не обманывала. Со всеми всегда была в мире. Сидела с моими дочками. Помогала вести хозяйство, у нас были утки, куры, свиньи, – поделилась сноха Любовь Крутских.

Сейчас Александра Михайловна чувствует себя неважно, совсем не видит и плохо слышит. Только любовь внучек оберегает ее, долгожительница считает, что без них ее уже давно бы не было. Одна из них – Оксана – готовит и убирает, всячески подбадривает бабушку.

По словам снохи, в роду у героини публикации было много тех, кто прожил более 80 лет, она полагает, что в этом секрет долголетия Александры Михайловны. Сама же героиня публикации считает, что дело в ее строгом, бескомпромиссном характере, доброте и честности перед собой и людьми, чему с детства учил ее отец. Немного подумав, она добавляет:

– Меня держит любовь внучек.

Ранее РИА «Воронеж» рассказывало, что матери Героя СССР Татьяне Чуриловой исполнилось 100 лет. Сын Татьяны Степановны – Юрий Чурилов – летчик 1-го класса морской авиации, почетный гражданин Панинского района. Наш земляк – один из первых строевых летчиков, освоивших взлет с коротким разбегом на Як-38.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».