Наступающий 2024 год по восточному календарю пройдет под знаком Дракона. И пусть огнедышащий символ официально вступит в свои права только в феврале, дарить друг другу «драконьи» сувениры мы начинаем уже сейчас. А вот неравнодушная ко всему, что так или иначе связано с драконами, жительница Воронежа Алина Агеева несколько лет назад без всякого повода сделала подарок сама себе. И завела экзотических для наших мест животных – бородатых агам.
Дома всегда были животные
Дом Алины находится в центре города в частном секторе. В тех замечательных воронежских местах, где чуть свернул с шумной улицы – и оказался в уютной, почти деревенской тишине. Атмосферу большого города, правда, выдают новые многоэтажки. Местные жители хорошо помнят времена до их появления. Места здесь было столько, что горожане даже держали коз! Были они и у прабабушки нашей героини.
Львиную долю своего свободного времени Алина посвящает домашним любимцам – дома у нее, можно сказать, маленький зоопарк.
– Сколько себя помню, у нас дома всегда были животные, – рассказывает Алина. – Первой была мамина собака, восточноевропейская овчарка Джеки. Потом кошки, Маркиза и Сапфир. Обычные, дворовые. К «шотландцам» пришли позднее. Были кролики и джунгарский хомяк. И вот теперь дожили до агам.
Пока включаю диктофон и настраиваемся на беседу, наблюдаем забавную сцену. Упитанный «шотландец» Флес забавно спускается со своего «трона» у окна. Специально для кота и кошки на кухне установлена тумба, на которой они любят сидеть, пока хозяева едят за столом или принимают гостей. Вот только Флесик не спрыгивает ловко на пол, как сделал бы любой его собрат, а смешно слезает, повиснув сначала на конструкции на передних лапах, будто подтягивается.
– А он не умеет спрыгивать, дело в том, что у него больные ноги, и голова трясется. Он не может скоординировать свои движения. И, получается, когда спрыгивает, то летит вперед. Научился спускаться таким способом, чтобы это не было травматичным, – поясняет хозяйка.
По профессии Алина – учитель-дефектолог, тьютор. Работает с особенными детьми в ресурсном классе. А потому интересуюсь у нее, как наличие животных дома влияет на детей.
– Весьма положительно. Ребенок учится заботе, ответственности, – отмечает Алина. – Когда есть животное, ты знаешь, что должен его накормить, напоить, убрать за ним. Само взаимодействие с животными дает начало дружбе. Человеку будет проще с кем-то сдружиться, проявить в этом инициативу. Мне было спокойно с животными. В любой стрессовой ситуации я понимала, что могу прийти домой, обнять кошку, погладить – и все тревоги уйдут. Через животных мир лучше ощущаешь. Отрицательных моментов я не вижу, кроме разве что аллергии.
Вовсе не игуаны
Многие, кто впервые попадает в гости к Алине, спешат назвать ее экзотических питомцев игуанами. Однако они ошибаются. Это совсем другой вид, который называется бородатые агамы. Или же – бородатые драконы, австралийские драконы.
– Игуаны больше и менее социализированы, не так нуждаются в человеке, – говорит Алина и признается: – У меня вообще сумасшествие какое-то по поводу драконов. Все книги про драконов, все фильмы на эту тему пересмотрела, и в любимой музыке постоянно отсылки к этому персонажу.
Алина рассказала, что впервые услышала об агамах от маминой подруги из другого города, которая завела себе такого необычного питомца и прислала фото.
– И когда я увидела фотографию ящеренка, вот эти вот шипы, вот эту драконью морду, я сказала: «Мама, хочу». Мы стали изучать вопрос, – вспоминает героиня публикации. – У нас дома очень много влажности, поставить аквариум было бы нельзя. Но выяснилось, что для содержания бородатых агам необходим сухой террариум, и ничего не мешает нам их завести. Первый мой ящеренок, к сожалению, погиб. У него, как выяснилось, были паразиты. Но я не отказалась от идеи. Мне хотелось держать дома своего дракона. Как-то приехали к знакомому ветеринару и увидели Монечку. Я сразу сказала: «Все, забираю его себе».
Моня (полное имя – Монарт) теперь старожил Алининого террариума. Еще у нее живут две взрослые самки, у которых от Мони периодически появляются детеныши. Их девушка пристраивает в хорошие руки через знакомых и по объявлению. В Воронеже становится все больше желающих завести себе такого «маленького дракона». Но одного желания мало. Алина готова отдать своих питомцев только в те руки, которые будут заботиться о них так же хорошо, как это делают в ее семье.
Почти как собаки
Естественная среда обитания для агам – африканские и австралийские тропики. Это довольно обширный род, каждый вид которого предпочитает свою среду обитания. Бородатые агамы предпочитают полузасушливый климат и населяют районы, где пустыня граничит с лесом, и есть какие-то источники воды. В Европу агамы попали из Австралии, а затем уже распространились по террариумам всего мира. Сегодня это уже в большей степени домашние животные. В самой Австралии отлов и вывоз диких ящериц запрещен. Хотя об исчезновении этого вида в дикой природе речи не идет.
– Этот вид предан человеку почти как собака. И, мне кажется, агамы даже умнее собак. Те выполняют команды человека беспрекословно, а ящерица может подумать, стоит ли делать то, о чем ее просят, – продолжает Алина. – По интеллекту агамы идут сразу после дельфинов. У них даже есть свой язык жестов. И у каждой особи – свой характер, который они не боятся проявлять.
Правда, Алина пока не занималась обучением своих питомцев командам, они пока не способны к этому. Но как только будет знать все о разведении, займется новой областью «драконоведения». Теоретически агам можно обучить приносить предметы и ходить в туалет в определенную зону террариума. Дрессировка определяется поощрением, как и с собаками. Сделала ящерица то, что от нее хочет хозяин, – получила любимое лакомство.
– У них разные вкусовые предпочтения, у каждого свой набор. Моня, например, обожает бананы, готов за них на все, – рассказывает Алина.
Моня – добрый, отзывчивый, готов контактировать с человеком в любую минуту. Делай с ним что хочешь. Самочка Аля из соседнего террариума – совсем не такая. Вредная и злая. Вот она вряд ли захочет выполнять какие-то команды. От чего характер зависит – непонятно. В одном выводке могут родиться ящерки с совершенно разным генетическим набором, вкусовыми привычками и особенностями поведения.
Без хвоста и жизнь не та
В дикой природе агамы – хищники. Конечно, для пищеварения им нужна и растительная еда. Но все-таки основной способ питания – охота на крупных насекомых. Домашних агам приходится кормить сверчками, которые продаются в специализированном магазине. Живых насекомых окунают в порошок кальция и пускают в террариум. Сами агамы – пища для крупных хищных птиц, от которых им приходится прятаться, зарываясь в песок. Агамы способны довольно быстро бегать на задних лапах, разгоняясь до 30 – 40 км в час. Правда, недолго. Устают.
В поисках пищи ящерицы могут пробегать много километров. Поэтому у них нет постоянного места обитания. Есть территория, за которую самцы дерутся друг с другом. В этих драках агаме важно не потерять хвост. В отличие от ящериц средней полосы новый у них не вырастает. А хвост – это не только их оружие, но и средоточие важных артерий, и место хранения жировых запасов на зимовку. Значительную часть года агамы проводят в спячке, куда-нибудь удачно зарывшись.
На территории, отвоеванной одним самцом, могут жить до 5 – 6 принадлежащих ему самок. В естественной среде успешность самца определяется, конечно, его способностью к выживаемости. В домашних условиях же надо в идеале держать на одного самца 5 – 6 самок. Иначе он их замучит, у самцов агамы сильный «мужской темперамент». Впрочем, Моне вполне хватает двух «подружек». Чего-то более похожего на семьи в иерархии агам нет. За детенышами они не следят. Самки просто откладывают яйца в подходящее место и забывают о них. Приходит время, и на свет появляются маленькие ящерята.
В дикой природе агамы редко живут дольше шести лет, но домашние особи вполне могут доживать до 15. Могут эти ящерицы жить и в одиночестве. Это социальное животное, и человек, если будет уделять своей ящерке достаточно внимания, вполне заменит ей сородичей. Стерилизация, как кошкам и собакам, не требуется. Если агама ничего не знает «про это», то ей и не хочется.
Завидное хладнокровие
Социальность проявляется в том, что за редким исключением питомец-агама очень рад любому контакту с человеком.
– Они просятся на ручки, очень забавно машут лапками, привлекая внимание хозяина. Я могу взять ящерку на руки, и она будет смотреть на меня как на богиню, будет трогать меня лапками, чтобы погладила, с ним пообщалась как-то. Я могу выпустить, допустим, погулять по дому – питомец ходит за мной как собака. Можно смотреть вместе с ним телевизор, взгляд будет осознанным, как будто он понимает, что происходит на экране, – делится с нами Алина.
Но надо помнить о том, что это хладнокровные животные. Без источника света и тепла они быстро «остывают», и это опасно для их жизни и здоровья. «Потусив» немного с ящеркой, ее надо вернуть в террариум, под свет ламп.
Летом ящериц можно выносить на улицу, но где-то на час. Нужно внимательно следить за ними, так как питомцы могут пострадать от птиц, да и просто испытать неожиданный стресс. Для постоянного содержания на улице нужен вольер на солнечной стороне. Отдельные особи с вредным характером, как у самки Эли, на улице могут убежать, не осознавая, что это для них равносильно смерти. Но Моня и еще одна самочка, Аля, на такое вряд ли пойдут. Слишком привязаны к хозяйке.
«Хочу вырастить гиганта»
Алина – одна из первых заводчиков агам в Воронеже. И, как уже говорилось выше, к каждому следующему владельцу потомства своих животных она относится очень внимательно. Подчеркивает, завести агаму – не то же самое, что кошку или даже собаку. Если не будет должных условий, ящерица просто не выживет. Обязательно нужны ультрафиолетовая и тепловая лампы, специальный грунт или коврики и, само собой, просторный террариум.
– Первому встречному ящерку, конечно, не отдам по одной простой причине: зачем отдавать животное на верную погибель? – рассуждает «мать» дракончиков. – Хозяин должен быть подкован или по крайней мере готов проконсультироваться со мной. Но обычно ко мне обращаются те, кто уже знает, что им нужно. У меня ящерята с разными генетическими наборами. Один – транслюцент, у него прозрачное пузико, черные глазки и гладкая кожа. А рядом с ним девочка – гипомеланист. У нее светлые коготки и светлые глазки. Мама у ящерят – гипомеланист лизербек, с гладкой спиной и, соответственно, глазки и коготки светлые.
Все это – результат селекции. В дикой природе преобладающий вид – так называемый нормал. Моня – как раз именно такой. А дальше все зависит от гена самца, какие особи с какими скрещиваются, кем были дедушка и прадедушка самки. Гены закрепляются, и можно вывести, например, абсолютно белую ящерицу – их называют «зеро».
Алина занимается ящерицами около трех лет. Но знает о них уже очень много. Подчас, если они болеют, сама справляется с лечением. Ведь в нашем городе всего один ветеринар-герпетолог – специалист по пресмыкающимся и хладнокровным. Собственно, у него Алина в свое время и нашла Моню.
– Конечно, это не кошки, которых достаточно вовремя покормить и убрать лоток. С агамами нужно общаться, уделять им время, ежедневно убирать в террариуме, периодически купать по 20 – 30 минут, – констатирует Алина. – В день на все это уходит по два – три часа. Нужно отдавать себе в этом отчет. Тем, кто не готов тратить на питомцев столько времени, лучше не стоит их заводить.
Сама же Алина мечтает завести еще несколько особей, вывести 1,5-метровых агам-гигантов и питомцев с новыми окрасами, а также построить во дворе вольер. Пока же девушка ведет telegram-канал, где в доступной и интересной форме рассказывает о своих ручных дракончиках.