Трехэтажное здание ЦУМа на проспекте Революции появилось в 1957 году. За ним закрепился негласный статус дворца торговли, где в советское время можно было купить почти все. Почему новый центральный универмаг произвел такой фурор и как горожане покупали дефицитные товары, РИА «Воронеж» рассказали краеведы.

Книжная лавка Ивана Никитина

В середине XIX века здесь располагался двухэтажный особняк купца, статского советника Эраста Кирсанова. Первый этаж хозяин сдавал в аренду. По словам Елены Устиновой, это здание было очень выгодным местом торговли. Арендаторы в доме были самые разные – юрист, булочник, мастерица по корсетному делу. Была здесь и мастерская фотографа и дагеротиписта Ивана Саломатина.

Этот дом давно привлекал поэта Ивана Никитина. В 1860 году он открыл здесь книжную лавку и клуб-читальню. Поэт охотно общался с покупателями.

Здесь можно было не только купить новую книжку, журнал, но и поговорить с невероятно начитанным Никитиным о книжных новинках. Однажды в Воронеж приехал человек, занимающийся торговлей и снабжением, – коммивояжер. Он зашел в лавку поэта и долго беседовал с ним. Это был один из самых известных литераторов XIX века – Николай Лесков. В то время он был начинающим писателем.
Елена Устинова
Краевед

Со временем книжная лавка и библиотека-читальня Ивана Никитина превратились в культурный центр, где воронежцы могли узнать последние новости о столичной литературной жизни. Кстати, в магазине поэта был и свой музыкальный салон с большим выбором нот.

В первые годы советской власти в особняке Эраста Кирсанова располагалось фотоателье, в котором работал мастер художественного портрета Моисей Селиверстов. Именно здесь была сделана одна из первых фотографий знаменитой семьи Ростроповичей. На ней супруги Леопольд и Софья сидят рядом с детьми – маленьким сыном Мстиславом и дочерью Вероникой.

На входе в магазин сделали тепловую завесу

Во время войны здание бывшего особняка Кирсанова было сильно разрушено. Но «намоленное» торговое место не пустовало. В 1956 году здесь завершили строительство трехэтажного первого центрального универмага – ЦУМа. Его возводили по типовому проекту, который в 1953 году разработал коллектив Ленинградского филиала Государственного проектного института «Союзгипроторг».

ЦУМ открылся 2 ноября 1957 года – накануне годовщины Октябрьской революции. Торжественное здание было отстроено в стиле сталинского классицизма, или сталинского ампира. Его фасад украшали мощные колонны.

Этот стиль царствовал в это время. Послевоенная архитектура подчеркивала, что мы – победители. ЦУМ, как и другие магазины того периода, был построен как дворец торговли – он был нарядным, праздничным. Сюда на экскурсию привозили людей из полуразрушенных сел. Для них посещение ЦУМа было событием, равносильным поездке в Париж. В универмаге было много простора и света. Некоторые люди впервые увидели здесь манекенов.
Елена Устинова
Краевед

ЦУМ был самым крупным в городе магазином. Первое, на что обращали внимание прохожие, – большие окна с витринами. На входе была сделана тепловая завеса – чтобы холод снаружи не проникал внутрь помещения. По тем временам это было невероятной редкостью.

Товары со склада доставлялись на лифтах

Современные интерьеры ЦУМа
Современные интерьеры ЦУМа

Стены универмага были окрашены в приятный салатный цвет и цвет слоновой кости. На потолке – оригинальные художественные светильники, дающие дневной свет. Пол на первом этаже был выложен цветной мозаикой, здесь же – отделанные под мрамор колонны.

Изначально полы на первом этаже хотели сделать паркетными. Но строители предложили сделать пол из мраморной крошки. Паркет был бы ненадежен и быстро бы пачкался.
Елена Устинова
Краевед

В магазине было три лестницы: одна парадная, две других – узкие боковые, о которых знали не все посетители.

Парадная лестница была роскошной: ступени были покрыты толстыми мраморными плитами. Из такого материала делали скульптуры, и поэтому он быстро истерся под ногами – от многочисленных следов на ступеньках появились углубления. А перила на лестнице были широкие, дубовые.
Олег Казаневский
Краевед

На первом и втором этажах универмага были торговые залы, на третьем – административно-хозяйственные помещения, на чердаке и в подвалах – кладовые. Товары со склада доставлялись на специальных лифтах.

Поначалу в ЦУМе работало 240 женщин и 17 мужчин. Женщины носили униформу: одинаковые платья со светлыми воротничками. Причем у каждой продавщицы волосы были уложены в красивую прическу. Кстати, для сотрудников в ЦУМе были свой клуб, столовая и кухня.

Одежду можно было выбрать без помощи продавцов

Магазин работал как комплекс самообслуживания. Посетителей встречали огромные и светлые торговые залы, где одежду можно было выбрать без помощи продавцов. Новшеством универмага были и открытые прилавки, на которых раскладывали товары. Теперь покупателям не нужно было говорить: «Девушка, покажите мне, пожалуйста, вон то платье».

Еще одним новшеством было и то, что кассы располагались в каждом отделе. До этого в больших универмагах рассчитывались в кассовых кабинах.

В салоне головных уборов покупатели выбирали шляпы на вращающихся подставках. Примерить их можно было сидя в кресле перед зеркалом.

От кнопок до видеомагнитофонов

В Центральном универмаге продавали ткани, чулочно-носочные изделия, женские пальто, мужские костюмы, шляпы, а также бытовую технику – телевизоры и радиоприемники. Были в продаже даже мотоциклы и мотороллеры. Востребованным был отдел, где продавали мясорубки – в массовое производство их тогда еще не запустили. Многолюдно было и в отделе ковров.

А вот с холодильниками и стиральными машинами в универмаге была нехватка – за ними приходилось стоять в длинных очередях. В универмаге работал и любимый магазин малышей – «Детский мир». В нем можно было купить электропаровозики и машинки. А вот макеты железных дорог не продавались – они были большой редкостью.

Для меня и моих одноклассников в ЦУМе самый большой интерес вызывал радиотехнический отдел. Там было очень много аппаратуры – приемники, бобинные магнитофоны с огромными катушками. Но денег на такой магнитофон у нас не было – свой первый магнитофон я купил, когда был уже студентом и не в ЦУМе.
Олег Казаневский
Краевед

В 1970-е в ЦУМе начали продавать мужские пластмассовые дипломаты, воронежские телевизоры и видеомагнитофоны. Также были ювелирный и музыкальный отделы. В последнем, помимо пластинок, продавались музыкальные инструменты.

В ЦУМ заходили все, кто гулял вечерами по проспекту. Толпа тебя зажимала и вносила в двери магазина и так же выносила на выходе. Сюда шли и для того, чтобы поглазеть, и ради покупки. Это был единственный промтоварный магазин Воронежа, где на сравнительно небольшом пространстве продавалось буквально все: от иголки, кнопки и тетрадки – до шубы, холодильника и мотоцикла.
Павел Попов
Историк

Одним из самых больших в универсаме был отдел канцелярских товаров. Как вспоминает Павел Попов, чтобы не возникала очередь, там одновременно работали два-три продавца.

Все десять школьных лет я покупал в ЦУМе все, что душе было угодно и что требовали учителя: тонкие и общие тетради, белую и цветную бумагу, перьевые и шариковые ручки, фломастеры и карандаши, стержни и перья, скрепки и кнопки... И все это было приобретено за одним прилавком.
Павел Попов
Историк

В ЦУМе был и магазин «Ветеран», где товары отпускали только по талонам и только ветеранам Великой Отечественной войны. В день магазин посещали до 30 тыс. человек.

Бюро добрых услуг

В 1966 году в ЦУМе открылось бюро добрых услуг. В нем можно было сделать предзаказ на определенный товар либо оставить на него заявку.

Более того, в бюро добрых услуг можно было заказать вручение подарка на дом родственникам и знакомым. Например, у ребенка друзей День рождения. Человек покупал лошадку, в магазине ее запаковывали и относили малышу в руки.
Елена Устинова
Краевед

В бюро добрых услуг также можно было записать понравившиеся песни на магнитофонную ленту.

С вечера записывались в очередь за дефицитом

Елена Устинова вспоминает: в ЦУМе был большой выбор одежды, но только в черно-серо-коричневых тонах. Это была добротная, без шика, одежда из натуральных тканей, которая носилась очень долго.

Можно было купить в ЦУМе и дефицитные товары, но только «по знакомству». Доступ к товарам «не для всех» получали те воронежцы, у кого были связи с руководством магазина – завотделом, завскладом, товароведом, директором.

Порой с вечера люди записывались в очередь, чтобы получить особо редкие вещи. Например, одежду из стопроцентной синтетики – кримпленовые платья и пиджаки. Шиком был французский болоньевый плащ. Если на улице стояла толпа, это был верный признак того, что товар «выбросили» в продажу. Нужно было занять очередь, отстоять в ней несколько часов и молиться, чтобы тебе это досталось. Некоторые предприимчивые горожане бегали по магазину, продавая свою очередь.
Елена Устинова
Краевед

Краевед Олег Казаневский помнит, как был очевидцем дефицитной покупки – качественного постельного белья.

Однажды мы вместе с моим сокурсником Лешей отправились в ЦУМ. Родители поручили ему купить очень дефицитное постельное белье. У Леши была крохотная записка от родителей, адресованная кому-то из руководства универмага с просьбой отпустить товар. Зайдя в служебные помещения, Леша нашел нужного человека, передал ему записку. Тот, в свою очередь, написал своим сотрудникам: «Отпустить постельное белье». Он сказал Леше, в какой отдел подойти и какой женщине передать записку. Приняв записку от руководителя, продавец отдала Леше постельное белье.
Олег Казаневский
Краевед

Пальто в качестве зарплаты

В студенческие годы, во время летних каникул, в ЦУМе успел поработать и наш фотограф Виталий Грасс. Маленькая зарплата, которая полагалась разнорабочим, Виталия не смутила. Работать в главном универмаге он пошел с условием, что сможет отовариваться с «черного входа» – то есть покупать редкие дефицитные товары, которых нет на прилавке.

В ЦУМе я таскал тяжести, что-то красил и ремонтировал. А однажды меня послали в банк за мелочью. Помню, тащил два мешка с копейками и двухкопеечными монетами – они были тяжеленными. Когда пришло время зарплаты, меня отвели на чердак, где был склад, и предложили взять все, что хочу. Особо мне ничего не понравилось, помню, что выбрал дефицитное пальто.
Виталий Грасс
Фотограф

Послесловие

Сейчас о легендарном воронежском универмаге, который производил фурор среди горожан, напоминает разве что фасад. В центральной части магазина расположены бутики, в которых продают люксовую одежду европейских и американских брендов. За универмагом высится огромный отель.

Неудивительно, что среднестатистический воронежец обновленный ЦУМ обходит стороной. Или заходит в магазин, только чтобы согреться.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».