В Воронеже продолжается Платоновский фестиваль искусств. Одна из его неотъемлемых частей – спектакли, вдохновленные творчеством Андрея Платонова, чьим именем названо масштабное событие. В этом году ответственную задачу взял на себя Брестский театр кукол, который представил собственное прочтение рассказа «Корова». Проникновенное произведение и не менее душевная постановка тронули зрителей до слез. Чем спектакль впечатлил местных поклонников театра, узнала корреспондент РИА «Воронеж».
Настоящий фанат Платонова

Рассказ Андрея Платонова «Корова» считается самым трогательным произведением писателя. К тексту о материнской любви и утрате близкого, а также отсутствии сострадания у людей не раз обращались режиссеры постановок, показанных на Платоновском фестивале искусств в прошлые годы. При этом каждый по-своему представлял историю. В этот раз за проникновенный рассказ взялся режиссер из Санкт-Петербурга Руслан Кудашов. Свой замысел он воплотил совместно с актрисами Брестского театра кукол.
«Почему вообще такое существует? Мы оказались в таком интересном мире, где человек должен прощаться с тем, что ему безумно дорого, что составляет смысл его жизни. И остается вопрос: что это за место такое? И что это за жизнь, где мы вынуждены что-то в себе преодолевать? Может быть, когда мы переживаем горе, что-то утрачивается навсегда, нечто искреннее, первозданное...» – размышляет о смысле спектакля режиссер в одном из интервью.

Труппе Брестского театра кукол петербургский режиссер уже был знаком. Вместе с ним в разные годы она поставила по меньшей мере четыре спектакля, в числе которых инсценировка другого произведения Андрея Платонова – «Фро».
– Спектакль «Фро» даже взял национальную премию Республики Беларусь, что является аналогом российской «Золотой маски». Так что у нас уже был опыт работы с текстами Андрея Платонова, притом еще и очень удачный. Также мы любим режиссера Руслана Кудашова. Он – настоящий фанат Платонова и всегда роет сюжет очень глубоко. Его предложения настолько гениальны, что с ним мы готовы хоть телефонный справочник ставить, – отметила актриса Брестского театра кукол Елена Поляшенко.
Невозможность оставить и забыть

Спектакль рассказывает историю о Корове, горюющей по своему теленку, которого хозяин якобы увез к ветеринару. Его сын, десятилетний мальчик Вася Рубцов, пытается утешить рогатую кормилицу. Но все его усилия оказываются безуспешны, ведь на самом деле отец сдал больного бычка на мясо. Корова, осознающая утрату и потерявшая вместе с этим смысл жизни, бросается под поезд. Вася потом написал в сочинении: «У нас была корова. Когда она жила, из нее ели молоко мать, отец и я. Потом она родила себе сына – теленка, и он тоже ел из нее молоко, мы трое и он четвертый, а всем хватало. Корова еще пахала и возила кладь. Потом ее сына продали на мясо. Корова стала мучиться, но скоро умерла от поезда. И ее тоже съели, потому что она говядина. Корова отдала нам все, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй».

Чтобы лучше понять и показать переживания животного, режиссер Руслан Кудашов очеловечил Корову. В течение всего спектакля она протяжно мычит, но в момент осознания потери вскакивает и пытается донести до всех, что и ей не чужда боль от утраты близкого. «Что? Нужно одно счастье забыть, найти другое и жить дальше не мучаясь? Ее скудный ум не в силах был помочь ей объяснить, что то, что однажды вошло в душу ее, не могло быть вытеснено или забыто!» – восклицает Корова, после разрываясь отчаянным мычанием.

– Несмотря на то что в спектакле мы обращаемся к рассуждениям об утрате, человечности и важности сострадания, центральной темой постановки, на мой взгляд, все же является материнство. С этим чувством знакомы многие женщины, в том числе и мы. Так что какого-то специфического опыта здесь приобретать и проводить наблюдение нам не пришлось. Все эти навыки, умения, чувства идут из жизни, – пояснила исполнительница главной роли Лилия Верста.
Оставить чувства, смириться с горем и продолжить жить как раньше Корову упрашивают мойры – в древнегреческой мифологии так называют греческих богинь судьбы, которые управляют людскими жизнями. В спектакле они представляют собой женщин разного возраста в черных костюмах с импровизированными рогами на голове.

– Мойры плетут нить судьбы, отмеряют время и символически перерезают ленточку, тем самым оканчивая жизненный путь. В спектакле нас зовут Отела, Летела и Ветела. Если перевести это на язык природы, то это Осень, Лето и Весна. У каждой из них – свой характер. Они прописывались режиссером, который подсказывал, где те петелька и крючочек, которыми нам нужно скрепиться друг с другом. Конечно, повлияли на образы и наши собственные характеры, – отметила одна из исполнительниц роли мойры Елена Поляшенко.
В спектакле нитью судьбы служит колокольчик, носимый Коровой на шее. После своей гибели она сама снимает его и привязывает к веревке. Символ жизни уносится к небу, где присоединяется к тихому перезвону других душ-колокольчиков, в том числе и ее сына.
По образу Богородицы

Более глубоко раскрыть историю, а также создать необходимую интимную атмосферу для откровения помогает визуальный ряд. Над его созданием поработала художница Марина Завьялова. В творческих поисках она пришла к идее главной декорации – материнской любви, воплощенной в образе Богородицы с маленьким Иисусом Христом. Этот образ носит в постановке глубокий символизм, напоминая, что Богородица лишилась своего Сына.
– Художница создала очень интересный визуальный ряд и при этом использовала простые вещи. Мы и сейчас поражаемся тому, как она сплела главную декорацию – образ Богородицы – из обычных ветел. Гадаем, что же ее вдохновило, как она увидела этот облик? Также ее руками была создана общая атмосфера теплого хлева, где пахнет настоящим сеном и нашими родными белорусскими яблоками, – пояснила актриса Тамара Тевосян.

В сюжет Платонова органично вплетаются песни сибирской исполнительницы Янки Дягилевой, чье творчество проникнуто духом русского фольклора. Нередко объектами ее стихотворений становились женские переживания. А финальный аккорд, «Нюркина песня», как гимн «бабской правды» проникает в душу и пробуждает самые сокровенные чувства.
Своей душевностью спектакль смог найти путь к сердцам зрителей. Многие зрители настолько прочувствовали историю несчастной Коровы, что не сдерживали слез. После окончания спектакля они делились со спутниками своими историями и переживаниями. Теми, что могли понять и прочувствовать только женщины.
12+