«Каталог объектов нематериального этнокультурного достояния Воронежской области» вышел в свет в Воронеже. В печатное иллюстрированное издание вошло 58 уникальных явлений традиционной культуры региона, представивших большое разнообразие обычаев, обрядов, музыкального фольклора, костюма, художественных ремесел в восьми разделах. Презентация состоялась в рамках этнокультурного форума «Народное творчество: традиции и инновации».
Вошедшие в каталог объекты – это результат более чем 30-летней деятельности экспедиционных групп из сотрудников Воронежского областного центра народного творчества и кино, Воронежского государственного института искусств, ВГУ, а также фольклористов, исследователей народной культуры и просто энтузиастов. Такой список пополняется в регионе ежегодно начиная с 2011 года.
Воронежская область выделяется среди других регионов России особым складом народной культуры и музыкальной этнографией. Заселение современной территории Воронежского края происходило неравномерно: восточные районы испытывали влияние казачьей культуры, центральные осваивались выходцами из разных губерний страны, а юг был заселен переселенцами из Малороссии. Таким образом, у нас сложился самобытный облик традиционной культуры с большим разнообразием музыкального фольклора, обрядов, обычаев.
Календарно-обрядовая культура
Одна из значимых составляющих нематериального наследия любого народа – календарно-обрядовая культура, куда входят, к примеру, святочные обходы дворов, масленичные обычаи, обряды встречи весны. Таким уникальным местным явлением, сохранившимся до наших дней, считается обряд вождения русалки в образе ряженого коня в селе Оськино Хохольского района. Он также вошел в федеральное издание «Золотая антология народной культуры», подготовленное Государственным Российским Домом народного творчества имени Поленова.
Фото – vrnfolk.ru
Реконструкцию старинного обряда на презентации показали студенты ВГИИ под руководством заслуженного деятеля искусств РФ, заведующей кафедрой этномузыкологии Галины Сысоевой. Она пояснила, что русалка в обряде олицетворяет небесную влагу, от которой зависел урожай. Крестьянам надо было молиться, чтобы дождь вовремя пошел и вовремя остановился. А в образе коня русалка потому, что конь на селе всегда был священным животным, первым помощником крестьянина в сельскохозяйственном труде.
– Церемония вождения русалки совершается в форме театрализованного карнавального шествия [...] и символизирует окончание весны и наступление лета. Русалку стараются задобрить: из каждого дома выносят подаяние (еду, деньги, выпивку), чтобы обеспечить благополучие в жизни и хороший урожай.
«Для совершения обряда жители собираются на краю села обычно в полдень. Трое мужчин – русальщиков – кладут на плечи лестницу из тонких жердей с закрепленными на них металлическими дугами, которые накрывают чехлом из ткани. Это – туловище коня-русалки. В небольшой незашитый проем чехла первый русальщик высовывает деревянные вилы, на которые накручено конопляное волокно. Это – голова коня-русалки, к которой привязывают рога из деревянных палочек, чтобы русалка могла бодаться, или, как здесь говорят, – брухаться. Последний русальщик под пологом держит палку с привязанным к ней конопляным хвостом, чтобы русалка могла хлестаться и пугать зрителей. [...]
В обрядовом шествии также участвуют женщины, которые собирают подаяние для русалки от каждого дома, встречных людей и проезжающих машин. Особо жадных сельчан, которые не вынесли подарков, на потеху всей толпе русалка брухает. Завершается шествие на противоположном краю села, где русалку разбирают, что символизирует ее смерть. В старину это делали обязательно у ржаного поля. По окончании обряда все его участники устраивают общинную трапезу, где угощаются собранным подаянием"
(по материалам Галины Сысоевой).
Символы обрядов и традиционные блюда
Ни один календарный обряд не обходится без определенных предметов, атрибутов, необходимых для его исполнения. В том же обряде вождения русалки обязательным атрибутом является фигура коня, а на Троицу девушки обычно плетут венок из травы или листьев. Именно такие сведения вошли в самостоятельный раздел «Технология изготовления атрибутов обряда и приготовление традиционных блюд».
Обрядовая пища всегда сопровождала традиционные праздники и важные семейные события. В Воронежской области таких блюд много. Среди них – знаменитая каша-катанка, которую готовят только в селе Россошь Репьевского района. Чтобы угостить ею гостей, хранительница рецепта Любовь Быковская приехала на презентацию в Воронеж.
Фото – Андрей Архипов (из архива)
Катанка представляет собой кашу, сваренную на птичьем бульоне из пшена, сбрызнутого молоком с яйцами и обваленного в муке. Кашу-катанку подают только в горячем виде на свадьбе во время обычая одаривания молодых. Раньше блюдо готовили и к поминальным обедам, и к другим событиям обрядового общинного сбора или для праздничной встречи семьи. Почитать подробнее об уникальной каше можно здесь.
Песенные традиции и выдающиеся исполнители
Экспедиции 80−90-х годов XX века записали подлинные образцы песенного фольклора, настоящие шедевры протяжной лирики, которые сейчас можно услышать только в записи или в исполнении фольклорных коллективов. В каталоге – десять заповедных мест, хранящих такие песни. Это села Репьевского, Острогожского, Хохольского, Бобровского, Панинского, Бутурлиновского, Воробьевского, Богучарского, Калачеевского районов.
Одна из самых ярких и узнаваемых песенных традиций в нашей области принадлежит селу Пчелиновка Бобровского района. Недаром еще в 1989 году коллектив старожилов этого села выезжал в Москву для записи своего уникального песенного наследия в Союзе композиторов России.
Фото – vrnfolk.ru
«Своеобразие этой традиции объясняется во многом историей заселения села. Оно было основано в 1733 году и заселялось крепостными (дворцовыми) крестьянами из сел Гжель и Сельня Пошехонского уезда Ярославской (позже – Московской) губернии. До сих пор одна часть села называется Гжель, а другая – Сельня. Московские корни местных жителей проявляются в говоре: они используют взрывное «г» в отличие от всех других сел Воронежской области, а также согласные звуки «с» вместо «ц» и «щ» вместо «ч» («у купса» вместо «у купца», «на пещке» вместо «на печке»). Необычен и традиционный костюм: вместо женской поневы, широко распространенной на юге России, здесь носили сарафан (праздничный – косоклинный, будничный – прямой, который здесь называют «юбка с проймами»)»
(по материалам Галины Сысоевой).
Инструментальные традиции
Неотъемлемой частью быта и праздников воронежских крестьян в старину были гармонь, балалайка, цимбалы. Сегодня на территории региона одной из сохранившихся традиций является игра на рояльной гармони. Такой инструмент и игра на нем особенно распространены в Новоусманском, Панинском, Рамонском и Каширском районах.
«Рояльная гармонь считалась наиболее подходящим инструментом для свадьбы – участники свадьбы ценили ее неповторимое звучание, а исполнители – за относительную легкость игры. Тем не менее, во время проведения свадеб у гармониста была довольно большая нагрузка, поэтому на свадьбу ходила пара исполнителей: один играл на гармони, другой подыгрывал на бубне, в процессе они менялись инструментами. Во время проведения свадьбы гармонист участвовал во всех этапах обряда, начиная со сватовства. Если на свадьбе не было гармониста или его исполнительское мастерство было невысокого уровня, свадьба считалась неудавшейся, говорили: «Свадьбу не дали сыграть». Даже в то время, когда число рояльщиков стало сокращаться и в некоторых селах не осталось музыкантов, на свадьбу гармониста приглашали из другого села»
(по материалам доцента кафедры этномузыкологии ВГИИ Галины Христовой).
Обряды жизненного цикла
К таким относятся свадебные обычаи, похоронно-поминальная культура, родильно-крестильная традиция. В Воронежской области распространены различные варианты свадебных обрядов, многие из них имеют общие черты, но есть и самобытные явления. Одним из них является свадебный обряд села Татарино Каменского района.
Свадебный ритуал включает в себя многоэтапное сватовство (сговор, осмотр женихова подворья, пропой), подготовительный этап (шитье приданого), девичник, обряды свадебного дня (выкуп и благословение невесты, отъезд к венцу, венчание, катание новобрачных по селу, встреча молодых у дома жениха, повивание, свадебное застолье в доме жениха, дары, постельные обряды). Второй день свадьбы начинался с позывания жениховой родни в дом невесты, гулянья в доме невесты и заканчивался застольем в домах жениха и родственников молодоженов.
– В современной свадьбе татаринцев сохранились лишь некоторые элементы традиционного сценария: сватовство, благословение невесты, ритуальный вызов матери жениха для встречи молодых, совместный посад молодых в доме жениха, деление каравая, дары.
Что касается музыкального оформления обряда, то в настоящее время оно практически утрачено.
Почитать о том, как гуляли свадьбы в воронежских селах сто лет назад, можно тут.
Словесные жанры фольклора
Сказки, былички, пословицы, поговорки, загадки – в этом плане воронежцам повезло: у нас жили и творили две знаменитые на всю страну сказочницы – Анна Королькова и Анна Барышникова (Куприяниха). Их сказки записаны студентами и преподавателями ВГУ.
Анна Королькова (фото – vrnfolk.ru)
Технологии изготовления народного костюма
В этом разделе каталога помещены 11 описаний комплектов и отдельных элементов костюма, разнообразных по этническим признакам.
Ремесленные традиции и зодчество
В заключительном разделе собраны ремесленные традиции Воронежского края, дошедшие до наших дней: пуховязальный промысел, ковроткачество, художественная обработка дерева и многие другие.
Фото – Андрей Архипов (из архива)
Одним из крупнейших ремесленных центров в XX веке было село Карачун Рамонского района. Технология изготовления глиняных игрушек этого села сегодня сохранилась в руках двух мастериц – Галины Котельниковой и Людмилы Дедовой, – носящих звание народных мастеров Воронежской области.