Один из символов Воронежа, легендарный афорист Аркадий Давидович, скончался в четверг, 25 февраля. Сердце 90-летнего писателя остановилось в больнице. За две недели до этого стало известно, что он заболел коронавирусом, почти ослеп и нуждается в сиделке.
Около четырех лет назад Давидович узнал, что болен сразу несколькими онкологическими заболеваниями. Чтобы собрать деньги на лечение, хотел продать свою квартиру – единственный в мире музей афористики. Потенциальных покупателей отпугнула неизбежная «нагрузка» – сам писатель.
Однако Воронеж запомнил Аркадия Давидовича другим: участником всех знаковых культурных мероприятий, постоянным посетителем книжного клуба «Петровский». Мнение воронежцев о Давидовиче и факты о его жизни – в материале РИА «Воронеж».
Афориста с мировым именем часто можно было встретить на проспекте Революции под руку с длинноногими красотками. Мастер слова именовал себя гением и умело конструировал собственный миф, придумывая несуществующие подробности жизни. Однако основные моменты его бурной биографии все же известны.
«Давидович знает про жизнь что-то, что мы с тобой, читатель, не знаем точно», – сказал про него Андрей Бильджо.
Аркадий Давидович родился в семье врачей: отец – Филипп Абрамович – венеролог, мать – Раиса Соломоновна – детский врач, так что, по признанию самого афориста, он «сначала лечился у мамы, а потом – у папы».
Семья Давидовича появилась в Воронеже в 1916 году вместе с ВГУ. Студентами вуза были деды Давидовича, имевшие в Тарту свое дело и мечтавшие об освоении новых рынков.
С 1938 по 1941 год Аркадий Давидович учился в школе №17 (сейчас – гимназия имени Басова). Во время войны семью эвакуировали в Ташкент, вернулись они в 1946 году.
В 1953 году окончил Воронежский сельскохозяйственный институт, работал механиком в совхозе в Рязанской области, завучем в школе механизаторов. В 1954-м приехал в Воронеж, в 1976 году вместе с художницей Валентиной Золотых основал уникальный музей афористики (улица Сакко и Ванцетти, 73).
В советские годы печатался в журнале «Крокодил» под псевдонимами «Юлий Цезарь», «Эрнест Хемингуэй», «Оноре де Бальзак», «А. Давид, французский писатель» в разделе «Юмор разных широт». Его работы включены практически во все сборники афоризмов на русском языке.
Давидович лично выпустил более 20 номеров самиздатовских авторских сборников «Законы бытия, включая и небытие». Является одним из авторов журнала «Здравый смысл», выпускаемого под эгидой Российского гуманистического общества.
Аркадий Давидович стал абсолютным лидером по количеству афоризмов, опубликованных издательствами «Вече» и «ЭКСМО», далеко опередив в рейтингах по цитируемости Станислава Ежи Леца, Фридриха Ницше, Льва Толстого, Артура Шопенгауэра и других мыслителей.
В июле 2015 года в художественной галерее «Х. Л. А. М.» прошел премьерный показ фильма «Гомункул», в котором Давидович сыграл одновременно роли Фауста, Мефистофеля и гомункула. Также одну из главных ролей в фильме сыграл известный рок-музыкант Константин Ступин. Бюджет фильма составил несколько тысяч рублей. Задолго до премьеры отрывок из фильма, опубликованный на YouTube под названием «Ты втираешь мне какую-то дичь», стал интернет-мемом. Ролик попал в выпуск видеоблога «+100500» и набрал в сумме более 10 млн просмотров. Вскоре у Давидовича появился свой фан-клуб.
Известные воронежцы высказались о кончине Аркадия Давидовича.
Губернатор Александр Гусев с горечью воспринял известие о смерти известного воронежского литератора:
– Это был человек блестящего ума, настоящий философ, непревзойденный художник слова, умевший видеть уникальное в обыденном и в короткую форму заключать глубокую мудрость. Его точные, сочные и хлесткие афоризмы уходили в народ и становились фольклором. Такой дар дается, вероятно, свыше и только тем, кто его заслуживает. Всем нам будет очень не хватать Аркадия Давидовича. Воронежская область потеряла один из своих счастливых талисманов, о котором знала вся страна. Но творческое наследие мастера продолжит нас воодушевлять.
Мэр Воронежа Вадим Кстенин отметил:
– Не так давно мы отмечали 90-летний юбилей Аркадия Филипповича – признанного мастера афоризма, человека неординарного, ироничного, легкого на подъем, полного творческих идей, большого жизнелюба и оптимиста. Для многих Воронеж ассоциировался с именем известного автора. И вот – печальная весть. Потеря невосполнимая, поэтому мы будем с особым теплом относиться к его творчеству – искрометному, по-народному меткому и глубокому. Память об Аркадии Давидовиче останется в наших сердцах. Выражаю соболезнования родным и близким покойного.
Краевед Ольга Рудева призналась:
– Второй раз в жизни хочется плакать, потому что умер Давидович. Первый раз печаль из-за кончины Давидовича настигла в прошлом веке. Прочитала в воронежской газете некролог, загрустила, ведь собирала вырезки с его умными, тонкими афоризмами, да и сарафанное радио приносило шедевры. Проходит пара недель. Еду в троллейбусе через Чернавский, ой, вот же впереди такие характерные черные мелкие кудряшки на затылке мужчины... Подошла поближе – он. По-шу-тил! А сегодня всерьез.
Декан факультета журналистики ВГУ Владимир Тулупов назвал смерть Давидовича огромной потерей для Воронежа:
– Давидович – это часть нашей культуры, и бренд. Конечно, Аркадий был известен как афорист во всей стране – тогда, в Советском Союзе, и теперь – в России. Я, как редактор газеты «Инфа», публиковал много его подборок... Он был приметой Воронежа, к нему тянулись молодые. Ему было уже очень много лет, но к нему все равно приходили и поддерживали. И морально, и материально.
Журналист Александр Ягодкин сообщил:
– Давидович – крайне неординарная личность. У нас были взаимоуважительные отношения, но принимать его всерьез было трудно. Некоторые считают его шутом гороховым, но нельзя не признать, что среди его 70 тыс. афоризмов есть совершенно гениальные. Он сам избрал такую роль – и жизненную, и творческую. Много загадок вокруг него, даже вокруг смерти: я услышал уже несколько версий: ковид, рак, сердце… Мой друг художник Анчуков знал его лучше. Он рассказал, что когда как-то раз гулял с сыном-тинейджером по проспекту Революции и встретил там Аркадия, разговорился. Сын был поражен: «Тот самый Давидович, звезда YouTube, миллионы подписчиков!».
За несколько часов до сообщения о смерти Аркадия Давидовича стало известно, что вышли сигнальные экземпляры его нового сборника афоризмов «Реквием 2020», посвященного событиям 2020 года.
Сборник включает 5 тыс. афоризмов, иронизмов и каламбуров из 10 тыс. написанных в 2020 году и посвященных различным сторонам человеческой жизни: «политике и экономике, истории и философии, пандемии и карантину, проблемам межличностной и межкультурной коммуникации – любви и дружбе, ненависти и предательству, харассменту и флирту, этике и эстетике, морали и хамству».
Редакция РИА «Воронеж» приводит известные афоризмы Аркадия Давидовича:
- «Детство – это свобода от возраста».
- «Если говорить начистоту, то будет одна грязь».
- «Диктатура – это когда все равны. Но не перед законом, а перед диктатором».
- «Женщины любят не победителей, а их трофеи».
- «Земля была бы раем, если б не люди».
- «И вновь конец света переносится по техническим причинам».
- «Когда думаешь о жизни, то много пишешь о смерти».
- «Когда мужчины разговаривают о деньгах, они думают о женщинах».
- «Когда ничего другого не остается, человек начинает руководствоваться разумом».
- «Красивая женщина – шедевр природы, не выдерживающий испытания временем и бытом».
- «Крылатые падают в первую очередь».
- «Личности не делают истории, а всего лишь вписываются или не вписываются в нее».
- «Любовь – видеть то, чего никто не замечает, и не замечать того, что видят все».
- «Мало уметь жить в мире со своими недостатками, надо еще и научиться мириться с чужими достоинствами».
- «Надежда не обманывает, если мы сохраняем ее до конца жизни».
- «Сдвиги потрясающие. Все тронулись».
- «Философия – это поэзия мудрости».
- «Я ничего не имею против того, чтобы все люди пользовались всеми правами человека. Просто надо точно определить, кто уже стал человеком, а кто – еще нет».
- «Я человек, и ничто скотское мне не чуждо».
- «Главный закон подлости: чем ты слабее, тем люди подлее».
- «Если талант нельзя продать, его считают бездарностью».
- «Если подставить вторую щеку, то понадобится и третья».
- «Не надо мне некролога – лучше напечатайте на этом месте мои афоризмы».