Ветеран боевых действий в Афганистане, 56-летний Михаил Александров, отпраздновал переезд в новую квартиру. РИА «Воронеж» дважды рассказывало о непростой ситуации бывшего старшины-афганца. В конце 1980-х Михаил вернулся с войны с орденом Красной Звезды и тяжелой контузией. Он потерял здоровье и едва не оказался на улице.
Журналисты холдинга, помимо публикации материалов о трудностях инвалида-колясочника, обратились за помощью в Воронежскую региональную Общероссийскую общественную организацию «Российский Союз ветеранов Афганистана». Его председатель Владимир Михайленко принял активное участие в судьбе подопечного. Он смог подключить заинтересованные службы, и за год почти все проблемы удалось решить. Главная из них – жилье. Новую квартиру ветерану выделили по распоряжению главы региона.
Переезд состоялся в пятницу, 1 апреля. О новоселье старшины Александрова – в репортаже РИА «Воронеж».
Михаил
Темный подъезд, лифт, похожий на грязную консервную банку. Четвертый этаж – на улицу инвалид мог выходить только по великим праздникам. Пандус сделали по просьбе ветеранской организации специально для Михаила, но он получился таким крутым, что его от греха подальше демонтировали.
В тесной квартирке, где коляска цепляет каждый угол, все в предотъездном кавардаке. Ветеран уже почти готов, сидит на кровати, спустив на пол одну ногу. Прощается со стенами, в которых прожил больше полувека.
Оля – соседка, с которой все эти полвека бок о бок, – увидев, что его вывозят из дома, расплакалась.
– Уезжаю! – непослушными после инсульта губами произносит Михаил и тоже плачет. Обнялись на прощанье.
– Чего плакать-то, радоваться надо! В хоромы ваш Мишка уезжает! – втискивая инвалидную коляску в лифт, подбадривает сопровождающий мужчину соцработник.
– У нас дружный подъезд. Будут теперь много лет Мишкино счастье «переживать», – вытирая слезы, объясняет его супруга Галина.
Галина
О том, что у них будет новый дом, пара узнала в День памяти воинов-интернационалистов, 15 февраля. Решение о приобретении квартиры для бывшего танкиста-афганца принял губернатор Александр Гусев. Средства на ее покупку предоставил резервный фонд правительства Воронежской области.
На выделенные деньги семье предстояло купить подходящее жилье. Условий было несколько: квартира должна была быть новой, не меньше 42 «квадратов», на первом этаже, с просторным балконом и пандусом.
С тех пор Галина почти не спит. Во-первых, много дел.
Владимир Михайленко распорядился: к 1 апреля организовать переезд. За полтора месяца надо было найти, оплатить и оформить недвижимость. Кроме того – обставить и сделать пригодным для жизни.
– С Владимиром Григорьевичем не поспоришь! Он старый вояка: раз сказал, так и будет. Он так много для нас сделал, что беру под козырек и делаю, – смеется Галя.
Но главное, что мешало ей спать, – страх.
– Вот, думаю, засну покрепче, проснусь, а ничего этого нет. И новенького дома с идеальными тротуарами. И квартиры с персиковыми обоями. И всех этих людей, которые помогают, – вздыхает женщина.
Она переживает за мужа: сама-то хоть видела новую квартиру, он – нет. Как бы от переживаний сердце не прихватило.
Галина не стала красить глаза: «Все равно буду реветь – что толку?».
За окном туман, и дождь стучит в лобовое стекло. Дорога все дальше уносит от прежнего жилища и еще недавно, казалось, неразрешимых проблем.
На руках у женщины собачка Ева, которая повизгивает от возбуждения. Рядом – пакет с холодцом: приготовила для новоселья. Михаила везет соцзащита Советского района на спецавтомобиле. Рядом с ним тоже всего пара пакетов. Из старого жилья забрали только вещи, «стиралку», холодильник, телевизор да микроволновку. В новую жизнь решили рухлядь не тащить. С чистого листа так с чистого!
– Мне в жизни ничего даром не давалось. Вообще никаких подарков судьбы, – делилась Галина. – Наоборот. Дочь у меня трагически погибла, Мишка вон все здоровье потерял, у меня вечно какие-то передряги. Жили в страхе. И не верилось, честно, ни во что хорошее. А тут – такое! Как только Михайленко за нас взялся, все вдруг пошло на лад. И Цветков (владелец части жилья. – Прим. РИА «Воронеж») от нас отстал, и инвалидность Мише дали – целую первую группу! И при этом не пришлось ни в каких очередях томиться, таскаться по больницам – пришли и сделали. А это уже и пенсия другая, и много всяких льгот, да много всего. А теперь еще и квартира.
Новый дом
Михаила выкатывают из «газельки». Он ставит ногу в летнем ботинке на сырой асфальт, осторожно озирается.
– Пять минут ходьбы до всех магазинов. Вон там – лес, там – Дон. Поликлиника – с торца дома, смотри, какая площадка, будешь из окна любоваться, – тараторит Галина.
...Вместо кошки в дом запустили собачку Еву. Она звонко тявкает, взлетает на новенькую кровать, ураганом врывается в кухню.
Делают круг почета по новому жилью и с виновником торжества. Коляска нигде не застревает, свободно проходит даже в ванной. Кухня – с иголочки, просторный балкон.
Михаил косится на Галину и от волнения хочет только одного – покурить. Мы спрашиваем его о впечатлениях, он вытягивает вверх большой палец. Но видно, что очень растерян.
Потом приходят гости. Дарят подарки, произносят речи, идут за стол.
– Стольким хочется сказать спасибо, – признается Галина. – Валерий и Андрей – молодые ребята, чуть больше 20 лет. Это же они смогли вас, журналистов, подключить, а вы уже на Михайленко вышли, и дальше все так закрутилось! Всего один год, а жизнь поменялась совсем... Соцзащита Советского района – Ольга Владимировна Вострикова. Она ж нам как родная! И к юристам, и по банкам, и к риелторам, все со мной за ручку. Оформили Мише все дотации. И договор на улучшение жилищных условий, и пособия. Да если тут все, что для нас сделали, перечислять, дня не хватит.
– А Владимир Григорьевич (Михайленко. – Прим. РИА «Воронеж»)! Он же всех «затюкал»! Просил, просил за Мишу. Во все кабинеты ходил, звонил, все свои связи подключил. Низкий ему поклон! Если бы не все эти люди, ничего бы у нас не вышло, – произносит Галина и наконец плачет.
Михаил ее не слышит, но все понимает и тоже начинает тереть глаза.
Контекст
За участие в боевых действиях в Афганистане старшина Александров в 1987 году был удостоен ордена Красной Звезды. Танк, в котором он был наводчиком орудия, перегородил дорогу «духам» и спас многих ребят. В экипаже, кроме него, тогда никто не выжил. Награду ему вручал лично Руслан Аушев, бывший тогда начальником штаба 180-го мотострелкового полка 108-й Невельской мотострелковой дивизии.
С той войны старшина-афганец пришел не только с высокой наградой, но и тяжелой контузией. Спустя время ранение дало о себе знать – Михаил почти оглох. Сейчас 56-летний мужчина не только ничего не слышит, но и прикован к постели: из-за тяжелой болезни несколько лет назад ему ампутировали ногу, – а после инсульта и с трудом говорит.
Неприятности в его жизни не ограничились проблемами со здоровьем. После смерти родителей Михаил с братом стали наследниками скромной «двушки» на окраине Воронежа. Квартиру поделить не смогли, в результате свою часть жилья брат продал. После этого жизнь ветерана превратилась в настоящий кошмар. Новый собственник принялся выживать мужчину из его дома. Правоохранители по многочисленным заявлениям возбудили уголовное дело, но ситуация продолжала оставаться напряженной.
Все стало быстро меняться, когда к участию в судьбе Михаила Александрова подключилась Воронежская региональная общественная организация «Российский Союз ветеранов Афганистана» в лице его председателя Владимира Михайленко. Он, в свою очередь, вывел эту историю на уровень правительства области. Благодаря этому к решению проблем 56-летнего ветерана удалось привлечь специалистов региональных департаментов – здравоохранения, социальной защиты, главного бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области, – а в итоге и лично губернатора Александра Гусева.