Компьютерными играми увлекаются школьники, студенты и многие взрослые. Для некоторых это становится не только хобби, но еще и работой. Как воронежским родителям разобраться, чем киберспорт отличается от игровой зависимости, почему он, вопреки распространенному мнению, полезен для здоровья, а не вредит ему, и как обстоят дела с этим видом спортивной активности в регионе, – в материале РИА «Воронеж».

Не стоит путать

Киберспорт – это командное или индивидуальное соревнование на основе компьютерных видеоигр человека с человеком или команды с командой. В России он признан официальным видом спорта в июне 2016 года.

Главные матчи крупных турниров смотрят миллионы зрителей. Они часто проходят на стадионах, куда собираются тысячи любителей киберспорта, а также транслируются в интернете в онлайн-режиме. Призовые фонды поражают своими суммами, на мировых чемпионатах разыгрываются десятки миллионов долларов.

Чемпионат России по компьютерному спорту – официальные соревнования, включенные в Единый календарный план Министерства спорта РФ, которые ежегодно проводит Федерация компьютерного спорта (ФКС) России. В 2022 году в чемпионате приняли участие более 20 тыс. человек из 51 региона России. В конце мая в Белгороде состоялся финал соревнований. Призовой фонд превысил 3,6 млн рублей.

Сегодня множество детей и подростков часами и днями «залипают» перед компьютерами в видеоиграх. При этом большинство из них заявляют родителям, что они не просто играют, а готовятся стать профессиональными киберспортсменами и много на этом зарабатывать. Как же разобраться в том, где заканчивается обычное увлечение компьютерными играми и начинается спорт?

- На мой взгляд, следует изначально четко понимать, что любой профессиональный спорт, и компьютерный тут не исключение, начинается именно там, где появляются система тренировок, дисциплина, регулярное участие в соревнованиях, серьезная работа, нацеленная на результат. Если дети время от времени гоняют мяч во дворе, то это не более чем приятное времяпрепровождение на свежем воздухе. А вот когда ребенок приходит в футбольную секцию, где есть тренер, спортивная программа, система разминок и тренировок, у него появляется команда, с которой он выступает на соревнованиях и регулярно готовится к ним, то тут уже начинается настоящий спорт. Есть гейминг, а есть киберспорт. Это, как говорится, две большие разницы, – поделился мнением один из первых российских киберспортсменов, неоднократный чемпион и призер турниров по StarCraft, президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит.

Если ребенок уделяет время Dota 2, Starcraft 2, Clash Royale – это действительно может быть шагом на пути в большой киберспорт, так как эти игры лежат в основе официально признанных в России и мире дисциплин компьютерного спорта.

Дмитрий Смит рекомендует родителям в первую очередь поинтересоваться у ребенка, существуют ли соревнования по его любимой игре. Если да, то пусть даст ссылку на видеотрансляцию и расскажет, каков объем призовых фондов этих состязаний, кто сейчас является мировыми чемпионами. Если ребенок способен дать четкий и подробный ответ на эти вопросы, то он действительно на пути в киберспорт. Если же нет – это обычный гейминг.

Не все так просто

Компьютерная игра перерастает в киберспорт, когда приобретает соревновательную направленность между отдельными людьми или командами в равных условиях.

Все киберспортивные дисциплины делятся на несколько основных классов: шутеры от первого лица, стратегии в реальном времени, спортивные симуляторы, автосимуляторы, авиасимуляторы, файтинги и другие.

Как рассказал Дмитрий Смит, в каждой игре присутствует свой рейтинг. Необходимо, чтобы у человека он был хотя бы на среднем уровне. Сейчас есть огромное количество интернет-соревнований. Чтобы поучаствовать в них, как правило, сначала необходимо найти команду. Вначале это могут быть, например, сверстники или одноклассники. Сами механизмы игр сейчас позволяют активно общаться во внутриигровом пространстве, интенсивно взаимодействовать, находить и налаживать новые социальные контакты и связи.

- После того как человек сыгрался со своей командой и начал активно выступать хотя бы на локальных турнирах и соревнованиях, играя одним и тем же составом, появляется шанс, что его заметят скауты из полупрофессиональных и профессиональных киберспортивных клубов и пригласят играть вместе со спортсменами более высокого класса, – объяснил Дмитрий.

При этом нужно понимать, что далеко не каждый (и даже не каждый сотый) действительно станет перспективным киберспортсменом, невзирая на все усилия и серьезную мотивацию. Здесь, как и в любом другом спорте, важно наличие таланта.

Учебе не мешает

Илья Митин еще дошкольником заинтересовался компьютерными играми. Сначала смотрел, как играет старший брат, потом и сам научился. Сейчас ему 14 лет. О будущей профессии пока не думал, но уверен, что она будет так или иначе связана с компьютерами. В Сети проводит довольно много времени.

- Пару лет назад была мысль заняться игрой профессионально. И я даже выбрал, какой именно. Но через некоторое время понял, что для этого недостаточно обычного домашнего компьютера. Нужно вложиться в оборудование. Да и учеба требует времени, которое необходимо для тренировок, если идти в киберспорт, – признал Илья.

На вопрос, не считает ли он себя зависимым, подросток ответил, что может играть и шесть часов в сутки, но это просто увлечение, а не зависимость.

Мама Ильи Наталья увлечению сына не мешает, но никогда не думала, что это можно превратить в спорт. Считает, что главное – окончить успешно школу, сдать ЕГЭ и правильно выбрать дальнейший путь развития.

– У меня трое сыновей, а компьютер один, и много времени на каждого никак не выйдет. Да, у них есть смартфоны, они могут зависать в них. Но ребята помогают мне и по дому, и с огородом. Я не повторяю просьбу. Если сказали, что сделают, значит, сделают, пусть и не сию минуту, – поделилась Наталья Митина.

Ярослав Донюков тоже когда-то увлекался киберспортом, играл за команду ВГТУ. В 2018 году они выиграли чемпионат между университетами Центрального Федерального округа.

– Я увлекся этим направлением лет в 13−14, когда начал наблюдать за профессиональными турнирами и чемпионатами мира. Планов развиваться в киберспорте не было, просто хотелось попробовать свои силы. Когда учился в университете, решили принять участие в студенческой киберспортивной лиге. Написали сначала капитану, и, когда он стал набирать команду, нас пригласили попробовать, – сказал Ярослав.

Тем, кто неравнодушен к видеоиграм и не хочет ограничиваться домом, Ярослав советует смотреть, что лучше получается. И если присутствует понимание, что есть силы и навыки, которые хотелось бы проявить, показать другим, то можно попробовать себя в этом спорте. Самое главное – никогда не стоит забывать о получении профессии, потому что от этого зависит дальнейшая жизнь.

А что дальше?

Этот вопрос должен возникать и у детей, и у их родителей. Как развиваться и жить дальше, когда карьера в спорте закончится?

- Век киберспортсмена действительно недолог. В силу объективных физиологических процессов компьютерный спорт – это, как правило, спорт молодых. Однако даже по завершении профессиональной карьеры у человека есть возможность выбрать себе профессию, связанную с киберспортом, – считает президент ФКС России. – Это, например, тренер, спортивный арбитр, аналитик, скаут, спортивный комментатор, режиссер прямых трансляций и так далее. К слову, только на нашем финале Студлиги в Ростове-на-Дону задействовано более 100 специалистов с околокиберспортивными профессиями. Наша сфера растет бешеными темпами и испытывает огромный кадровый голод.

Корреспонденты РИА «Воронеж» решили узнать, существуют ли в регионе учебные заведения, которые дают профессиональные навыки в этом сегменте. Выяснилось, что вузы с факультетами игровой индустрии и киберспорта есть – правда, это местные филиалы столичных учебных заведений. Занятия по упомянутым дисциплинам там проводят преимущественно дистанционно и на платной основе. Студентов учат делать игровые проекты в ведущих студиях мира, организовывать турниры международного уровня, создавать контент и управлять медиа-пространством в игровой индустрии, генерировать новые продукты для геймеров.

Если это не спорт

Не исключено, что тренировки за компьютером могут и перерасти в игроманию. Психолог Ольга Никульшина объяснила, как вовремя распознать эти «симптомы»:

- Состояние возможной зависимости характеризуется сильной погруженностью в игру, пребыванием за компьютером более трех-четырех часов в день, снижением познавательной мотивации, падением успеваемости в школе, повышенным эмоциональным тонусом во время игры, негативным реагированием на любые препятствия, мешающие игре, сужением круга общения, иногда нарушением сна. Любимая тема для разговора у таких детей – компьютерные игры. Наблюдается психологическое слияние с компьютером, через какое-то время ребенок теряет связь с реальной жизнью и переносит себя в виртуальный мир, где получает острые, яркие впечатления. Пройти игру для него становится чуть ли не смыслом жизни. Иногда в реальной жизни он продолжает действовать будто бы герой компьютерной игры, – рассказала Ольга Никульшина.

По словам психолога, в жизни ребенка должно быть как можно больше реальных событий: забота о домашних животных, общение с друзьями и близкими взрослыми, занятия спортом, досуг в будни и выходные, веселые приключения.

- Чтобы не появилась зависимость, родители должны с самого начала озвучить четкие и жесткие правила пользования гаджетами. Конкретные и разумные ограничения упорядочивают мир ребенка, делают его простым и понятным. Можно и даже нужно записать ребенка в кружок или секцию в соответствии с его интересами. Тогда, во-первых, у него будет оставаться меньше времени на компьютер, во-вторых, он будет увлечен живым общением со сверстниками. Периодически вместо проведения вечера у компьютера или планшета можно устраивать прогулки или игру всей семьей в настольные игры, – посоветовала Ольга.

Дмитрий Смит тоже говорит о том, что, если ребенок целенаправленно смещает центр своих жизненных интересов в виртуальный мир, забывая при этом сделать уроки и даже поесть, – это уже тревожный симптом. Родительский контроль вполне позволяет этого избежать.

- Не стоит забывать, что дети обычно бегут не куда-то, а откуда-то. Если ребенку слишком нравится в игровом виртуальном мире, значит, ему чего-то очень не хватает в реальном мире. Надо попробовать понять, чего именно недостает, и предложить адекватную альтернативу, – рекомендует Дмитрий Смит.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».