Посидеть на роскошном императорском троне и сфотографироваться с призраком бравого солдата теперь можно в воронежском музее «Петровские корабли». Здесь открылись три новых экспозиционных зала: трапезная, комната в стиле петровских ассамблей и помещение, посвященное истории и быту Чижовской слободы. Одними из первых в эпоху кораблестроения и шумных балов погрузились журналисты РИА «Воронеж».
Какие продукты завез в Россию Петр I
Трапезная встречает посетителей непривычным запахом – это смесь корицы и кофе – продуктов, которые появились в России благодаря Петру I. Император вообще привез из Европы много диковинных кушаний и утвари, которые под звук бурлящего бульона и гремящей посуды (в комнате работает аудиосопровождение) можно увидеть на полках и столах нового зала. Так, с легкой руки царя бояре, а следом и простой люд, открыли для себя цветную капусту, перец болгарский, цитрусовые, арбуз, дыню, клубнику, виноград, абрикосы. А вот заморский картофель русскому народу поначалу не «зашел». Овощ прозвали «дьявольским земляным яблоком» за множественные глазки и неприятный вкус. То, что картофель надо варить и тогда он станет вкусным, люди поняли лишь во времена правления Екатерины II, а по-настоящему популярным блюдом и «вторым хлебом» картошка стала только при Николае I.
Что такое жареная на плите еда, наши люди тоже узнали благодаря императору. Раньше блюда готовились в русской печи, где они варились и томились, а пожарить их было невозможно. После того как Петр I ввел моду на голландские печи – макет такой жаровни как раз представлен в трапезной, – повара перешли на жареную пищу. Голландские печи были еще удобны тем, что на них можно было не целого поросенка или гуся зажарить, а порционно. Кстати, мода на поваров тоже пошла от царя. Своего первого настоящего повара Петр I, вообще-то, украл у шведского посланника.
Любимые блюда императора
В воссозданной старинной трапезной у плиты суетятся две фигуры поварих. Кажется, что для кухонной работы они слишком нарядно одеты: белые сорочки, бусы из жемчуга и каменьев, парчовые головные уборы. Как объясняет экскурсовод, кухарки действительно наряжены в праздничные одежды, ведь визит царя, для которого они готовят обед, – большое событие. К слову, на поварихах традиционные женские костюмы Воронежской губернии начала XVIII века. Воронежские дамы тогда могли позволить себе одеваться очень богато – изысканными тканями и дорогими аксессуарами наш край снабжали верховые казаки.
Несмотря на большое разнообразие блюд и продуктов, которыми Петр I снабдил страну, сам царь в силу большой загруженности питался исключительно фастфудом. Любимыми его блюдами были бутерброды с бужениной, селедкой, анчоусами и перловая каша на миндальном молоке из печи. В музее даже создали витраж, иллюстрирующий приверженность императора к бутербродам.
Фото с призраком
Из трапезной посетители попадают в парадный зал с изысканным интерьером: лепным декором, хрустальными люстрами, дорогой деревянной мебелью с вензелями, стульями, обитыми парчой и гобеленами, развешанными по стенам картинами и гравюрами. Подобный антураж царил на знаменитых петровских ассамблеях – первых публичных собраниях знати, которые царь ввел своим указом в 1718 году. Любопытно, что в Воронежской губернии ассамблеи проводились гораздо раньше – с 1669 года. Их устраивал ближайший сподвижник и фаворит Петра I адмирал Александр Меншиков. Делал он это с корыстной целью – чтобы немецкие мастера, участвовавшие в возведении флота в Воронеже, не уезжали из России, а задерживались здесь подольше. Меншиков специально собирал на ассамблеях самых красивых воронежских девушек и «сводил» их с немцами. За это сводничество генералиссимус однажды поплатился – обиженные местные парни подпалили ему дом.
Зал ассамблей полностью интерактивный: здесь можно сидеть на стульях, фотографироваться на царском троне, брать в руки придуманную императором «штрафную» рюмку и рюмку-«мушку», а также перевоплотиться в дворянскую знать, примерив на себя камзол с треуголкой или изящную диадему и различные парики. А еще в этой комнате можно повстречать призрак солдата – достаточно навести камеру телефона на QR-код, размещенный на табличке. Прототипом виртуального персонажа, с которым можно вдобавок сфотографироваться, послужил реальный человек – солдат Преображенского полка Филимон Катасонов. В 1696 году он по личному распоряжению Петра I отправился в воронежский Костенск (ныне – Костенки) для обследования найденных там костей мамонта, которые император посчитал останками исполинских слонов Александра Македонского.
Еще одна новая экспозиция музея посвящена истории Чужовской или Чижовской слободы – территории современной Чижовки. Звуковое сопровождение позволяет «перенестись» на шумную базарную площадь и подслушать разговоры местных жителей и обитателей Гусыновки (располагалась в районе улиц Софьи Перовской и Выборгской), славившейся в XVIII веке своими гусиными боями. На стенде размещена интересная историческая информация о действовавшей в слободе самой большой корабельной верфи, где было построено шесть кораблей, в том числе два баркалона, Казенной дубовой роще, где по велению Петра I было подписано каждое дерево, происхождении названий местных улиц. Кроме того, создатели экспозиции собрали любопытные легенды, связанные с пребыванием императора в Воронеже.
Стены холла также украшают фрески ручной работы с гипсовыми 3D-фигурами, женский и мужской наряды дворянской знати, а еще нарисованное дерево с плодами и цветами, завезенными царем в Россию. Все эти диковинные растения произрастали в воронежском Государевом саду, который появился в нашей губернии намного раньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге.