В четверг, 18 ноября, в кинотеатрах по всей стране выходит в прокат фильм «Небо» режиссера Игоря Копылова. Прототипами главных героев стали легендарный пилот, Герой России, подполковник Олег Пешков и штурман, майор Константин Мурахтин. Корреспондентам РИА «Воронеж» удалось пообщаться с Константином Мурахтиным и расспросить о том, каким был его сослуживец и товарищ Олег Пешков, а также – об ответственной и опасной работе военных летчиков.

«Удар в спину»

Константин Мурахтин – живая легенда и пример для подражания для молодых летчиков и штурманов. Скромный, отзывчивый, простой в общении, давать интервью и выступать на публике не привык.

Имена Константина и его командира Пешкова весь мир узнал в 2015 году. Двадцать четвертого ноября, выполнив боевую задачу – бомбометание по позициям джихадистов, их бомбардировщик «Су-24М» получил «удар в спину» – был сбит турецким истребителем F-16C. Экипажу удалось катапультироваться. В сирийском небе, над вражеской территорией, повисли два купола парашютов. Летчики, которые в таком уязвимом положении не могли оказать сопротивление, стали мишенью для террористов ультраправой организации турецких националистов. В нарушение Женевской конвенции 1949 года боевики обстреляли Олега Пешкова с земли. Русский офицер погиб, а убийцы, ликуя, снимали происходящее на камеру.

Они стреляли и в сторону Константина Мурахтина, но ветер отнес его дальше от позиций джихадистов. Штурман приземлился на территорию, подконтрольную террористам, травмировав при этом ногу, и 12 часов скрывался от боевиков. Константин Мурахтин подал сигнал бедствия с помощью специального передатчика, и спустя 12 часов поисков российские морпехи и сирийская армия нашли и спасли штурмана. Террористов, расстрелявших Олега Пешкова, уничтожили.

Олег Пешков умер совсем молодым – в 45 лет. Ему посмертно присвоили звание Героя России, а Константин Мурахтин был награжден Орденом мужества.

Олег Анатольевич похоронен на мемориальной аллее городского кладбища в Липецке. Его памятник выполнен в виде гранитных крыльев. На одном из них высечен портрет летчика.

В музее Липецкого авиацентра хранятся фрагменты сбитого самолета Су-24, доставленные из Сирии с места гибели Олега Пешкова.

В музее также представлены личные вещи Олега Анатольевича – летная книжка, рабочие тетради, летная форма цвета хаки.

Воронежский скульптор Александр Ивченко изготовил в честь Пешкова памятник из дерева: мужская и женская руки держат автомат, а рука ребенка – игрушечный самолетик. Памятник также хранится в музее авиацентра.

Со скульптурой – заведующий историко-мемориальным залом Липецкого авиацентра Павел Рухлин
Со скульптурой – заведующий историко-мемориальным залом Липецкого авиацентра Павел Рухлин

Профессионал высшего уровня

Товарищи и сослуживцы запомнили Олега Пешкова душевным, веселым и жизнерадостным человеком. В Сети можно найти видео, на котором летчик исполняет на гитаре песню «Господа офицеры».

Константин Мурахтин вспоминает, что Пешков «ставил на крыло» многих молодых летчиков. Начинающие пилоты любили и уважали своего наставника.

– Олег Анатольевич был профессионалом высшего уровня. Летчики-инструкторы бывают разные: некоторые слишком строго относятся к молодым, осваивающим новый тип самолета, могут накричать, сказать резкое слово. Олег Анатольевич никогда не повышал голоса, объяснял спокойно. Молодые летчики говорили, что Олег – золотой человек, настоящий русский офицер, – рассказал Константин Мурахтин.

Олег Пешков родился в 1970 году в Алтайском крае, в юности потерял родителей. Окончил Свердловское Суворовское военное училище, а в 1991 году с золотой медалью – Харьковское высшее военное авиационное училище. За время службы прошел путь от летчика-инструктора до заместителя начальника огневой тактической подготовки дивизии, освоил пять типов самолетов. Служил в Киргизии, Амурской области, с 2000 года – в Липецке.

Олег Пешков с золотой медалью окончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина, которая располагалась в подмосковном Монино. В 2008 году при слиянии Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского и Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина была образована Воронежская военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина.

К военным командировкам летчику было не привыкать – в 2008 году он участвовал в боевых действиях в Южной Осетии. Поэтому, когда узнал о командировке в Сирию, Пешков не сомневался, лететь на войну или остаться в Липецке.

– Профессия военного летчика предполагает готовность к самопожертвованию. Он в любой момент должен отдать жизнь за свое Отечество, свою семью и выполнить свой долг до конца. Любые летчики должны быть спокойны и уравновешенны. Они должны уметь принять верное решение за очень короткий промежуток времени, – отметил заведующий историко-мемориальным залом Липецкого авиацентра Павел Рухлин.

Потомственный штурман

Константин Мурахтин и Олег Пешков были сослуживцами и товарищами, часто летали в одном экипаже. В 2014 году на соревнованиях военных летчиков в Липецке «Авиадартс» экипаж Мурахтина и капитана Станислава Гасанова признали лучшим во фронтовой бомбардировочной авиации России, а Мурахтина – лучшим военным штурманом страны. Олег Пешков на тех соревнованиях был судьей.

– Мой отец был военным штурманом. Все детство я прожил в военных городках, ходил в авиамодельные кружки. Для меня не стояло вопроса, какую профессию мне выбрать, – рассказывает летчик.

Константин окончил Челябинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище штурманов. Как и у Олега Пешкова, учеба пришлась на «лихие 90-е».

– Из-за того что топлива не было, летать мы начали не со второго, а с четвертого курса. Нас обучали на пассажирском самолете Ту-134, переделанном под подготовку военных штурманов. Самые яркие впечатления от полета я испытал позже – когда пришел служить лейтенантом в Липецкий авиацентр и начал летать на боевых самолетах. В частности, на Су-24. Это другие скорости, другой вид самолета, другие фигуры пилотажа, другие эмоции, – вспомнил пилот.

Аварийный запас

Подробности инцидента 24 ноября 2015 года в Сирии Константин Мурахтин не раскрывает – эта информация засекречена. Пилот только смог рассказать, что приземлился в скалистой местности и травмировал ногу, сильно ударившись о камень. Сбросил с себя парашют и убежал как можно дальше. Операция по спасению продолжалась 12 часов. Спасенного Константина Мурахтина отправили в московский госпиталь.

Штурман отметил, что был хорошо подготовлен к экстремальным условиям, как и другие летчики:

– В полку нас обучают летать, применять авиационные средства поражения. Приемы рукопашного боя и маскировку осваиваем в специальном центре выживания. Два из них находятся на Черноморском побережье. Нас учат действовать в экстремальных условиях после катапультирования – как в военное, так и в мирное время. Почему там? Там есть горы, море и лесистая местность. Нам объясняют, например, как спуститься с горы, если приземлился туда на парашюте. В зависимости от того, куда ты спускаешься – на горную местность, на равнину или воду, – комплектуется НАЗ (носимый аварийный запас). К примеру, если приземляешься на воду, в аварийный запас входит надувной плот.

НАЗ существует в двух комплектациях: для мирного и военного времени. В запас для мирного времени входят лагерное и светосигнальное снаряжение, аптечка, карамельки и вода.

– Еды как таковой нет – НАЗ не рассчитан на то, что вас будут искать долго. Это запас для поддержания сил на первое время, – отметил штурман.

А вот в запас для военного времени не входят ни вода, ни карамельки. Вместо них – боевое оружие. От жажды штурмана спасла маленькая фляжка с водой, спрятанная в его жилете.

- Получается, что все 12 часов, пока скрывались от боевиков, вы ничего не ели?

– В такой ситуации не вспоминаешь ни о воде, ни о еде. Ты думаешь только о том, чтобы выжить.

Вспоминая момент катапультирования, штурман признался: тогда ему еще не было известно, что террористы стреляли в командира.

– Я был далеко, видел, что его парашют раскрылся, но не знал, что по нему стреляют...

Солнцезащитные «очки» и «комар»

В музее Липецкого авиацентра есть интересные экспонаты, связанные с работой военных летчиков. Например, защитный шлем ЗШ-5, поверх которого надевается стеклянный солнцезащитный фильтр, защищающий глаза пилотов. Такие шлемы были и на Олеге Пешкове и Константине Мурахтине.

Как пояснил штурман, сейчас у летчиков и штурманов более современные модели шлемов – ЗШ-7. По бокам – отверстия для подсоединения кислородной маски.

– До высоты 2000 метров летчик и штурман дышат смешанным кислородом, а выше начинается автоматическая подача чистого кислорода, – пояснил Константин Мурахтин.

Еще один экспонат – красные рукоятки, приводящие в действие кресло для катапультирования из самолета. Дергать рукоятку нужно с особым усилием. При катапультировании пилота выносит из кабины, в воздухе автоматически раскрывается парашют.

Константину Мурахтину прибегать к катапультированию пришлось лишь однажды – как раз во время того рокового полета с Олегом Пешковым.

– Катапультирование – самая крайняя мера. К ней мы прибегаем, когда самолет уже неуправляем или горит. А в 99% случаев мы все делаем для того, чтобы посадить самолет и сохранить свою жизнь. Бывает, что при катапультировании случаются несчастные случаи – травмы, переломы рук и позвоночника, – рассказал штурман.

По словам Константина Мурахтина, в момент катапультирования он не чувствовал боли – в экстремальной ситуации летчик не обращает на нее внимания.

– Больно тебе или не больно, какой силы удар и каковы перегрузки, в воздухе ты не чувствуешь – у тебя в крови зашкаливает адреналин. Ты ощущаешь, что жив, и уже доволен этим. Ты можешь почувствовать, что с тобой, только когда уже приземлился, – пояснил он.

Другой музейный экспонат – авиационный радиомаяк «Комар-2М», с помощью которого потерпевшие аварию члены экипажа передают радиосигнал бедствия, а аварийно-спасательная группа определяет его местоположение. «Маячок» существует в двух модификациях: для мирного и военного времени.

По словам Константина Мурахтина, в военное время передатчик отключен – чтобы враг не обнаружил и не перехватил сигнал пилотов. Сигнал аварийно-спасательной группе в военное время пилот передает с помощью маленького приемника с антенной-проволокой.

– Если надо мной будут пролетать наши вертолеты аварийно-спасательной группы, я его включаю, быстро передаю сообщение и тут же выключаю. На вертолете настроена моя частота, он ловит сигнал и видит мое местоположение.

В фильме «Небо» сигнал о своем местоположении штурман сообщает по телефону. Было ли так в реальности, Константин Мурахтин рассказать не может.

Собирательный образ

С режиссером фильма «Небо» Игорем Копыловым Мурахтин познакомился в декабре 2019 года.

– При встрече мне дали добро рассказать все, что произошло в тот день, – чтобы режиссер знал порядок действий. Но все это не вошло в фильм. Осталась только история моего спасения, – сообщил штурман.

Главного героя Олега Сошникова, прототип которого – Олег Пешков, сыграл известный актер Игорь Петренко. Роль штурмана Константина Муравьева (прототип – Константин Мурахтин) исполнил молодой актер Иван Батарев.

Константин Мурахтин стал одним из тех военных летчиков, с которым Игорь Копылов советовался и держал связь. Поначалу штурман предполагал, что образ Кости Муравьева будет более реалистичным, приближенным к «оригиналу», но он получился собирательным – как и образ Олега Сошникова.

– Например, у Кости Муравьева в фильме 18-летняя беременная жена. Но моя жена в 2015 году не была 18-летней и не ждала ребенка. Когда я сказал режиссеру, что это совсем не похоже на меня, он ответил: «Герой фильма не ты. В нем твоего почти ничего не будет», – вспомнил штурман.

Большая часть съемок прошла в Крыму.

– В Сирии съемочная группа снимала в основном местность и жилищно-бытовые условия. Плюс три дня съемки проходили в нашем Липецком авиацентре – съемочная группа снимала нашу повседневную деятельность: подготовку к полетам, тренажеры, – пояснил Константин Мурахтин.

Перед показом фильма штурман волновался – ведь ему предстояло пережить заново то, что с ним случилось.

– Для меня этот фильм – память об Олеге. Фильм будет смотреть не одно поколение, и оно будет знать, что были такие героические люди. Это первый фильм про Сирию и первый фильм, в котором снято много полетов современной авиации. Надеюсь, что он заинтересует молодых ребят и они захотят стать военными летчиками, – поделился Мурахтин.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».