Министерство Финансов РФ признало Воронежскую область «регионом высокой финансовой безопасности». Это значит, что инвесторам созданы максимально комфортные условия для работы, региональное правительство ведет грамотную и прозрачную работу с финансами, а проекты развития выполняются неукоснительно.

Факторы роста

Рецепт воронежского экономического прорыва, по словам губернатора Александра Гусева, основан на реализации ускоренного развития промышленности. Тех самых технологичных «обрабатывающих отраслей», в которых Воронежская земля была исторически сильна – еще со времен создания здесь первого большого флота Московского царства. Программа «Новая индустриализация», ставшая базовой идейной основой пятилетнего плана воронежского «рывка в будущее», как бы самой своей индустриальной сердцевиной задала стандарты развития области. Предопределив и приоритетные задачи такого развития – в экономике, в организации финансов, в государственной кадровой политике и в политике в образовании, и основные формы их решения, и критерии успеха.

Ключевой основой оказалась, как сообщил в своем отчете перед региональным парламентом глава области, государственная политика. То, что в других условиях и в других обстоятельствах в России именуют «политической волей». У такой воли есть одно обязательное обстоятельство – она предполагает ответственность. Личную и однозначную.

И в этом случае тут же возникает вопрос доступных ресурсов. У правительства Воронежской области, помимо «географии» и «биографии», их было немного. Не больше, во всяком случае, чем у других российских регионов.

Первым ресурсом воронежского прорыва стало кратное увеличение бюджетных инвестиций. Вторым – помощь столицы, федеративного правительства и президента России – автора национальных проектов. Третьим – масштабное и повсеместное развитие мер государственной поддержки инвесторов. Причем характерной особенностью воронежского инвестиционного климата стало подчеркнутое равенство. То есть изначально правительство региона не давало преимущества иногородним или иностранным инвесторам – и воронежские компании на такое уважение к себе ответили кратным ростом масштабов своих инвест-проектов.

Важным фактором перезапуска региональной экономики стала и ставка на рост доходов жителей области. Источников, если серьезно, для этого было откровенно мало – всего-то два.

Первый – это повышение доходов бюджетников. За счет роста бюджетных расходов. Как известно, один стабильно получающий стабильную зарплату работник бюджетной сферы генерирует от трех до семи оплачиваемых мест в бизнесе, в коммерческих структурах (в зависимости от размеров своего дохода). В свою очередь, получивший свой стабильный рынок сбыта бизнес расширяет «зарплатообмен» с подрядчиками, другими бизнес-структурами. На выходе – повсеместный рост доходов по всей линейке.

Второй – это новые инвесторы. Точнее новые инвестиционные проекты. В которых возникают новые рабочие места. Новые зарплаты, которых раньше не было, создадут дополнительный спрос, который еще выше потянет и доходы бизнеса, и зарплаты работников.

Успех измерим. Воронежский успех выразился даже в том, что вся область просто стала в разы дороже стоить. Капитализация одних только основных фондов воронежских предприятий за пятилетку выросла почти в три раза. С 1,8 трлн до порядка 5 трлн рублей.

Валовой региональный продукт – то есть количество произведенных воронежцами и выгодно проданных воронежских товаров – в своем объеме вырос в полтора раза. Достигнув 1,3 трлн рублей в год.

Показательно, что в 2022 году один только агропромышленный комплекс области продал товаров больше, чем давала до начала пятилетки практически вся воронежская экономика вместе взятая – почти на 400 млрд.

Все это позволяет нам сейчас и в ближайшем будущем реализовывать «бюджет развития». Воронежская область сумела зарекомендовать себя инвестиционно-привлекательным регионом. Это создало целый поток компаний-инвесторов.
Александр Гусев
Губернатор Воронежской области

Перспективы развития

Абсолютным показателем успеха, бесспорно, является масштаб инвестиций, достигнутый за пятилетку. 1,5 трлн рублей, вложенных за счет всех источников – бюджетных и внебюджетных – в нашу областную экономику, в основные фонды, и стали главной причиной подлинного переворота здешней жизни.

Показательно однако, что бюджетные инвестиции не составили и восьмой части от этой гигантской суммы. Так, самая крупная строка бюджетных инвестиций за счет общероссийского и областного бюджетов – в строительство объектов социальной инфраструктуры (школ, детских садов, объектов водоснабжения, энергетики, медицины, культуры, спорта и так далее – около 600 за пять лет) – составила около 70 млрд рублей. 16 млрд пришлось на господдержку промышленных предприятий, еще 6 млрд – на средства государственных фондов развития промышленности, выданные промпредприятиям. При этом объем поставок по программам кооперации с крупными компаниями превысил 40 млрд рублей инвестиций, а размер инвестиций в обрабатывающие производства по проекту «Новая индустриализация региона» достиг за три года 134 млрд рублей.

Однако выходит, что именно государственные инвестиции – или, если говорить шире, предметно и наглядно заявленная политическая воля – и произвели тот кумулятивный эффект на состояние экономики Воронежской области. Где годовая выработка промышленных товаров выросла с 500 до 930 млрд рублей. Где практически все крупные промышленные предприятия оказались обеспечены долгосрочными и высокотехнологичными заказами. Где результаты развития промышленности теперь позволяют настолько нивелировать риски, что всегда крайне осторожное российское Министерство финансов признает нашу область «регионом высокой финансовой безопасности».

– Развитие промышленности – важнейший государственный приоритет Воронежской области! – это заявление Александра Гусева теперь не только констатация верности «воронежского пути». Теперь, в принципиально новых условиях – это и весьма конкретная заявка на будущее.

Дело в том, что, как выяснилось уже прошлой весной, то самое промышленное импортозамещение, которое как раз и задавало тон воронежской «Новой индустриализации» – самая острая, жизненно важная потребность всей Российской Федерации. Угадали ли мы, или оно само собой, по воле рока истории так сложилось, но вышло, что воронежцы все эти пять лет учились на то, что всем здесь теперь так нужно, – делать нормальные промышленные товары.

Поэтому западные санкции, внезапный, обвальный и тотальный разрыв с Западом открыли нам новую дверь в будущее. За которой работа наших предприятий по масштабным заказам военно-промышленного комплекса, смежных с ним отраслей, как говорится, двойного назначения – в авиа, транспортном машиностроении, IT-технологиях, крупных поставках продуктов питания, химической продукции и электричества, но и запуск серьезных образовательных проектов – по подготовке, например, инженерно-технических работников и рабочих нового типа. Современных. Как это делает упомянутый губернатором в Облдуме тот самый воронежский Центр опережающей подготовки, через который уже прошло более 55 тыс. жителей области, работающих ныне на промышленных предприятиях.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».