Жительница лискинского села Троицкое Анна Калиниченко отметила столетний юбилей в четверг, 19 февраля. Именинницу поздравили исполнительный директор горрайфонда социальной поддержки населения Вера Филатова, глава сельского поселения Наталья Новикова, представители сельского Совета ветеранов Марина Гошко и Николай Черный, директор сельского Дома культуры Сергей Белоусов, а также руководитель Троицкого народного фольклорного ансамбля «Криница» Людмила Коваленко вместе с артистами. Долгожительнице вручили цветы, подарки, зачитали приветственный адрес от президента Владимира Путина. К поздравлениям присоединился губернатор Воронежской области Александр Гусев.

Не Анна, а Галя

Анна Калиниченко (в девичестве – Моренко) родилась, выросла и всю свою долгую жизнь живет в родном Троицком. Правда, Анна она – только по паспорту.

– А так меня Галей кличут, – говорит именинница. – У нас в селе всех Анют Галями называют. Так уж повелось.

Объяснение этому простое. Село Троицкое основали в далеком 1753 году переселенцы с Украины. Русское имя Анна соответствует украинскому Ганна. Отсюда и уменьшительное – Галя, Галинка.

– Старожилы нашего села до сих пор говорят на суржике – местном разговорном наречии, – рассказала преподаватель русского языка Троицкой сельской школы и директор школьного музея Надежда Пешехонова.

Кстати, в музее, экспозицию которого вот уже 40 лет собирает Надежда Михайловна, немало материалов об Анне-Галине Калиниченко – пожелтевшие вырезки из районной газеты о работе свекловичницы-ударницы, а также материалы о выступлениях сельского хора, основанного в 1959 году.

– Тогда пели четырехголосьем, а я вела первую партию, – вспоминает Анна Дмитриевна. – Гастролировали не только по районам, но и в Воронеж ездили частенько.

В 1983-м коллектив стал именоваться фольклорным ансамблем «Криница», а в 2000-м получил звание народного. О том, кто стоял у истоков, здесь не забывают. А потому на юбилей к Анне Калиниченко артисты «Криницы» пришли в полном составе и вместе с именинницей исполнили несколько песен.

– Ой, девчата, хорошо поете, но слова путаете! Мы по-другому пели, – периодически поправляла творческую смену солистка первого состава.

Слова песен основного репертуара ансамбля она помнит до сих пор. Вообще, феноменальную память Анны-Галины Колесниченко отмечают многие односельчане. Несмотря на почтенный возраст, долгожительница без труда называет даты. Например, 30 марта 1943 года 17-летняя Галинка вернулась в родное Троицкое после эвакуации. О том, что этому предшествовало, тоже рассказывает без запинки.

Рада быть полезной

Росла наша героиня в многодетной семье, хотя сама так не считает.

– Да какие ж мы многодетные? Батька, мамка, два брата, четыре сестры, ну и я, пятая. У нас на селе и поболе бывало, – рассуждает она.

Война застала ее 15-летней девчонкой. До этого Галя окончила всего два класса школы и пошла работать. Отец в семье Калиниченко умер рано, надо было помогать маме.

– Что говорили в колхозе, то и делала. В поле – значит в поле. Тут нас с девчатами бригадир и застал летом 1941-го – мы буряк пололи, – вспоминает Анна Дмитриевна. – Думали, он приехал с заданиями, а он с новостями – все, говорит, война началась. Я ухожу на фронт. Держитесь, родненькие. Теперь все хозяйство на вас – мужики воевать пойдут.

В 1942-м отправили на окопы – Урыв, Селявное. По левому берегу Дона, начиная от Бодеевки. Затем объявили эвакуацию – в село Можайское Каширского района.

– Приехали, а в хате, куда нас на постой определили, уже 13 семей, мы – 14-е, – рассказывает Анна Дмитриевна. – Разместились у самых дверей. Думаем, пока до нас очередь дойдет чугунок на печку поставить, мы с голоду помрем. Корова – наша кормилица, которую мы с собой пригнали, – и вовсе на снегу стоит, трясется. Так бы и пропала, если бы не меньшой мой брат – Петька. Семилетний мальчишка решил разведать обстановку. Через огород махнул, а там военные. Они его накормили, с собой харчей дали, а когда узнали про корову, пришли и говорят мамке моей:

– Хозяйка, может, животинку-то вашу брезентом накрыть, чтоб не околела?

– Ой, хлопцы, помогай вам Бог!

Трудолюбивую девчонку Галю приметили и взяли работать санитарочкой в палаточный госпиталь.

– Помню, сказали мне: пусть мать твоя не переживает. Работы много, зато всегда сытая будешь и в тепле. А я просто полезной рада была быть, – улыбается Анна Дмитриевна. – Коса у меня тогда была с руку толщиной. Один солдатик увидел меня и говорит: «После войны найду и женюсь!» Но не судьба была нам встретиться.

Всю жизнь – в родном селе

Март 1943-го выдался снежным. Немец отступал, и эвакуированные стали возвращаться домой.

– Мы в салазки корову нашу запрягли – и назад, в Троицкое. Приехали, и вот тебе счастье – хата наша целехонька, – продолжает Анна Дмитриевна.

С тех пор из родного села она надолго не уезжала никогда. Работала в колхозе – то свекловичницей, то зерно молола. В 1948-м вернулся с фронта Тихон, живший на соседней улице.

– Поспрашивал про меня, да и пришел. Замуж, говорит, за меня пойдешь? А я ему: «У меня только-только мама померла. Пока год не пройдет, ни за кого не выйду!» И он ждал. А потом мы поженились, – рассказывает Анна Дмитриевна.

Анна и Тихон Калиниченко прожили вместе счастливых 62 года. Вырастили троих детей и пятерых внуков. Правнуков уже восемь.

– Жаль, Тиша мой их не видит. Но я ему про каждого рассказываю, когда навещаю, – вздыхает Анна Дмитриевна.

Она уверенно держится на ногах и в теплое время года часто ходит на могилу к мужу. Приносит ему цветы, которые сама же и выращивает. Любимые – бархатцы.

Многочисленных гостей именинница встречала при параде и за щедро накрытым столом. Помогала ей в этом невестка – Катерина Ильинична. Старший сын – Алексей Тихонович – последние несколько лет живет здесь, в Троицком, куда переехал вместе с женой из Нововоронежа.

Анна Дмитриевна с сыном и невесткой
Анна Дмитриевна с сыном и невесткой

– Мы вроде как присматривать должны – все-таки пожилой человек. Но она у нас вполне самостоятельная, – говорит невестка Анны Дмитриевны. – Даже борщ сама себе варит. А уж какие пирожки умеет печь!

Сама долгожительница объясняет секрет своей бодрости просто:

– Надо робить (работать то есть. – Прим. ред.) не бояться, и будешь долго на ногах. Мне сегодня вот пожелали еще 100 лет прожить. А я что? Я постараюсь! Приходите ко мне через год – и мы опять споем!

Ранее РИА «Воронеж» рассказывало, что труженица тыла Вера Растегаева отметила 100 лет. Когда дочки выросли, Вера Тихоновна устроилась кухонным работником в ресторан при вокзале Воронеж-1. На этом месте она трудилась около 20 лет – помогала поварам, занималась подготовкой продуктов, пекла блинчики, которые продавали на привокзальном рынке.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».