В первый день на трассы вышли профессионалы – автомоделисты из Воронежа, Нововоронежа и Санкт-Петербурга, – всего 21 участник. Во второй день силами мерились любители и новички. Зачем взрослые мужчины выбирают «игрушечные» машинки, кто водит внедорожники аккуратнее и во сколько обойдется авто для начинающего спортсмена, – в материале РИА «Воронеж».

Испытания на прочность

На автотреке в уменьшенном масштабе воссозданы различные здания, подвесные мосты – целые и разрушенные, - природные препятствия в виде водопадов, озер, крутых горных склонов, каменных и песчаных насыпей. Есть даже небольшой участок с полным бездорожьем, где автомоделям приходится переезжать бревна, пробираясь по уши в натуральной грязи. Эффект от этих грязевых ванн самый настоящий – ошметки липкой земли летят с колес во все стороны, поэтому близко подходить к грязной трассе зрителям не рекомендуют.

Соревнования проходили одновременно в трех категориях – благо площадь и маршруты трека позволяют принимать несколько спортсменов сразу. В категории «К1-Копия» участвовали точные копии настоящих машин. Для них предназначалась относительно облегченная трасса – дорожки с невысокими каменными препятствиями, ручьи, тоннель под водопадом. Автомодели этого класса считаются самыми эффектными, ведь они в точности соответствуют настоящим: у них есть зеркала, поворотники, ручки на дверях, дальний и ближний свет. Детали таких машин проработаны в мельчайших подробностях. Если заглянуть в салон, можно увидеть фигурку брутального водителя, а в багажнике - обнаружить, например, крохотный огнетушитель. За внешним видом этих автомоделей тщательно следят – натирают до блеска лобовые стекла, подкрашивают кузов, если вдруг появилась царапина.

Для этапа «К2-Спорт» годятся более выносливые и проходимые экземпляры, способные взбираться на горы под углом 40 градусов, переезжать большие валуны, маневрировать сквозь ворота. И в третьей категории - «К3-Ультра» – полосу препятствий проходят самые мощные авто с высокими колесами: им что грязь, что скользкие и песчаные подъемы, что утесы – все нипочем. Визуально эти монстры не такие презентабельные, как красотки класса «К2-Спорт», многие изрядно побиты жизнью – со сколами и трещинами на капоте, облезлой краской. Но спортсмены считают, что так даже лучше – это как шрамы, украшающие настоящего мужчину.

Все по-честному

Каждую категорию заездов оценивал свой судья, который неотступно следовал за участником и конспектировал точность прохождения трассы.

– В классе «Триал-трофи» учитываются время прохождения маршрута и количество штрафных очков, которые начисляют участникам за касание ворот, искусственного ограждения и переворачивание машины. Дисквалифицировать спортсмена у нас практически невозможно – ну разве что за опоздание на соревнование. А так в этом виде спорта смухлевать не получится – автомодели ведь полного контроля, их начинка известна. Так что у нас все по-честному, – объяснил судья Антон Колготин.

– Успех в прохождении трассы зависит от мастерства спортсмена, и тут главное не скорость, а аккуратность. Чтобы заработать меньше штрафных баллов, лучше медленнее провести автомодель по трассе. И здесь фору мужчинам могут дать женщины, которые по складу ума более щепетильные в плане аккуратности. Хотя в прошедшем чемпионате представительницы прекрасного пола не участвовали, но все же дамы в нашем спорте в Воронеже есть. А вообще, занятия автомоделизмом развивают навыки управления машиной, помогают грамотно планировать траекторию движения, дают понимание, как устроена и сконструирована модель, – добавил президент Федерации автомодельного спорта Воронежской области Вячеслав Ваньков.

По его словам, этот вид спорта не очень травмоопасен, но, если не соблюдать технику безопасности, риск повреждений все равно есть.

– Например, некоторые багги развивают скорость около 100 км/ч, и если встать у него на пути, то можно получить травмы. Но чем хорош наш вид спорта – в нем нет ограничений по возрасту и физическим возможностям, кайфуют все! – сказал Вячеслав Ваньков.

Семейное хобби

Сегодня в Воронеже около 60 спортсменов-автомоделистов. Но в регионе гораздо больше людей, которые на досуге гоняют где-нибудь у себя во дворе автомодели на радиоуправлении и никогда не слышали о существовании Федерации автомодельного спорта.

Как, например, Дмитрий Самошин с шестилетним сыном Павлом, которые приехали в парк «Дельфин» со своей машинкой и случайно попали на чемпионат. Маленькому Паше даже разрешили немного покатать автомодель по трассе, восторгу ребенка не было предела.

– У нас китайский аналог трофи-машины из обычного детского магазина – недорогая, но очень классная! Официально я ее купил, конечно, для сына, но на самом деле с удовольствием «вожу» сам, – с улыбкой признался глава семейства. – Автомодель – отличная игрушка, она сплачивает отношения с ребенком: мы вместе ее катаем, вместе разбиваем, вместе разбираем и ремонтируем. Обычно гоняем машинку просто по улице – по снегу, лужам, грязи, – ей не страшны экстремальные прогулки. До сегодняшнего дня даже не знал, что есть такой вид спорта и такая прекрасная площадка для гонок. Теперь будем сюда наведываться чаще.

Большинство историй попадания в автомодельный спорт звучат примерно одинаково, как у Дмитрия Самошина, – отец купил недорогую машинку ребенку, втянулся сам, выкинул дешевый вариант и приобрел хорошую модель. Потом еще одну, и еще одну...

– Затем вы начинаете заниматься апгрейдом автомоделей, и это становится семейным видом спорта – потому что по всей квартире у вас валяются винтики и какие-то запчасти, а ваши жены их ходят собирают. Автомодель как домашний питомец, который требует к себе много внимания. Когда автомодель ломается, начинаются переживания: можно ли это починить и где купить запчасти, – поделился Вячеслав Ваньков.

В личном автопарке воронежского спортсмена Романа Живаева шесть автомоделей джипов, багги и спорткаров. Весь «гараж» размещается в городской квартире, здесь же ведется ремонт. По словам парня, супруга уже привыкла к баночкам машинного масла на кухонном столе и запчастям под ним. Более того, у нее есть собственная копия джипа «Чероки», которую она с удовольствием гоняет.

– Конечно, хотелось иметь что-то большое полноприводное, но ценники дюже большие. Пришлось перейти на мелкий масштаб, – объяснил свое увлечение автомоделированием Роман Живаев. – Модели удобны в переборке: можно разбирать на кухонном столе, для их хранения не нужен отдельный гараж. Чтобы погонять, достаточно выйти из дома на улицу - и вот тебе трасса.

Цена вопроса

Финансовый вопрос – пожалуй, один из главных, который волнует начинающего автовладельца модели: сколько придется платить за внешний вид и начинку? Как и любой другой технический вид спорта, автомодельный – весьма дорогостоящий. Тут предела нет, отвечают специалисты. В данном случае размер не имеет значения: даже крохотная шестеренка будет стоить очень дорого. Рынок сбыта запчастей небольшой, а требования к подобным комплектующим выше, чем в настоящей машине, потому что деталь маленькая, а нагрузки на нее огромные.

Спортсмены не любят рассказывать о тратах на своих «коней». Одни говорят, что хобби нельзя деньгами оценивать, это увлечение для души. Другие не хотят шокировать ценами близких – мол, меньше знают, крепче спят.

– Деньги для своего хобби я не выделяю из семейного бюджета, это отдельная статья расходов, и она секретная. Один раз супруга услышала, сколько стоит модель моего товарища, и две недели со мной не разговаривала, – вспомнил участник чемпионата, питерский спортсмен Анатолий Комаров.

Мужчина отметил, что, помимо финансовых трат, автомодельный спорт отнимает много времени на ремонт и апгрейд машин и требует от владельца дополнительных умений в конструировании, рисовании, лепке, 3D-печати – ведь многие детали приходится делать вручную.

Под кузовом у автомоделей стандартный набор деталей: шасси с валовым приводом на четыре колеса, двойной поперечный рычаг передней и задней подвески, на всех осях установлены подшипники, сверхпрочные маслозаполненные амортизаторы, прочный передний и задний дифференциал, полностью настраиваемая геометрия подвески, усиленные цельные рулевые тяги – все как у больших аналогов.

Авто для начинающего спортсмена обойдется приблизительно в 50 тыс. рублей. Чем значительнее становятся успехи, тем дороже будет машина. И да, в «Детском мире» профессиональную модель для соревнований купить нельзя, как правило, заказывать автомодели и запчасти приходится из-за границы.

– Моя тачка фирменная, американская. Апгрейд – китайский. Для спорта модель почти топовая. Навскидку стоит так: шасси – 35 тыс. рублей, аккумулятор – 3 тыс. рублей, пульт с приемником – 5 тыс. рублей, сервопривод – 5 тыс. рублей, бесколлекторная система, мотор с регулятором – 20 тыс. рублей, амортизаторы – 7 тыс. рублей, обгонка для колес – 7 тыс. рублей, резина на четыре колеса – около 5 тыс. рублей, но можно собрать автомодель и за 20 тыс. рублей – рассказал Вячеслав Ваньков.

В 2023 году в России планируется запустить линейку собственных автомоделей и запчастей к ним, что во многом удешевит стоимость спортивного увлечения.

Победителями чемпионата России по автомодельному спорту в классе «Триал-трофи» в Воронеже стали:

  • «К1-копия»

первое место – Дмитрий Швыков (Санкт-Петербург),

второе место – Дмитрий Швыков (Санкт-Петербург),

третье место – Василий Новиков (Нововоронеж);

  • «К2-Спорт»

первое место – Дмитрий Мещеряков (Воронеж),

второе место – Анатолий Комаров (Санкт-Петербург),

третье место – Александр Токарь (Воронеж);

  • «К3-Ультима»

первое место – Анатолий Комаров (Санкт-Петербург),

второе место – Дмитрий Мещеряков (Воронеж),

третье место – Александр Токарь (Воронеж).

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».