Практически ежедневно в социальных сетях поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» появляются ориентировки на пропавших людей. Статистика показывает, что чаще всего такие случаи заканчиваются положительно, однако иногда исход бывает трагическим. При поиске добровольцы стараются по максимуму использовать каждую минуту, поскольку речь идет о спасении человеческой жизни.

При публикации ориентировок часто у людей возникает множество вопросов. Как пропал человек? Почему родственники допустили это? При каких обстоятельствах погиб? Обо всем этом – в материале РИА «Воронеж».

«Работаем до тех пор, пока не найдем человека»

Воронежское отделение «ЛизаАлерт» появилось в 2017 году. У истоков его создания стояла Наталья Филипповских. Она и сейчас ведет активную деятельность в отряде: также участвует в поисках и помогает взаимодействовать со СМИ, выполняет функцию информационного координатора.

– Насколько я знаю, до нас уже была попытка сделать запуск проекта в Воронеже, но тогда, видимо, не смогли набрать необходимого количества инициативных людей, и отряд ушел просто в информационную поддержку. Основной старт был 8 лет назад. Как сейчас помню, пришло два поиска. Первый поиск выпал на Тербунский район Липецкой области, несмотря на то что мы воронежский отряд. В мае 2017 года потерялся Артем П., который вышел из дома и пропал, мы его нашли через 5 дней. Второй поиск был через два месяца – пропал другой Артем из того же самого Тербунского района. Он с отцом и сестрой поехал на сенокос и в какой-то момент незаметно ушел от них, – вспоминает Наталья Филипповских.

Через неделю после поиска трехлетнего Артема нашли в овраге. Мальчик был найден в нескольких км от места пропажи. Экспертиза показала, что он умер от обезвоживания на третий-четвертый день поисков.

– Этот трагический случай стал началом для основания отрядов в трех регионах – Воронежской, Липецкой и Тамбовской областях. Аналогичные ситуации есть практически во всех регионах, где есть отделение «ЛизаАлерт». Наверное, это связано с тем, что люди проникаются такими историями и понимают, что так не должно быть. Не должно так случаться в жизни, чтобы дети погибали и некому было помочь, – подчеркнула Наталья Филипповских.

На данный момент в воронежском отряде «ЛизаАлерт» состоят около 300 человек, из них активно участвуют в поисках – 100. Кроме тех, кто трудится «в поле», есть и те, кто помогает дистанционно.

– Изначально к нам относились подозрительно, было сложно выстраивать коммуникацию со спецслужбами и вообще объяснять, кто мы такие. Благодаря кропотливой работе шаг за шагом обрели то, что у нас есть, – отмечает собеседница.

По словам Натальи, когда отряд только начинал работу, волонтерам приходилось самостоятельно искать информацию о пропавших, которую размещали родственники. Сейчас по номеру 8 800 700 54 52 действует горячая линия «ЛизаАлерт», на которую граждане могут сообщить о беде. Кроме этого, поисковикам поступает информация из полиции.

– Горячая линия работает круглосуточно, на ней дежурит несколько человек. Это необходимо для того, чтобы заявки в онлайн-режиме отрабатывались сразу, потому что мы прекрасно понимаем, что чем больше времени проходит, тем меньше возможностей найти человека, – подчеркнула Наталья.

После поступления заявки волонтеры сначала обзванивают родственников, чтобы понимать, в каком направлении нужно вести поиск. Далее уже принимаются решения о выезде со штабом, отработке автономных задач информационным координатором и размещении ориентировки в соцсетях. Стоит отметить, что «ЛизаАлерт» работает только во взаимодействии с полицией, поэтому близкие обязательно должны написать в отдел полиции заявление о пропаже.

– Мы работаем до тех пор, пока не найдем человека. Запускается, например, срочная заявка. В течение месяца отряд может отправляться на выезды. После активного поиска мы можем плавно переходить в автономные задачи: отправлять на поиски не целый штаб, а группами в разные места. Если это не дает результатов, переходим в статус инфорга: звоним в больницы, связываемся с полицией, – поделилась Наталья.

Отряд «ЛизаАлерт» разделен на 15 направлений, одно из которых – это психология. Туда зачастую обращаются сами поисковики для того, чтобы справиться с эмоциональным стрессом.

– Я всегда говорю ребятам, особенно новичкам, что не нужно ничего пропускать через себя, потому что так быстрее выгоришь. Мы прекрасно понимаем, что не сможем найти всех пропавших, но мы стремимся к этому. В Лискинском районе 3−4 года назад был случай, когда мальчик с особенностями развития вышел из дома и пропал. Это был февраль, и мы нашли его уже в достаточно тяжелом состоянии. В тот момент мы думали, что все будет хорошо, а на следующий день мы узнали, что он умер. После этого чаты неделю молчали. Мы пережили это, очень многие вернулись к поискам, а были люди, которые ушли, сказав, что им тяжело, – рассказала Наталья.

«Нашли спустя 15 лет»

Сначала волонтерам «ЛизаАлерт» поступало около 80 заявок в год на поиск пропавших людей. К 2025 году этот показатель вырос до 1,2 тыс. заявок.

– Я не думаю, что это связано с тем, что люди стали больше пропадать. Просто они начали узнавать, куда можно обратиться, кроме полиции, в случае пропажи близкого человека. Мы как-то пытались проанализировать и обратили внимание, что года 4 назад к нам чаще обращались при пропаже подростков – с чем было связано такое явление, не знаем, – продолжает Наталья Филлиповских.

Пик поисков у «ЛизаАлерт» приходится на апрель-ноябрь. Как правило, в этот период поступают «лесные» заявки – речь идет о ситуациях, когда человек ушел за грибами или на охоту и не вернулся домой. Также в это время к волонтерам часто обращаются с просьбой помочь найти пропавших пенсионеров, у которых обострились хронические заболевания (деменция или Альцгеймер). Что касается детей, то в основном их удается найти в первые часы.

– Родители реагируют оперативно, сразу звонят нам на горячую линию, и это здорово. Порой начинают извиняться, мол, зря побеспокоили. Я или наши ребята всегда говорят, что лучше перестраховаться, чем терять время на поиск. На каникулах подростки теряются чаще, потому что предоставлены сами себе, юношеский максимализм никто не отменял, в конце концов. Я сама прошла через это, потому что у меня сын подросток. Здесь важно держать золотую середину: не передушить своим вниманием и не терять контроль. Что касается пожилых родственников, то если нет возможности взять их под свое крыло, то нужно постоянно поддерживать связь. Если человек пропал, не нужно ждать никаких трех дней – это все миф, нужно сразу обращаться в полицию, – отметила Наталья Филипповских.

По словам собеседницы, алгоритмы поисков «ЛизаАлерт» наиболее эффективны, если с момента пропажи прошло не больше года.

– У нас был интересный случай, когда нам написала женщина и сказала, что ищет отца мужа, с которым они не общались уже 15 лет. Я взяла этот поиск, и результат оказался удачным: по предоставленной информации примерно поняла, где может жить мужчина, позвонила участковому в Каширский район, и так удалось восстановить связь. Отец с сыном возобновили общение – как вспомню, мурашки по коже, – подметила Наталья.

Как стать волонтером?

Для того чтобы присоединиться к поисково-спасательному отряду «ЛизаАлерт», необходимо заполнить короткую анкету. На выбор предоставляется две группы: поисков и прозвонов.

– Мы также проводим лекции для новичков, на которых рассказываем о том, что такое отряд и как нам можно помогать. На «городской» лекции объясняем, как идет поиск в городе, показываем, где можно клеить листовку, а где нельзя. Есть еще «полевое» занятие, на котором рассказываем про оборудование, пробуем на практике использовать навигаторы, компасы, линейные ориентиры, – поясняет инфорг.

После лекций каждый желающий может выбрать подходящее ему направление. Важно отметить, что принимать участие в поисковых мероприятиях могут только совершеннолетние граждане.

– Возрастной диапазон нашей команды достаточно разнообразен: есть и молодые ребята, и люди «бальзаковского» возраста. У нас есть мужчина с позывным Дед. Он на своей «буханке» помогает нам с выездами. Дед присоединился к нам недавно: увидел в соцсетях, как мы помогали искать в лесу женщину, пропавшую в Рамонском районе. Деда эта история почему-то впечатлила, и он оказался у нас, – рассказывает Наталья.

На «лесной» поиск волонтеры берут с собой набор экипировки: высокую обувь, закрывающую голеностоп, закрытую одежду, приборы для ориентирования в пространстве, обязательно перекус и воду. По словам инфорга, все необходимое оборудование для новых членов команды предоставляет сам отряд.

– Чтобы стать частью «ЛизаАлерт», достаточно одного желания. Основная часть нашей работы происходит в Воронеже, но у нас также есть отделение в Борисоглебске, Россоши и Лисках. Из Воронежа мы выезжаем по всей области, потому что в районах люди не настолько организованные. Да, нам помогают распространять информацию в интернете, но для эффективности нужны не только соцсети, – поясняет Наталья.

Ближайшая вводная лекция для новичков пройдет в субботу, 20 декабря, по адресу: улица Минская, 67/1. На нее необходимо зарегистрироваться по ссылке.

Ранее воронежские волонтеры рассказали, как искали 56-летнего мужчину с особенностями здоровья. Пропавшего удалось найти на трассе в 40 км от облцентра. Подробнее – в материале РИА «Воронеж».

Справка РИА «Воронеж»

Добровольческий поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт» появился в России в 2010 году. В подмосковном Орехово-Зуево пропала четырехлетняя Лиза Фомкина. Девочка вместе с тетей потерялась в лесу. Участие в поисках принимало более 500 волонтеров. Тело Лизы нашли на десятый день, женщины – днем ранее. Экспертиза показала, что добровольцам не хватило совсем немного времени: Лиза умерла на девятый день от переохлаждения.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».