В 2022 году российские аграрии собрали рекордные 155 млн т зерна. Воронежским сельхозпроизводителям удалось собрать 6 млн 386 тыс. т зерна, что стало также абсолютным рекордом за последние несколько лет. Однако в этом году местные аграрии столкнулись с проблемой перепроизводства. По данным департамента аграрной политики, на начало апреля на элеваторах Воронежской области находится на хранении 1,2 млн т зерновых и масличных культур. Это в два раза больше, чем мы съедаем за год. То есть как минимум от половины объема зерна фермерам необходимо срочно избавляться.

Почему образовались излишки?

В этом году в Воронежской области объем экспорта пшеницы превысил прошлогодний в четыре с половиной раза и составил почти 10,7 млн долларов. Но даже при всем этом у аграриев все равно образовались излишки. Возникли они не только из-за рекордного урожая, но и из-за санкций. Последние перекрыли России привычные каналы экспорта, и, к сожалению, этот процесс продолжается. В марте стало известно, что один из крупнейших мировых производителей сельхозпродукции (входит в топ-10 экспортеров российского зерна) с 1 июля разрывает с нами торговлю.

«Пока не знаем, что делать»

Сейчас на рынке наблюдается затишье – фермеры выжидают, что же будет происходить дальше.

- На 7 тыс. га мы выращиваем озимую и яровую пшеницу, ячмень пивоваренный, просо, гречку, сою, подсолнечник, кукурузу. С зерном нам, можно сказать, повезло: удалось реализовать сразу после уборки. А вот урожай подсолнечника у меня еще непроданный лежит из-за низкой сбытовой цены. Так что пока храним сырье на своих складах. Посевные площади подсолнечника сократили на 30% - будем туда сеять кукурузу или гречку. Правда, на них все еще цена низкая. Поэтому мы с нетерпением ждем от правительства области соответствующих решений по ситуации с экспортом, ценами, дотациями, субсидиями.
Сергей Караваев
Генеральный директор сельхозпредприятия

Директору другого сельхозпредприятия, Евгению Соболеву, наоборот, удалось продать подсолнечник, а с зерном ситуация сложнее.

- Первую часть урожая подсолнечника успели реализовать по адекватной цене еще осенью, вторую – в феврале, потом рынок просел. Если говорить о пшенице, то мы продали 25% своих сборов, а остальное отправили на склады. Пока не знаем, что будем с ними делать. Рыночные цены не покрывают и части тех затрат, что мы понесли в прошлом году из-за подорожавших в два раза удобрений, СИЗ, топлива. Сейчас продажа пшеницы для меня получается убыточной. Единственный выход из сложившейся ситуации вижу в том, чтобы власти отменили экспортную пошлину на зерно, иначе многим фермерам придется уйти с рынка.
Евгений Соболев

Генеральный директор сельхозпредприятия

По словам заместителя председателя правительства Воронежской области Виктора Логвинова, фермеры сейчас продают зерно только в крайних случаях – люди находятся в выжидательной позиции, так как не хотят работать в убыток.

- Цена на зерно сейчас такая, что покрывает только затраты аграриев, а рентабельность нулевая. Поэтому продает зерно тот, кому срочно нужны финансы. Но больших объемов реализации нет. Аграрии пока придерживают свою продукцию.
Виктор Логвинов
Заместитель председателя правительства Воронежской области

Есть где хранить

Образовавшиеся излишки зерна есть где хранить до лучших времен. В настоящее время в Воронежской области расположено 39 предприятий, специализирующихся на элеваторной деятельности. Их общая мощность хранения составляет более 3,3 млн т зерна. Кроме того, сельхозтоваропроизводители располагают складскими помещениями, в которых можно разместить не менее 1,5 млн т зерновых.

Как пояснили в департаменте аграрной политики, совокупные мощности элеваторов и зерноскладов составляют более 4,8 млн т, что в полном объеме позволяет разместить и сохранить урожай.

Что делать с излишками?

Поскольку аграрии не хотят продавать зерно по низкой цене, возникает вопрос: «А что же делать с его излишками?» Специалисты видят, по крайней мере, два варианта, как решить проблему. Первый – нужно выходить на новые рынки сбыта зерна. Ими в числе прочих могут стать страны Ближнего Востока. Второй вариант – поддержка государства в виде выкупа зерна у аграриев. Рассмотрим оба варианта.

Выход на новые экспортные рынки

Эксперты воронежского АПК заверяют, что ситуация с падением экспорта временная – на российское зерно всегда найдутся покупатели.

– Если судить по опыту последних лет, то наши агропредприятия достаточно быстро находят альтернативные каналы сбыта продукции, диверсифицируя экспорт в сторону, например, ЕАЭС, стран Ближнего Востока, Карибского бассейна. Уход крупного трейдера с рынка, вероятнее всего, будет достаточно быстро возмещен другими компаниями, так как на этом рынке достаточно хорошая конкуренция, – ответили РИА «Воронеж» представители отрасли.

Воронежская область, как один из крупнейших производителей зерна, будет участвовать в этом процессе. Возможно, для налаживания новых каналов сбыта потребуется какое-то время. И в данном случае вполне оправдано желание аграриев не продавать зерно по низкой цене себе в убыток, а придержать товар до более выгодных предложений. А они будут. К слову, несколько недель назад цены на зерно в России начали расти.

А пока самым главным импортером российской пшеницы являются Латвия и Швейцария, кукурузы – Греция и Албания. Сахарную свеклу мы полностью перерабатываем внутри региона, на экспорт поставляем уже продукцию из нее – сахар и мелассу (кормовая патока, побочный продукт сахарного производства).

Закупка государством

В ситуации с нераспроданным урожаем наиболее оптимальным решением, по мнению сельхозтоваропроизводителей, был бы выкуп зерна государством через интервенционный фонд либо с помощью системы обратного выкупа по фиксированной цене. Надежды сельхозпроизводителей не беспочвенны – в настоящее время Минсельхоз России планирует закупить в интервенционный фонд в 2022–2023 годах до 3 млн т зерна III и IV класса. Заявленный объем заберет значительные излишки у аграриев.

Предполагаемый объем хранения зерна интервенционного фонда в Воронежской области – 100 тыс. т. Процесс уже запущен – в регионе аккредитованы, прошли проверку готовности и принимают участие в создании таких хранилищ два сельхозпредприятия. Первое – Галиевский филиал АО «Элеватор» в Богучарском районе с заявленным объемом хранения зерна 10 тыс. т. Второе – АО «Хлебная база Поворино», располагающее складами под хранение 50 тыс. т.

Если прибавить к этому совокупные мощности элеваторов и зерноскладов, то можно сделать вывод: в Воронежской области есть достаточный запас прочности, чтобы пережить экспортный кризис. Впрочем, другого выбора у правительства области и аграриев нет, снижать объемы производства зерна никто не планирует. В этом году площадь посевных площадей будет на уровне урожайного 2022-го – то есть 2 млн 734 тыс. га.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».