РИА «Воронеж» продолжает цикл материалов об участниках регионального этапа пятого сезона конкурса управленцев «Лидеры России» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей». Среди 30 будущих участников финала по ЦФО от Воронежской области – Роман Медведев, владелец группы охранных организаций, в прошлом сотрудник правоохранительных органов. В конкурсе он участвует в четвертый раз и каждую новую попытку называет экзаменом на саморазвитие.
«Рассчитывать нужно только на себя»
– Роман Владимирович, до сих пор вы были не слишком публичным человеком, о вас не так много известно. Для начала расскажите о себе.
– Родился я в Тамбовской области. Когда мне исполнилось три года, семья переехала в Воронеж. В 1994 году окончил школу и поступил в Воронежский институт МВД. Спустя пять лет, по окончании вуза, начал службу в милиции. Ушел по собственному желанию в 2008 году в звании майора, откликнувшись на приглашение поработать в охранном бизнесе на позиции заместителя директора. С тех пор тружусь в сфере охранных услуг. На сегодняшний день – собственник группы компаний, в которую входят несколько частных охранных организаций.
– В чем была специфика вашей работы в органах правопорядка и сказалось ли это на выборе дальнейшего пути?
– Дело в том, что учился я для работы в подразделении вневедомственной охраны, но по воле судьбы вышло так, что работал на разных должностях, совсем с этим не связанных.
Недавно выступал перед студентами и рассказывал эту поучительную историю. Институт МВД я окончил с красным дипломом. Чуть-чуть до медали не хватило, две четверки, можно было их исправить, но, честно сказать, было лень. На четвертом курсе к нам приезжает замминистра МВД генерал-лейтенант. Собрал отличников, сказал, что все мы пойдем работать во вневедомственную охрану. Молодцы, мол, не зря учились. И вот пятый курс, распределение. Ребята сами ищут места, куда устроиться. Подписывать рапорты, когда пришло время, собрались человек сто. Бьются за очередь. А я отвечаю – мне смысла нет, генерал-лейтенант уже все сказал. Захожу в отдел кадров в числе последних. Там смотрят списки и говорят: «Вас здесь нет. Перед вами коллеги заходили, все места в городе заняли. Выбирайте из того, что осталось». А остались в основном должности участковых по области. Ближайшее, что было, – командир взвода патрульно-постовой службы в Семилуках.
Это был жизненный урок, по итогу которого могу сказать – слова больших людей звучат громко, но свои усилия надо прикладывать обязательно. По факту, пять лет я учился одному, а применял свои знания по-другому. Неважно, кто и что тебе обещает. Нужно рассчитывать только на свои силы, идти к поставленной цели самим намеченными шагами.
Потом перевелся в Юго-Восточное УВД на транспорте, где стал инженером по связи. Еще чуть позже – в создававшийся с нуля Центр оперативно-розыскной информации. До того подобной службы в милиции не было. И это было по душе, потому что в свое время я занимался анализом больших объемов информации и поиском закономерностей.
В начале карьерного пути было большое желание работать в налоговой полиции. С этой целью поступил на экономический факультет ВГУ, окончил его в 2005 году. Но пока учился, налоговую полицию расформировали. Планы не осуществились, но желание трудиться в экономической сфере только росло. И когда поступило предложение попробовать себя в бизнесе, принял его.
«Я бы не стал ничего менять»
– Ваша работа в охранном бизнесе как-то соотносится с деятельностью в милиции?
– Нет, здесь совершенно другая специфика. Мы взаимодействуем с полицией только в части охраны общественного порядка. В этом и прошлом году, например, мы охраняли рок-фестиваль «Чернозем». В последние годы полиции законодательно запрещено участвовать в охране массовых мероприятий как таковых. Они находятся за охраняемым периметром. Мы, как охрана, закрываем периметр мероприятия, обеспечиваем антитеррористическую защиту, смотрим, чтобы не было несанкционированных проникновений, проноса запрещенных вещей и нарушения общественного порядка. Если что-то происходит, наша группа быстрого реагирования локализует конфликт, выводит участников за периметр, и дальше уже работают полиция, Росгвардия, МЧС.
В любом силовом ведомстве более-менее схожая структура. И многие охранные предприятия выстраивают свою работу по такому же алгоритму. Есть коммерческие структуры, которые работают в первую очередь ради прибыли. У нас же на первом месте – обеспечение безопасности и сохранность имущества клиента. Деятельность одна и та же, но приоритеты разнятся. Мы тоже хотим и рады заработать. Но все же ставим во главу угла безопасность.
– Получается, в вас по-прежнему живет служитель правопорядка и на первое место в работе вы ставите социальную миссию?
– Однозначно. Если сейчас вернуться в 1994 год, когда я принимал решение о своем будущем, и спросить, хочу ли изменить свою жизнь, – я бы не стал ничего менять, пошел по тому же пути.
Желание учиться
– В конкурсе «Лидеры России» участвуете не в первый раз?
– Всегда работал на управленческих должностях. Начинал командиром взвода, уже тогда в подчинении было 22 человека. Потом был начальником вычислительного центра, начальником отделения Центра оперативно-розыскной информации. Сейчас, если посмотреть в совокупности, в подчинении у меня около 600 человек. Хотелось проверить свой управленческий потенциал.
Я всегда старался держаться на плаву. Могу заметить, что 15- 20 лет назад жизнь не была такой стремительной и быстро меняющейся, как сейчас. Например, мое радиотехническое образование на сегодня мне дает только общее понимание процессов, но вряд ли смогу применить свои знания в бизнесе. Экономический факультет дал хорошие теоретические знания. Но им требовалось практическое применение.
Это к тому, что важно не останавливаться в образовании. В 2017 году я прошел президентскую программу по подготовке резерва управленческих кадров в ВГУ по направлению «менеджмент». Желание учиться у меня было постоянно. И когда в 2018 году объявили конкурс «Лидеры России», он сразу меня заинтересовал своей идеей. Захотелось проверить себя, на каком уровне нахожусь как управленец.
В первом сезоне остановился на дистанционном этапе. Но это позволило оценить свой тогдашний уровень, возникло желание совершенствоваться. Ко второму сезону подошел более ответственно, но в очный отборочный тур снова не вышел. Это по-хорошему раззадорило. Но в третьем сезоне на время проведения конкурса наложились ответственные командировки, я не прошел дедлайн. Зато начал основательно готовиться к этому сезону. Успешно прошел дистанционный и отборочный региональный этап. Вошел в число 30 финалистов. Нас разделили на три команды, дали задание от администрации области. У каждой команды оно было одинаковым, но прорабатывали мы его по-своему.
В команде нужно было выстроить какую-то иерархию, причем в сжатые сроки. Понять, кто что может, и, используя ресурсы каждого, прийти к правильному, комплексному решению поставленной задачи. По неофициальному рейтингу наша команда оказалась победителем. Это ни на что не влияет, все проходят в следующий этап. Тем не менее когда встречались с губернатором, было приятно услышать от него о нашей победе.
На самом деле не знаю, к чему готовиться дальше. Более опытные участники рассказывали, что надо «прокачиваться» на кейсовых решениях проблем. Москвичи в этом отношении обычно плотно подготовленные, выбиваются из общей массы своим шаблонным поведением. Во время подведения итогов становится видно, что дальше проходят те конкурсанты, которые вели себя как роботы, а нормальные люди вылетают. Организаторы объявили, что видят эту тенденцию, убирают из оценочных показателей соответствующие методики. Будет оцениваться реальный управленческий опыт в решении поставленных задач.
Быть полезным для общества
– Получается, вы – трижды дипломированный специалист в очень разных сферах?
– Можно сказать и так. Правда, техническое образование получил в прошлом году дистанционно, в Новосибирской академии. Одна из сфер нашей деятельности – пожарная безопасность. Был внутренний порыв не просто прочесть об этом, а пройти полноценное обучение.
– Три относительно безуспешные попытки участия, но вы идете на конкурс снова. Не сдаваться – важная черта характера?
– Я бы сказал, что здесь не упорство, а азарт. Не оставляет желание проверить свои силы. Я прошел испытание, понял, на каком уровне нахожусь. Проходит год. Новое участие в конкурсе – отсечка, чтобы понять, остался ли на том же месте или шагнул вперед. Такие достижения, как сегодняшний выход в финал ЦФО показывают, что я не «покрываюсь мхом», а продолжаю развиваться в нужном русле. Своего рода экзамен перед самим собой.
Я разместил фото со встречи с губернатором – мне тут же звонят с предложением выступить перед студентами. Потом ваша просьба об интервью. Интерес ко мне извне говорит, что я все делаю правильно.
– Чем вам запомнился конкурс этого года в сравнении с предыдущими?
– Разумеется, выходом в региональный этап. Я ведь общаюсь в достаточно закрытой среде. Мои коллеги по цеху в основном пенсионеры системы правоохранительных органов. Это суровые, где-то грубоватые люди, со своим стилем общения. В своей команде «Лидеров России» я вижу совершенно других людей. Они общаются интеллигентно, мыслят по-другому. Это разрыв моих шаблонов. Можно сравнить с нахождением в душной комнате. Ты открываешь форточку и понимаешь, что за ее пределами – совершенно другая жизнь. У нас в команде – микробиолог, человек, который занимается производством металлоконструкций, представители ВАСО, «Сибура», управленец из структуры ВГУ.
Последний, кстати, подал мне идею поработать над кандидатской диссертацией. Он говорит, что мои опыт и знания, оформленные в научный труд, непременно кому-то принесут пользу. Зерно в моем сознании посажено, и, скорее всего, в следующем году мы этим займемся.
– В финале всем задаем вопрос о попадании в кадровый резерв, что подразумевает участие в конкурсе. Вы готовы пойти в кардинально другую сферу, например, государственного управления? Или это инструмент саморазвития, но резких перемен не хотите?
– То, что я вам рассказал, подтверждает мою готовность к подобным изменениям. У меня была успешная карьера в милиции. Не говорю о генеральских звездах, но до полковника дослужился бы гарантированно. Тем не менее оставив успешную карьеру, поменял жизнь и ушел в коммерческий сектор. Сейчас у меня группа компаний, мы развиваемся. Не один собственник не скажет, что доволен темпами развития, всегда хочется большего. Но тем не менее. Однако сейчас я пришел к такому жизненному рубежу, когда появилось желание быть полезным для общества. И если возникнет возможность помочь государству на какой-то позиции, точно не буду отказываться категорично и рассмотрю ее.