«Военное лихолетье Донбасса» – так называется новая фотовыставка, которая открылась в воронежском Доме журналистов в понедельник, 10 апреля. Автор работ – легендарный луганский военкор Николай Сидоров, который скончался в 2017 году незадолго до своего 50-летия. В экспозицию вошло 26 кадров из жизни Луганщины в период боевых действий. Ранее эти хроники публиковались только в местных СМИ, на территории России их демонстрируют впервые.
Наталья Трубчанинова
В Воронеже проведение выставки стало возможным благодаря коллеге мастера – писателю и журналисту Андрею Авраменкову, который несколько лет проработал плечом к плечу с Николаем Сидоровым в луганской газете «ХХI век».
– С Николаем мы познакомились в 2016 году. Я писал статьи, он фотографировал, вместе ездили на редакционные задания. Он ушел внезапно после продолжительной болезни, с его уходом журналистика Луганщины понесла невосполнимую утрату. Николай Юрьевич действительно был легендой, еще с 1990-х годов занимался фотографией, делал циклы про донбасских шахтеров. Когда начались боевые действия в 2014 году, он не уехал в благополучное Запорожье, а остался верен родному Луганску и своим землякам. Перенес все тяготы и лишения военного времени, тяжело болел, но до последнего дня оставался в профессиональном строю, не жалуясь на безденежье и плохое самочувствие, – рассказал на открытии выставки Андрей Авраменков.
Наталья Трубчанинова
Профессиональная карьера Николая Сидорова в журналистике началась в газете «Жизнь Луганска», где он проработал более десяти лет. С 2009 до 2014 года работал штатным фотографом футбольного клуба «Заря», после – фотокорреспондентом газет «XXI век» и «Республика». Во многом благодаря таланту Николая Юрьевича фиксировать жизнь за десятые доли секунды мир увидел наиболее драматичные события 2014 года, этапы восстановления и строительства ЛНР в 2014–2017 годах. Он часто выезжал на передовую, чтобы донести до общественности правду о происходящем в Донбассе. Благодаря уникальному фотоархиву мастера удалось создать «Белую книгу» – хронику преступлений вооруженных сил Украины по отношению к мирным жителям Луганщины. Фотограф не успел завершить еще один большой проект, посвященный детям войны в Донбассе.
Наталья Трубчанинова
По воспоминаниям Андрея Авраменкова, журналистика в Луганщине в 2014 году переживала страшные времена. СМИ практически не работали, большинство журналистов уехали из Республики, а оставшиеся по большей части поддерживали проукраинский режим, из-за чего в редакциях постоянно возникали конфликты.
– Было реально опасно работать. С одной стороны, предать могли твои вчерашние коллеги, с другой – даже не выезжая на передовую, можно было в любой момент погибнуть на улице от разорвавшегося снаряда. Твое имя знают в газете, так или иначе ты находишься на виду, и за свой взгляд, позицию, статью можно было схлопотать пулю в лоб. Здесь, в России, по центральным каналам показывали репортажи о том, что происходит у нас в Донбассе. Но сами луганчане порой не знали, что творится в соседнем квартале, – мы жили без света, интернета и какой-либо связи. Газета «XXI век» в то время стала единственным связующим звеном для населения, настоящим боевым листком. Люди стояли в очереди не за хлебом, а за свежим выпуском. Ее главный редактор Юрий Юров проявил мужество, оставшись в городе и аккумулировав вокруг себя журналистов и фотографов. В том числе откликнулся Николай Сидоров. Газету делали буквально на коленке, под еле работающие генераторы. Писали репортажи с передовой, печатали стихи, какие-то художественные произведения. Все работали бесплатно, – поделился он.
Наталья Трубчанинова
Несмотря на огромный талант и признание коллег, Николай Сидоров был скромный, никогда не ставил на первое место заработок и личные интересы. Он страстно любил жизнь во всех ее проявлениях, любил людей и беззаветно был предан своему делу. В его объектив попадали все значимые события, происходившие в ЛНР, – счастливые и трагические, но всегда честные и искренние. Мастер не любил постановочных кадров. Не все его работы печатались в газете из-за чрезмерной жестокости.
– Помню, как в августе 2014 года украинский самолет сбросил несколько бомб на оживленный перекресток в центре города, тогда вся улица была усеяна трупами. Николай Юрьевич первый туда приехал и зафиксировал это. Но фотографии печатать не стали, слишком страшные они получились, – поведал Андрей Авраменков.
Наталья Трубчанинова
В 26 кадрах, которые могут увидеть на выставке воронежцы, также представлена жизнь Донбасса без прикрас: разрушенные здания Центрального рынка и автобусной остановки, зияющий дырами автовокзал, руины от некогда работавшего торгового центра, изрешеченные пулями железные ворота дома, где проживают мирные жители.
Еще один снимок, пробирающий до мурашек, был сделан автором 1 сентября (год неизвестен) в Дебальцево. Ополченцы ДНР и ЛНР освободили город 18 февраля 2015 года, во время отступления украинские силовики подорвали большинство коммуникаций и разрушили 80 процентов зданий, в том числе шесть школ и семь детсадов. В объектив Николая Сидорова попала ученица школы, которая пришла на урок в свой родной класс и сидит за партой в ожидании учителя. На девочке надеты теплая куртка, шапка и шарф, потому что урок будет проходить на улице в прямом смысле слова: в школьном кабинете выбиты все стекла, но, несмотря на это, День знаний состоится.
Наталья Трубчанинова
Выставка доступна в Доме журналистов (площадь Ленина, 14) в будние дни с 10:00 до 18:00 по 30 апреля. Вход свободный, но предварительно следует уточнить время посещения по телефону: 210 05 36.