Жизни героев первой части расследования «Жизнь взаймы» превратились в настоящий ад после того, как они не смогли продолжать выплачивать кредиты. До отчаяния воронежцев довели коллекторы, методы которых при требовании выплаты долгов, мягко говоря, далеки от цивилизованных. Корреспондент РИА «Воронеж» выяснила, как обычные семьи оказываются в долговых ямах и что должникам делать с коллекторами, которые держат их в страхе.
«Мы попали в замкнутый круг»
Ольга Михайлова (фамилия изменена) из поселка под Воронежем, ее муж и дочки оказались из-за кредитного долга в безвыходной ситуации. Денег, чтобы выплатить всю сумму, у семьи нет. Устроиться на работу, имея «черную метку» в кредитной истории, почти невозможно. А после визитов и постоянных звонков коллекторов с разговорами, очень похожими на угрозы, женщине просто страшно и за себя, и за близких.
Красивая интеллигентная Ольга, эффектная женщина с грустными глазами, рассказала корреспонденту РИА «Воронеж», как благополучная некогда семья превратилась в хронических должников.
– В 2005 году мы купили дом и взяли в кредит газовую плиту и телевизор. Нам предложили его оформить в магазине через банк «Русский стандарт». Мы исправно платили его, потом в банке нам предложили взять кредитную карту. Иногда мы ею пользовались, деньги возвращали, – вспоминает Ольга. – В 2012 году мы с мужем одновременно потеряли работу, так как вместе работали на индивидуального предпринимателя. В поселке сразу же устроиться не могли и надолго остались без работы. Потом же, когда варианты появились, нам попросту стали везде отказывать из-за того, что мы внесены в базу должников. Мы попали в настоящий замкнутый круг. Чтобы заплатить долги, нужно устроиться на работу, а, чтобы устроиться на работу, нужно заплатить долги.
К осени 2013 года долг Михайловых вырос почти до 200 тыс. рублей. Именно такую сумму банк взыскал с мужа Ольги по суду. Впрочем, большую часть суммы составили проценты, которые при кредитовании с карты растут в геометрической прогрессии. В дом Михайловых пришли судебные приставы. Но никаких ценных вещей, которым можно было бы пустить с молотка, они у Михайловых не нашли. Пристав-исполнитель даже посочувствовала тому, как они живут, и больше особо не беспокоила.
В «Русском стандарте», откуда Михайловым звонили из службы взыскания, честно предупредили: «Не заплатите, передадим ваши долги, и с вами уже по-другому будут разговаривать». Сотрудники банка свое обещание сдержали. Весной 2014 года в жизни Михайловых появились сотрудники Агентства по сбору долгов (АСД), которому банк, судя по всему, продал долг главы семьи.
– Мужу, на которого оформлен договор, звонили всего несколько раз. Мне же названивали постоянно – видно, чувствовали, что я особенно восприимчива к их словам, сильно нервничаю. Разговор велся обычно на жаргоне про то, что я «попутала», что мой муж будет «кровью харкать», если мы не заплатим долг. Они мне сразу сказали, что сделают мою жизнь невыносимой, и слово свое сдержали, – рассказывает Ольга. – Я почти два года не могла устроиться на постоянную работу. Мне говорили, что я подхожу. Потом служба безопасности пробивала меня по базе, и мне тут же отказывали со словами «сначала заплатите долги». Несколько раз устраивалась работать без документов, но тут могли вообще не заплатить или отдать мало денег. В 2014 году знакомая, зная меня как добросовестного человека, помогла устроиться в школу. Зарплата маленькая, но стабильная – хватало хотя бы на коммунальные услуги и хлеб. Но туда тоже стали звонить коллекторы. И я снова осталась без работы.
Сотрудники АСД звонили не только на рабочие телефоны директора и завучей школы Ольги, но и где-то достали номера мобильных и начали надоедать по ним. Одна из руководительниц отнеслась с пониманием к ситуации и даже рекомендовала не платить таким персонажам вообще. Другая же стала постоянно стыдить Ольгу при коллегах. Мол, та бессовестная, набрала кредитов и не платит. Она же из-за этого вынуждена выслушивать по личному телефону просьбы: повлиять не сотрудницу. Ольга почувствовала, что к ней поменялось отношение, некоторые коллеги даже стали избегать общения. У Михайловых в этой же школе учатся дети, Ольга начала опасаться, что ситуация отразится на них. В мае она была вынуждена написать заявление об увольнении по собственному желанию. Сейчас она снова ищет работу, хотя бы неофициальную – чтобы заработать детям на еду. Муж неофициально подрабатывает частным извозом, заработок непостоянный, его не хватает, чтобы сводить концы с концами.
«Дочь боится, что ее заберут коллекторы»
Настоящая травля семьи Михайловых пришлась на апрель, когда к ним приезжали сотрудники АСД. Что только не пришлось услышать Ольге и ее семье.
– Как тут не боятся, когда два таких «шкафчика» говорят, что у меня дома «может проводку замкнуть», и никакой участковый в три ночи нам не поможет. Папе моему, который сидел с младшей дочкой, сказали: «У вас такая хорошая внучка. Не боитесь, если с ней что-нибудь случится, к примеру, машина собьет?». Меня же предлагали «отправить работать на трассу». Я не знаю, что они еще мужу говорили, он молчит по этому поводу, – говорит Ольга со слезами на глазах. – Моя 9-летняя дочка теперь до ужаса боится «чужих дядь». Она опасается гулять, всегда проверяет, закрыт ли дом, задергивает занавески. Увидев незнакомых мужчин, ребенок прячется в шкафу, боится, что ее заберут коллекторы. У дочки самый настоящий стресс.
Ольга обращалась к участковому полиции в своем поселке по поводу угроз. Но тот, подробно расспросив, что говорили приезжавшие мужчины, что у них было в руках, отказался начинать проверку. Мол, ничего все равно не докажешь. Ведь не убивать пришли, не с пистолетом или другим оружием в руках.
– Получается, что полицейские защитить не могут, они могут вмешаться, когда уже убьют или покалечат? – спрашивает Ольга в пустоту.
Помимо разговоров с намеками на всевозможные несчастья в апреле Михайловым пришло письмо из Агентства по сбору долгов. В нем была указана сумма долга, которая выросла до 300 тыс. рублей с предупреждением о ее увеличении за счет неустойки. Ежедневная неустойка составляет почти 600 рублей, написали коллекторы, чем ввергли Михайловых в абсолютный шок. Ниже в письме – стандартные предупреждения о возможном уголовном преследовании за мошенничество, причинение ущерба путем обмана или злоупотребления доверием и злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности.
На днях, через два месяца коллекторы в беседе по телефону сообщили Михайловым, что их долг достиг уже одного миллиона рублей, и расплачиваться за него придется не только их детям, но и внукам.
Ольга несколько раз записала беседы с коллекторами на телефон. Она стала говорить собеседникам, что ведет запись, и звонки от коллекторов лично ей прекратились. Но они не отстают от родных и знакомых семьи Михайловых.
– Неизвестно, сколько мы в действительности должны, ведь нет фиксированной суммы. Даже если бы у нас были деньги, и мы могли бы заплатить – нет гарантий, что все эти звонки, приезды с требованиями денег закончатся. Судя по тому, как ведут себя коллекторы, я уверена, что нет – скорее, наоборот, – считает Ольга. – И ладно бы только нас трогали, но ведь соседям всем про долги рассказали, нашли телефоны родителей и звонят им, пугают. У свекрови сердце больное, а они ей говорят, чтобы сын продавал машину, на которой ездит, и платил долги. То, что это машины принадлежат службе такси, на которую он работает, они и слушать не хотят.
«Я готов отдавать всю зарплату»
У жительницы Воронежа Екатерины Воротниковой (фамилия изменена) на телефоне стоит звонок, где мужской голос представляется дежурным «следственного управления МВД». Женщина нашла свой способ защиты от АСД. Однако уберечь своего отца от коллекторов она не смогла – после ужасных бесед с ними у пенсионера случился сердечный приступ.
– Вы даже не представляете, как они разговаривают по телефону – то истерическими голосами, то переходят на зловещий шепот, выражаются нецензурной бранью. Угрожают избить, убить отца и мою дочь. У отца спрашивают: «Где твоя дочь?», - чтобы напугать его, говорят не выходить из дома. Они требовали, чтобы он взял кредит и погасил мой долг. На что он готов был пойти, если бы кредиты давали пенсионерам. В итоге довели его до «скорой помощи», – рассказывает Екатерина, которая работает в детсаду. – Еще двое мужчин приезжали ко мне на работу с бумагой, где был указан мой долг. Хорошо, что заведующая за меня заступилась, дала понять, что она на моей стороне и выставила их, пригрозив полицией.
Екатерина исправно платила свой кредит несколько лет. Когда у женщины возникли финансовые трудности, она не смогла делать ежемесячные платежи два месяца. За этот срок небольшая сумма в 20 с лишним тысяч, по словам Екатерины, выросла почти в два раза. Она предложила банку доказать правомерность их процентов и неустоек в суде. Вскоре после разговора с сотрудниками «Русского стандарта» ее долг передали АСД. Как теперь быть с долгом, который она готова выплачивать, но не с такими неустойками, Екатерина не знает.
Коллекторы из АСД не на шутку напугали жителя Воронежской области Алексея Сотникова (фамилия изменена). Они приехали домой к мужчине из Воронежа в поселок отдаленного района и стали говорить такие вещи, что Алексей еще долго не мог отойти от шока. Говорили, что нашли его жене «работу на трассе». Еще спрашивали – не жаль ли ему маленькую дочку, которую «по дороге в школу может сбить машина». И традиционно предупредили, что дом Алексея может сгореть из-за замкнувшей проводки.
– Я сразу им сказал, делайте со мной, что хотите, только не трогайте семью. Я не отказывался платить кредит, объяснил им по телефону, что мы с женой вместе работали в селе у «частника» и нас одновременно сократили. Платить кредит оказалось нечем, – рассказывает Алексей. – Я устроился на новую работу и обещал сразу после зарплаты сделать платеж. Но они не хотели меня слушать, требовали, чтобы я отдал всю сумму – 55 тыс. рублей в течение трех дней. Звонят моей маме, теще. Я готов отдавать всю зарплату в счет погашения долга, когда начну ее получать, только бы перестали угрожать моей семье.
«Не прячьтесь от банка»
Можно только предполагать, сколько еще жителей Воронежской области, кроме Ольги, Екатерины и Алексея, оказались в долгах перед АСД. О трех людях РИА «Воронеж» стало известно после их обращений за помощью на портал «Сердитый гражданин». Туда же писала напуганная жительница города под Воронежем Лилия, которой коллекторы оставили на двери квартиры слово «должник», а рядом нарисовали крест и могильный холмик. На том же ресурсе возмущалась Ирина, утверждающая, что никогда не брала кредита в «Русском стандарте», но коллекторы с угрозами требуют погасить несуществующий долг. Всё это истории обычных людей в отчаянии, в тупике, живущих в постоянном страхе. К слову, почти во всех жалобах из Воронежской области фигурирует «Русский стандарт» и Агентство по взысканию долгов.
По официальным данным за 2013 год, россияне должны банкам более 10 трлн рублей, примерно по 60 тыс. рублей на каждого жителя страны. Коллекторам граждане задолжали 168 млрд рублей.
По статистике портала «Сердитый гражданин», сейчас на ресурсе произошел всплеск по жалобам на коллекторов. За весенние месяцы в 2014 году количество поступивших претензий на деятельность коллекторских агентств на 63% превысило количество жалоб за осень 2013 года. Эта проблема беспокоит людей больше, чем неисправные лифты, текущие крыши, мошенничество в интернет-магазинах, равнодушные чиновники или долгое ожидание транспорта.
Две основные проблемы – угрозы и хамство со стороны коллекторов по отношению к должникам и их родственникам и звонки людям, данные которых попали в базы коллекторских агентств по ошибке.
– Если наступил очередной срок платежа по кредиту, а денег нет, ни в коем случае не поддавайтесь панике, не прячьтесь от банка. Вам могут на усмотрение банка предоставить отсрочку по оплате основного долга, если в прошлом не возникало проблем с погашением кредита. Причину придется подтвердить документально. Например, справкой, в которой сообщается о сокращении сотрудника или в которой обозначен медицинский диагноз. Если заемщик оказался недобросовестным и полностью игнорирует обращения банка, то, скорее всего, его долг попадет коллекторским агентствам.
Многие клиенты не догадываются, что в кредитных договорах банки обычно предусматривают свое право переуступать долги. Поэтому в том, что обязательства покупают коллекторы, нет ничего противозаконного. Другой разговор, какие методы они используют. Так, например, их угрозы об уголовном преследовании неплательщиков не имеют под собой вообще никаких оснований. Также коллекторы не имеют права использовать приемы острого психологического давления, а тем более предъявлять претензии родственникам должника, которые не имеют к долгам никакого отношения.
– Друзья и близкие не являются участниками ваших кредитных отношений с банком. Поэтому общение с ними можно расценивать как вмешательство в личную жизнь граждан. При этом обязательно нужно собирать доказательства. Советуем записывать телефонные разговоры, сохранять SMS-ки с угрозами, а также переписку с банком, – пояснил Олег Худяков.
Эксперты советуют заявлять об угрозах коллекторов в полицию, прокуратуру и Роспотребнадзор. Они просят не боятся неприятных визитеров и собеседников. Самое плохое, что коллекторы могут в действительности сделать, – обратиться в суд и прийти с приставами, уверен генеральный директор Центра развития коллекторства, Дмитрий Жданухин.
Вот несколько рекомендаций от Дмитрия Жданухина и портала «Сердитый гражданин»:
1. Узнать название агентства, и входит ли оно в какое-либо объединение. К примеру, Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств.
2. В ответ на применение незаконных методов стоит подготовить жалобу, указав сразу несколько адресатов: руководителя агентства, банк, в другие компании, от которых фирма может зависеть. В ней следует кратко и грамотно описать свою ситуацию, подчеркивая незаконные действия. На основе жалобы уже общаться с сотрудниками, которые звонят или приходят. Если найдете информацию в интернете, пробуйте дозвониться до руководителя агентства. Если не помогает, на электронный адрес агентства направляйте проект вашей жалобы с отметкой, что дальше она пойдет всем адресатам.
3. Если вы ставите цель: отбиться от претензий коллекторов, она правильная, но не первостепенная. В первую очередь следует думать, как выплатить долги. И, может быть, эти коллекторы, если их урезонить, напротив, смогут помочь. И помните – долг никуда не денется.
Читайте в следующих частях проекта «Жизнь взаймы», почему банки вынуждены избавляться от долгов клиентов, а также о методах работы разных коллекторских агентств. Про угрозы в адрес должников и их родственников, про то, как коллекторы находят неплательщиков через соцсети или как ради возврата долга готовы даже устроить должника на работу.