, Воронеж
  • 9048

«Ждала худшего». Насколько доступен воронежский транспорт для инвалидов-колясочников

Ситуация выправляется, но водителям еще есть чему поучиться
«Ждала худшего». Насколько доступен воронежский транспорт для инвалидов-колясочников «Ждала худшего». Насколько доступен воронежский транспорт для инвалидов-колясочников
РИА Воронеж Текст — , фото — Виталий Грасс

Программа развития городского транспорта предполагает его доступность и для людей с ограниченными возможностями здоровья. Новые автобусы, которые появились на воронежских улицах, приспособлены для пассажиров с ОВЗ, но человек на инвалидной коляске в общественном транспорте – по-прежнему редкость. В том, почему так, решили разобраться сотрудники администрации Воронежа и представители общества инвалидов. Совместный рейд прошел в пятницу, 23 апреля. Его участники выяснили, как водители автобусов, оборудованных пандусами, реагируют на инвалидов-колясочников.

Отважный человек

Подобные рейды проводятся в Воронеже уже лет десять. Инициировали их сами люди с ОВЗ, потому что, как известно, лучше один раз увидеть, чем сто – услышать. Почему автобусы, приспособленные для перевозки колясочников, в городе появились, а сами колясочники там – нет, легче объяснить наглядно.

Доступность городской среды тестирует инвалид I группы Ольга Тимофеева. С момента ДТП, после которого она оказалась в инвалидном кресле, прошло 15 лет. За это время женщина снова научилась сидеть и писать, окончила экономический вуз, получила водительские права, прошла по конкурсу в молодежный совет при мэрии Воронежа, выиграла грант на создание пляжа для инвалидов, стала лауреатом премии общественно-государственного признания «Добронежец» и во второй раз стала матерью.

Из всего этого понятно: Ольга – отважный человек. Но даже для нее подобный эксперимент – испытание.

– Я практически никогда не езжу в общественном транспорте. Лишь в крайнем случае и при условии, что меня сопровождают. Я знаю, что это экстрим, потому что доступность общественного транспорта для инвалида – это пока только мечты, – считает Ольга Тимофеева.

«Будто котенка вышвырнул»

Первое место дислокации – левый берег, район Отрожки, остановка «Завод им. Тельмана». Здесь курсируют автобусы большой вместимости – №16В, 90, 52, 41. Они приспособлены для транспортировки инвалидов.

В середине дня Ольгу выкатили на остановку. За дальнейшими событиями участники рейда, включая заместителя руководителя управления транспорта Максима Захарова, наблюдали со стороны.

Чтобы посадить в автобус инвалида, водитель должен правильно припарковаться, выйти из кабины, откинуть пандус и помочь человеку заехать. На это уходит несколько минут. А время, как известно, деньги. Поэтому часто водители предпочитают «не видеть» колясочника, захлопывают двери перед его носом.

– Лет пять назад мы с Олей стояли на остановке у политеха. За 40 минут ни в один автобус попасть нам так и не удалось. Завидев колясочника, водители шарахались от нас, как черт от ладана. Тогда ходили еще «народные» маршруты, и это был единственный автобус, который остановился, – вспомнила председатель городского общества инвалидов Татьяна Беляева.

Но очередной эксперимент показал, что время все же изменилось. Первый же водитель автобуса Ольгу «увидел». Автобус №14В подъехал всего через несколько минут ожидания. Взмыленный водитель с видимой досадой вышел из-за руля, ожесточенно откинул пандус и вкатил женщину в салон. Но сделал это так, что на глазах Ольги выступили слезы. Назад он «эвакуировал» ее под углом 45 градусов, лицом вперед. И если бы она не затормозила ногой (которая у нее, слава богу, действует), то могла бы и упасть.

– Будто котенка вышвырнул, – всхлипнула Ольга.

– У меня полный автобус людей, а вы тут без сопровождения, – раздраженно кинул он ей на прощание.

Женщине пришлось несколько минут приходить в себя, чтобы решиться продолжить эксперимент. Но вот она снова поднимает руку перед очередным автобусом с соответствующей наклейкой.

Слишком хорошо?

На этот раз повезло. Водитель 52-го маршрута был терпелив и бережен. Металлическая панель у средней двери исправно откидывалась, и по этому трапу он аккуратно вкатил Ольгу в салон.

– Хоть колесо и соскочило, водитель меня удержал и больно не сделал, – улыбнулась она.
– Инвалиды у нас редкие гости. Бывает, на «Школе» садится один, выходит на «Стольнике», и то крайне редко, – признался водитель маршрутки Виктор Шиманаев.

Пока ждали очередного автобуса, Ольга сделала крюк, чтобы посмотреть, можно ли инвалиду доехать до остановки без посторонней помощи. Максим Захаров с усилием толкал коляску, помогая Ольге перемещаться. Если бы не он, коляска бы там явно застряла.

– Сейчас она легкая, домашняя, толкать ее легко. А если бы с аккумулятором, то вместе со мной потянула бы килограммов на 130. Чтобы поднять и спустить коляску с такого бордюра, нужно было бы не меньше двух здоровенных мужиков, – заметила Ольга Тимофеева.

Следующий автобус со значком «Ивалид» тоже не проехал мимо. Водитель исполнил все как по нотам. Ольга с улыбкой подняла вверх большой палец:

– Вообще молодец! И закатил аккуратно, и скатил спиной, и поставил в нужное место. Респект!

– Инвалидов перевожу крайне редко. Бывает, что на электрических колясках едут, обязательно с сопровождением. Помимо того что это моя обязанность, мне таких людей жалко, поэтому помогаю, – рассказал водитель маршрута №14В Александр Ефимов.

Всего через пару минут один за другим остановились 49-й и 64-й автобусы. Их водители сдали назад, припарковались точно рядом с Ольгой, откинули пандус и не проявили ни малейшего раздражения.

Это выглядело идеально, и некоторые заподозрили, что, благодаря хорошей коммуникации водителей, рейд рассекречен. Решено было поменять место дислокации.

«Еще не адаптировались»

Остановка «Студгородок ВГТУ». Здесь пришлось немного подождать, чтобы махнуть рукой автобусу со значком инвалида-колясочника. Половина автобусов №80 оборудована пандусами, а другая – нет. Водители маршруток в основном останавливались перед Ольгой и делали что необходимо. Из шести нужных маршрутов проигнорировали инвалида только два – 64-й и 90-й. Один захлопнул перед ней двери, а другой просто не остановился, проскочив в дальнем ряду.

– Мы все это запротоколировали, и меры будут приняты. Есть фото этих автобусов. Водителей оштрафуют на тысячу рублей, – сообщил журналисту РИА «Воронеж» Максим Захаров.

Большинство водителей порывались выкатывать коляску передом, а нужно наоборот.

– Мы проведем с водителями инструктаж, как транспортировать инвалидов, и расскажем обо всех нюансах его перемещения, – пообещал заместитель руководителя управления транспорта.

По его словам, еще три года назад городской транспорт был приспособлен для перевозки маломобильных граждан всего процентов на девять. Сейчас автопарк существенно обновился, таких автобусов стало порядка 30%. При этом количество жалоб от инвалидов, что автобус проехал мимо и не остановился, увеличилось.

– Дело в том, что водители еще не адаптировались к новым автобусам. Для этого и нужен сегодняшний рейд – чтобы понять, что не так, и начать действовать.

– То, что Воронеж купил специализированные автобусы, не значит, что инвалиды теперь счастливы и могут спокойно ездить по городу. Сегодняшний рейд выявил недочеты и показал, в каком направлении работать, – считает Татьяна Беляева.

– Я, честно говоря, от сегодняшнего рейда ждала худшего, – призналась Ольга. – Возможно, нам повезло, а может быть, ситуация и в самом деле меняется к лучшему... Четвертый год сама вожу машину и стараюсь к услугам общественного транспорта не прибегать. На мой взгляд, это слишком большое испытание: никогда не знаешь, как поведут себя водитель и люди вокруг. Хотя бороться за то, чтобы у человека в инвалидном кресле тоже была возможность передвигаться на общественном транспорте, несомненно, нужно. Сегодняшний рейд – наш вклад в это.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: