Новый Генеральный план Воронежа, по которому город будет жить до 2041 года, примут до конца 2020-го. Предполагается, что документ утвердят не позднее 30 ноября. Разработчики из Института Генплана Москвы и воронежские чиновники в очередной раз дали разъяснения по проекту на брифинге в Доме журналистов во вторник, 8 сентября.
Что представляет собой документ
Генплан определяет функциональное назначение зон в городе. То есть речь идет не о благоустройстве конкретных территорий, как думают многие горожане.
– Мы сформировали проблематику города. Это несвязность территорий, перенаселенность северных районов, рыхлость центральной части, удаленность южных территорий. Есть вопросы по инфраструктуре. Не хватает детских садов, школ, бассейнов. Все это мы попытались решить в документе, – пояснил руководитель архитектурно-планировочного объединения территориального развития Института Генплана Москвы Александр Котенков.
Застройка
В презентации генплана, которую представили разработчики, говорится, что через 20 лет население Воронежа достигнет 1,4 млн человек. К этом сроку планируют построить 47,6 млн кв. м жилья в многоквартирных домах, плюс 14,5 млн кв. м индивидуальной застройки.
Руководитель управления главного архитектора мэрии Людмила Подшивалова заверила, что развивать в первую очередь планируют именно застроенные территории. Это площадки бывших промзон, а также ветхой застройки – послевоенных двухэтажек. Чиновница несколько раз сделала акцент на том, что генплан идет по пути именно «компактного города». Она заверила, что за застройщиками не зарезервировали 500 га земли на окраине, о чем сообщали СМИ.
– Единственный микрорайон, который зарезервирован под застройку, – участок на улице Изыскателей, – заявила она. – Для застройки нас больше интересуют территории бывших промышленных зон, например, экскаваторного завода. Это практически центральная часть города.
Однако Александр Котенков отметил, что и интересы застройщиков в генеральном плане должны быть соблюдены, необходимо считаться с национальными проектами.
– В ближайшие семь лет в Воронеже должно реализоваться около 10 млн кв. м застройки. Это не совсем комфортное условие для нас, но есть обязательства, – заверил московский архитектор. – Любой жилищный объект тянет за собой необходимость создания социальной и инженерной инфраструктуры. Кроме того, надо понимать, что строительная отрасль – это и рабочие места.
Социальная застройка
Кварталы сформируют так, чтобы деловая застройка сочеталась с жилищной, а объекты социальной инфраструктуры и скверы были в шаговой доступности. Так уменьшатся перемещения жителей из окраин в центр, так как все необходимое, в том числе рабочие места, будут рядом с их домами.
При этом в Воронеже остро стоит проблема с нехваткой объектов социальной инфраструктуры. Предполагается, что общая площадь детских садов увеличится в два раза, по итогам реализации она составит более 77 тыс. кв. м. Метраж по школам также планируют нарастить вдвое – с 78 тыс. кв. м до 165. Особенно городу не хватает бассейнов. Планируют возвести около 33 тыс. кв. м. Сейчас на территории Воронежа всего 5 тыс.
– Генплан – стратегический документ, который позволяет администрации участвовать в государственных программах, получать федеральное финансирование на социальные объекты. Анализ, сделанный в генплане, позволит нам обосновать необходимость получения средств, – добавила Людмила Подшивалова.
Транспорт
В проекте генплана обозначена транспортная схема развития города. Предполагается строительство восточного и западного дублеров Московского проспекта, продление Олимпийского бульвара, полукольцо в обход центра, большое кольцо с обустройством транспортных развязок и двумя мостовыми переходами, строительство моста под движение легкорельсового транспорта вдоль Вогрэсовского моста, путепровода на пересечении Московского проспекта и проспекта Труда.
Проложат более 150 км сетей легкорельсового транспорта. К этому вопросу подойдут после того, как реализуют проекты по строительству развязок, дублеров и реконструкции дорог.
– Все дороги будут приведены к определенной классификации. Пробки исчезают, когда дорога соответствует своему профилю, – пояснил Александр Котенков. – Предполагается велосипедная маршрутная сеть, выделенные полосы движения для общественного транспорта. Заложили возможность интеграции электрички в систему городского общественного транспорта. По городу станет комфортно передвигаться.
Зеленые зоны
В социальных сетях воронежцы опасались, что по новому генеральному плану сократятся площади ряда зеленых территорий. В частности, речь идет о Ботаническом саде и Северном лесе. Кроме того, изначально на интерактивной карте, которую представили генпланисты, была ошибка – часть леса отнесли к территории рекреации. Ошибку исправили. Разработчики заверили, что площадь этих зеленых участков измениться не может. Это особо охраняемые природные территории, границы которых менять запрещено.
– В генплане учтены все основные зеленые насаждения, которые обладают соответствующим статусом. Их площади сокращаться не будут. Судьба конкретных сквериков, у которых такого статуса нет, решится уже на стадии планировки территории, – пояснил Котенков.
Как рассказала начальник сектора градостроительного проектирования территорий зеленого фонда Института Генплана Москвы Татьяна Левина, к 2026 году в городе в целом будет 17 кв. м зеленых насаждений на одного человека. Сейчас – около 9 кв. м, при норме в 16.
– Мы закладываем почти 2,5 тыс. га новых рекреационных территорий. Из них 1,5 тыс.– в первую очередь реализации. В том числе предполагается реабилитация рек, – пояснила она.
При этом территорию Яблоневых садов (у ЖК «Московский квартал») планируют отдать под общественно-деловую застройку. По словам Подшиваловой, если там и будет построено жилье, то на площади менее 50%.