Передвижной историко-художественный иммерсивный музей «Поезд Победы» прибыл в Воронеж в понедельник, 24 января. В нашем городе он пробудет четыре дня и после отправится в Ростов-на-Дону. Вход в поезд бесплатный, но по предварительной записи на сайте проекта поездпобеды.рф. Это сделано для удобства посетителей. В вагонах достаточно узко, и чтобы не было столпотворения, ввели систему регистрации по времени. Посетителей объединяют в группу по десять человек, вход каждой группы через каждые 5 минут с 10:00 до 19:00. Экскурсия по вагонам «Поезда Победы» длится около часа.
При входе каждый посетитель получает аудиогид. Экскурсия проходит от первого лица, в наушниках людям рассказывает про поезда девушка Лидия, которая в годы войны работала машинистом поезда. Она делится своими воспоминаниями о довоенной весне 1941 года, ужасах войны, победном мае 1945 года. В итоге у посетителей создается ощущение, что они едут в военном поезде, а за окнами вагонов идут бои. Прототипом главной героини стала Елена Чухнюк – машинист паровозной колонны, возившей в период Великой Отечественной войны воинские эшелоны с оружием и боеприпасами к линии фронта.
В «Поезде Победы» восемь вагонов, в каждом своя тематика, а главные герои – манекены, изображающие солдат, врачей, ученых и мирных жителей, на долю которых выпали военные годы. Лица людей, их жесты, оригинальные предметы периода Великой Отечественной войны, движущиеся видео за окном, звуки, а также проникновенный голос Лидии, передающий всю боль и страх того времени, дают возможность увидеть войну глазами участников тех событий. А музыка, написанная специально для каждой зоны музея, и саунд-дизайн дополняют сюжет и погружают зрителей в атмосферу определенной исторической мизансцены.
Подробнее о том, как устроена экспозиция в вагонах «Поезда Победы», узнали журналисты РИА «Воронеж».
Нулевой вагон
Это входная зона, отправная точка путешествия по «Поезду Победы», где посетитель получает аудиогид, узнает о количестве и тематике вагонов и с помощью видеоролика знакомится с историей создания и авторами проекта. Помощником выступает центральный объект вагона – голографический инструктор, его роль исполняет актер Дмитрий Харатьян.
Вагон № 1
Действие здесь происходит накануне 22 июня 1941 года. Пассажиры радуются лету, обсуждают свои дела, за окном мирная жизнь, не предвещающая беды. В вагоне едут самые разные люди: инженеры, летчики, пионеры. Каждый из них мог стать цветом нации, заложить основы будущего благополучия нашей страны – но этому не суждено было сбыться. В первом купе на верхней полке молодой парень держит книгу Аркадия Гайдара.
Образ пожилой женщины с рукоделием в руках отсылает нас к многонациональному составу Советского Союза. А группа девушек-велосипедисток, которые возвращаются с соревнований, отражает популярность и массовость спорта в предвоенные годы в СССР. В конце вагона сидит дедушка с внуком-подростком, который держит удочку. Мирное время отсчитывает последние часы...
Вагон № 2
Начало войны. Она пришла в каждую семью. Совсем юные мальчишки едут на фронт защищать Родину. В начале вагона плачет женщина, в ней воплощен образ всех солдатских матерей. В ее слезах предчувствие того, какие испытания предстоит пройти всем и сколько горя принесет война.
В лицах молодых людей, отправляющихся на фронт, страх неизвестности и надвигающейся беды. Командир показывает группе юных красноармейцев, как заполнять бланк. Бойцы сидят на лавках, слушают, кто-то пишет. Молодым ребятам, совсем еще детям, приходится заполнять документ на случай своей гибели. Медальон выдавался каждому зачисленному на военную службу. Внутрь вкладывалась записка с указанием основных данных бойца – для его опознания в случае гибели.
Вагон № 3
На входе предупреждающая табличка: «Экспозиция вагона «Концлагерь» доступна аудитории 12+, поскольку содержит сцены жестокости, физического и психического насилия, преступления против человечности».
Здесь посетителям «Поезда Победы» напоминают об одном из самых страшных преступлений Третьего рейха – концентрационных лагерях, местах массового заточения и уничтожения людей. Бесчеловечные эксперименты, пытки, голод, расстрелы, газовые камеры – то, через что пришлось пройти узникам нацистских лагерей.
В начале вагона два фашиста пытают советского офицера, взятого в плен в Брестской крепости. Связанный воин с кровью на лице, но не сломленный – символ стойкости и непоколебимости. По левой стороне вагона в первом окне – гора обуви, снятой с погибших людей, – страшный символ концлагерей.
Показана переброска заключенных из одного концлагеря в другой. Изможденные люди на нарах с ужасом ждут прибытия поезда туда, где проведут, возможно, последние месяцы или даже недели своей жизни. В конце вагона фигуры трех стоящих из последних сил и поддерживающих друг друга заключенных – символ помощи и единства во время всеобщего горя.
Вагон № 4
Здесь показана работа врачей в период войны. Демонстрация тяжелой, но очень важной работы медиков, их великого подвига – главная задача этой тематической зоны. А еще – трагедия молодых солдат, столкнувшихся с ужасами войны в самом начале жизненного пути: многие из них на всю жизнь остались инвалидами – слепыми, глухими, без рук и ног.
В этом же вагоне отображен гигантский прорыв в науке, случившийся в СССР во время Великой Отечественной войны: техника, оружие, средства связи, медицина и многое другое, что помогло Красной армии вести равный и даже превосходящий противника по силам бой. Например, воссоздана походно-полевая лаборатория микробиолога Зинаиды Ермольевой, которая разработала советский антибиотик и лекарство от холеры.
Вагон № 5
Все про баню. Банно-прачечные дезинфекционные поезда в годы войны были одним из средств соблюдения чистоты и гигиены. Гигиена – основа здоровья, ведь болезни значительно ослабляли армию. В вагонах таких поездов находились душевые кабины, сушилки, дезинфекционные камеры. Зачастую это было единственной возможностью для солдат помыться в периоды долгих походов.
В окнах вагона – разрушенный город на Волге, освобождение которого стало переломным моментом в войне, хроника конвоирования пленных немецких солдат.
Вагон № 6
Это штабной вагон.
Рассказ о великой Победе был бы неполным без истории о том, как в военных штабах рождались планы важнейших битв и сражений, во многом предопределивших исход войны. Героем инсталляции стал самый простой в быту и любимый солдатами маршал Рокоссовский, получивший маршальскую звезду, а потом и звание Героя Советского Союза за наступательную операцию «Багратион».
Посетители видят рабочее место штаба 1-го Белорусского фронта в период подготовки этой операции. Она ознаменовала выход Красной армии к границам СССР и прямую дорогу к сердцу Третьего рейха – Берлину. Показан момент обсуждения у карты: генерал штаба Рокоссовского изучает и примеряет «мокроступы» – самодельные приспособления, надевающиеся на ноги для преодоления болотистой местности.
Вагон № 7
Победа! Здесь воссоздан сидячий вагон, повторяющий интерьер второго вагона поезда, только на календаре уже май 1945-го. 1418 дней войны позади. В последнем вагоне зритель оказывается на стыке двух настроений – ликования и горечи потерь. Сначала мы видим всех тех, кто празднует Победу и окончание войны. В вагоне авторы разместили скульптуры, прототипами которых являются известные люди, не дожившие до чудесной весны 1945 года. Это важное напоминание о том, что без их вклада не было бы и Победы, именно поэтому очень символично то, что они словно сопровождают тех, кто держит путь домой.
В середине вагона компания фронтовиков фотографируется на память, перед группой солдат и офицеров фотограф с камерой в руках, готовый сделать снимок. Один из персонажей, позирующих для снимка , – тот, что стоит с поднятой рукой, – полностью воссоздан с фото 1945 года. На его груди несколько медалей и Георгиевский крест.
Недалеко от супружеской пары сидит фронтовой художник, у него в руках книга, в которой он создает зарисовки. Его прототипом стал Борис Неменский, во время войны он писал этюды в Берлине. В конце вагона несколько солдат, проводивших в последний путь погибшего товарища, – молчание, печальные лица на контрасте с царящей вокруг атмосферой победы и праздника, в скорбном жесте сняты головные уборы. В последнем окне вагона видно дорогу к деревенскому дому, у которого стоят женщины. Они всматриваются вдаль – ждут своих фронтовиков.
Перед выходом из поезда посетители попадают в тематическую зону, которая выглядит как современная электричка, только на скамейках нет ни одной скульптуры. Замысел раскрывается, когда посетитель садится на одно из мест. В отражении окон он видит тех, кто пожертвовал своей жизнью ради будущих поколений. Поезд – это метафора всей жизни человека. Каждому из нас, глядя в глаза тех, кто защищал нашу Родину, стоит задуматься над тем, для чего и как мы живем, достойно ли распорядились данной нам жизнью.
«Поезд Победы» – первая в мире иммерсивная, то есть обеспечивающая максимальный эффект присутствия, инсталляция, размещенная в движущемся поезде. Экспозиция была создана в 2020 году в рамках года Памяти и Славы. В экспозиции задействованы более 50 видеопроекторов, 18 видеостен, около 140 различных мультимедийных поверхностей. Они помогают воссоздать воздушные бои и массированные танковые атаки.