Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин и главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов встретились со студентами Воронежского государственного университета в пятницу, 8 сентября. Встреча прошла в главном корпусе ВГУ в рамках IV Всероссийского медиафорума «Траектория смысла: региональные СМИ на пути к эффективности и конкурентоспособности». В ней также приняли участие ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий и руководитель департамента связи и массовых коммуникаций Воронежской области Илья Сахаров.
Во время встречи ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий задал Алексею Волину вопрос о критериях эффективности СМИ.
– Как средство массовой информации может быть эффективным или неэффективным? – спросил Дмитрий Ендовицкий.
– Очень просто. Оно может быть экономически эффективным или неэффективным. Если средство массовой информации себя не прокармливает, оно неэффективно. СМИ – это не более чем бизнес. Главная задача медиафорумов, которые мы проводим уже четыре года подряд, заключается в том, чтобы объяснить людям: какая бы важная миссия не стояла перед СМИ, если средство массовой информации не в состоянии себя прокормить, то оно не нужно, – ответил Алексей Волин.
Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» с Алексеем Волиным не согласился:
– Безусловно, доходность является одним из важных показателей эффективности СМИ, но, во-первых, он не является единственным. А во-вторых, СМИ может не быть доходным, но может быть очень эффективным.
В пример Алексей Венедиктов привел немецко-французский телеканал Arte, который освещает события в сфере культуры. Телеканал содержится на деньги двух государств – Германии и Франции.
– Грубо говоря, это аналог канала «Культура», который смотрят все люди, принимающие решения. Это канал влияния. И мы видим, что культурная политика Европы определяется редакцией телевизионного канала, хотя существует на дотации, – рассказал Алексей Венедиктов.
По словам главного редактора «Эха Москвы», понятие эффективности СМИ гораздо шире, чем понятие дохода.
– Если вы ставите себе целью просто заработать деньги, лучше идти в нефть. В газ уже не стоит – поверьте мне как мелкому «газпромовскому» менеджеру. Медиа – не то средство, которое приносит богатство. Оно приносит славу, «звездную болезнь», влияние. Есть медиа, которые влияют на решения государства, политиков, людей, и в этом их эффективность, хотя сами они на этом не зарабатывают. Тем более, рынок сейчас совершенно размыт. Рекламные деньги начинают перемещаться с радио и телевидения в интернет, – отметил Алексей Венедиктов.
По словам Венедиктова, эффективность – это то, какую задачу ставит медиаменеджер перед своим СМИ.
– Если вы ее достигли, значит, вы эффективны. Если не достигли, значит, вы не эффективны, – сказал Венедиктов.