Зам главврача Воронежского психдиспансера: «Наполеоном быть не модно»

, Воронеж, текст — , фото — Виталий Грасс
  • 20644
Зам главврача Воронежского психдиспансера: «Наполеоном быть не модно» Зам главврача Воронежского психдиспансера: «Наполеоном быть не модно»
Денис Шаповалов рассказал, как определяет, болен человек или просто эксцентричен.

Всемирный день психического здоровья отмечается в среду, 10 октября. Какими расстройствами чаще всего страдают воронежцы, существует ли осеннее обострение и как экономический кризис и мода влияют на психическое здоровье, рассказал заместитель главного врача Воронежского областного клинического психоневрологического диспансера Денис Шаповалов.

– Денис Леонидович, как психиатры определяют, болен ли человек?

– Знаете пословицу о том, что у двух евреев всегда три мнения? Так вот, в вопросе о том, что есть норма, а что патология, у двух психиатров тоже обычно три мнения. Иногда три с половиной. Я считаю, что определять психическую норму проще всего, исходя из идей непопулярного нынче Карла Маркса. Он говорил, что болезнь есть стесненная в своей свободе жизнь. К заболеваниям психики это относится, как ни к каким другим.

При постановке диагноза все психиатры ориентируются на некий набор способов поведения, который принят в данном обществе в данный момент времени. То, что выходит за рамки этих поведенческих наборов, вызывает вопросы, однако само по себе еще не говорит о патологии. Задача врача – оценить, мешают или не мешают эти нестандартные проявления свободе человека и его социальной адаптации.

В понятие «социальная адаптация» входит и способность жить в мире с другими людьми, не причиняя им вреда. Так что, к примеру, чрезмерно агрессивное поведение мы тоже можем отнести к признакам психического расстройства. Затем доктор смотрит, присутствуют ли определенные, уже известные из опыта клинической психиатрии симптомы какого-то заболевания. К примеру, это могут быть нарушения памяти, бред, галлюцинации, нарушения настроения или эмоциональной сферы.

Если нестандартное поведение человека не мешает жить ни ему, ни окружающим и отсутствуют симптомы, прямо указывающие на конкретное психическое расстройство, такой человек будет расценен как здоровый, просто эксцентричный.

P9110655.JPG

– Какими психическими заболеваниями чаще всего страдают воронежцы?

– В психиатрии существуют два понятия: учтенная заболеваемость и фактическая. Они сильно отличаются. Учтенная заболеваемость – официальная медицинская статистика, составленная на основании данных психиатрических клиник. Она отражает, сколько людей, с какими диагнозами получили лечение у психиатра. Однако в официальную статистику попадают по большей части тяжелые заболевания, которые уже нельзя не лечить.

Согласно статистике учтенной заболеваемости, каждый 27-й житель области страдает тем или иным психическим расстройством. Примерно треть из них – люди с тяжелыми патологиями. Более 50% от этого числа составляет шизофрения. На второе место сейчас активно выходит деменция (старческое слабоумие), и, по прогнозам, скоро эти показатели сравняются.
Денис Шаповалов

заместитель главного врача Воронежского областного клинического психоневрологического диспансера

Другие тяжелые психические расстройства составляют меньший процент. Это бредовые расстройства, различные нарушения, вызванные эпилепсией, умственная отсталость. Примерно 70% – менее тяжелые расстройства (к примеру, депрессии или болезненные изменения характера). Их проявления не так сильно мешают человеку. Люди с такими заболеваниями могут учиться, работать и создавать семью. Часто они даже не требуют регулярных врачебных осмотров.

Что касается реальной заболеваемости, то мы, к сожалению, не можем дать статистику по региону. Она выявляется на основе массового обследования каких-то больших групп населения, к примеру всех пациентов обычной поликлиники. Чаще всего их проводят в крупных городах страны – Москве и Санкт-Петербурге. Но Воронежская область по демографическим показателям к этим городам достаточно близка, и данные можно перенести и на нас.

Картина получается такая: на первом месте стоят легкие депрессивные и тревожно-депрессивные состояния. По разным оценкам, ими страдают 5-20% популяции. На втором месте – начальные проявления снижения памяти у людей после 55 лет. Это еще не деменция, но первые звоночки в этом направлении. Среди населения старше 65 лет таких людей примерно 25%.

Деменция – ухудшение памяти и мышления у пожилых людей. Своевременное лечение поможет снять бред и галлюцинации, официально констатировать болезнь и ограничить человека в правах, а также наладить процессы ухода. Страдающий деменцией человек не может назвать год или месяц, в котором живет, забывает какие-то факты биографии. В тяжелых случаях возникает «сдвиг в прошлое». Например, 80-летняя пенсионерка считает, что ей 25 лет. Больной не узнает близких, утрачивает простые навыки: последовательное надевание предметов одежды, умывание, бритье. Человек убежден, что у него воруют вещи, его травят. Если вы заметили первые признаки изменений у себя или своих родственников, срочно начинайте профилактические мероприятия: изучайте что-то радикально новое (к примеру, человек умственного труда должен освоить столярное дело) и поддерживайте физическую активность: пешие прогулки, туризм.

На третьем месте – расстройство личности. Это болезненные изменения характера. Такой патологией страдают около 10% от общей численности населения.

Тяжелых психопатологий не так много. На самом деле шизофренией больны где-то 1% от общей численности населения. Интересно, что это величина, которая мало зависит от страны, культуры или психиатрической школы. Видимо, это какая-то генетически заданная вещь.

Шизофрения – врожденное заболевание. Представляет собой нарастающее снижение эмоций и деградацию мышления (страдает не память, а именно способность понять и осмыслить ситуацию). Эту болезнь нельзя вылечить, но можно значительно облегчить ее проявления. Симптомы: притупленная эмоциональная реакция, неряшливость, нежелание умываться, расчесываться, менять одежду. У больного появляются парадоксальные поступки и странные эмоциональные реакции. К примеру, человеку может быть все равно, что у его мамы инсульт, но он будет искренне горевать, узнав, что какой-то вид бабочек вымирает. У шизофреника появляются иррациональные убеждения (он может быть уверен, что соседи установили какую-то аппаратуру в квартире и по электрическим проводам посылают сигнал, вызывающий у него дрожь в теле).

– Зависят ли психические заболевания от пола?

– Женщины чаще страдают депрессией. Дело в том, что дамский организм подвержен циклическим колебаниям гормонов. Плюс к тому женские половые гормоны напрямую вмешиваются в обмен химических веществ, которые связаны с депрессивными реакциями. Естественно, когда уровень «депрессивных» гормонов с завидной регулярностью колеблется, готовность организма выдать депрессию в ответ на стресс, а то и вообще без всякой внешней причины сильно повышается.

Депрессия – болезнь, наиболее распространенная среди людей молодого и среднего возраста. В 50% случаев проходит сама. Вмешательство психиатра требуется только в самых тяжелых ситуациях. Симптомы: ангедония (потеря способности получать удовольствие), чувство тоски, которое присутствует большую часть времени. Страдающий депрессией человек ощущает, что ему стало сложнее думать, у него нарастает тревога и падает самооценка.

Мужчины значительно чаще болеют химическими зависимостями, такими как алкоголизм и наркомания. Кроме того, у них чаще отмечаются некоторые типы болезненно измененного характера. К таким изменениям характера относятся диссоциальный тип личности, предполагающий холодное злобное игнорирование социальных норм. Такой больной – классический криминальный негодяй. Вторая «мужская» патология характера – эмоционально неустойчивое расстройство со склонностью к бурной агрессии, дракам, конфликтам. Это связано с гендерными стереотипами поведения.

Когда женщина опишет свое состояние как желание заплакать, мужчина скажет, что испытывает потребность напиться или настучать кому-нибудь по чему-нибудь. А скорее всего, это будет комплексное желание: сначала напиться, а потом настучать.
Денис Шаповалов

заместитель главного врача Воронежского областного клинического психоневрологического диспансера

– Чем чаще всего болеют дети?

– У детей своя систематика психических болезней. Там другие названия и термины. При этом определенное детское заболевание не всегда перерастает в какой-то определенный недуг у взрослого.

У детей чаще всего встречаются три вида заболеваний. Первое – гипердинамическое расстройство. Это неуправляемый, непослушный ребенок, который плохо успевает в школе, но не потому, что у него проблемы с интеллектом, а потому, что у него проблемы с удержанием внимания. Вторая важная и актуальная проблема – расстройства аутистического спектра (аутизм и сходные с ним состояния). Третья распространенная категория «детских болезней» – системные неврозы. К ним относятся связанные со стрессом нарушения каких-то функций организма, к примеру энурез или заикание.

P9110631.JPG

– По вашим наблюдениям, распространенность и проявления определенных расстройств как-то изменились за последние годы?

– Распространенность некоторых психических заболеваний, конечно, меняется. Но не всех. К примеру, процент страдающих шизофренией во все времена и во всех странах одинаков. Похоже, это величина постоянная и единая для всего человечества. А вот количество случаев старческой деменции год от года растет. Просто потому, что люди все чаще доживают до деменции.

Число людей, страдающих невротическими расстройствами, к которым относится и часть депрессий, связанная со стрессом, увеличивается в связи с социальным неблагополучием вроде наших экономических кризисов или какой-то общей неблагоприятной обстановки в мире. К примеру, начало войны в Сирии и украинского конфликта повлекли определенный рост обращений.

В СССР религии не было, и люди с бредом воздействия считали, что на них тайно влияют либо инопланетяне, либо сотрудники КГБ. Как только религия заняла значительное место в общественном сознании, люди стали бредить и богами, и ангелами, и нечистой силой.
Денис Шаповалов

заместитель главного врача Воронежского областного клинического психоневрологического диспансера

Любопытно, что со временем изменяются проявления многих заболеваний. Для примера возьмем такой симптом, как бред. Его структура и логика построения всегда одинаковы, так как определяются законами нашей психики. А вот способ оформить эту болезненную логику в конкретное высказывание определяется местом и временем.

После того как в 1990-х в стране появились различные экзотические религии, люди стали бредить всяческими диковинными астральными сущностями. К примеру, у нас на принудительном лечении был пациент, с которым общался индуистский демон. Я, как человек, никогда не углублявшийся в индуизм, даже имя этого демона не выговорю никогда в жизни, а пациент с ним свободно поддерживал коммуникацию.

Еще, к примеру, у нас в стационаре вы сейчас не увидите ни одного Наполеона. Потому что это не модно. Сейчас в тренде быть внуком Медведева, полицейским, сотрудником спецслужб. Лет 15-20 назад у нас лежали сплошь бизнесмены, бандиты и родня Ельцина. Совсем недавно модно было считать себя правозащитником, но сейчас это отходит, фокус больных смещается на силовые структуры. Неизменно модными остаются высокие армейские звания типа генерала. Это вечная классика.

P9110649.JPG

– Существуют ли весеннее и осеннее обострения? Если да, то в чем их причина?

– Однозначно да. Это хорошо видно по статистике обращений и госпитализаций. Дело в том, что наш мозг чувствителен к уровню кислорода. Резкие колебания атмосферного давления дают нам значительную разницу в притоке крови к мозгу, особенно если сосуды не идеальны. Изменения в питании нервных клеток дают на выходе обострение расстройства. Важно помнить, что болезнь существовала и до этого, просто обострение с большей степенью вероятности начнется в период нестабильной погоды и колебаний атмосферного давления.

– Если замечаешь у себя или у своего близкого какие-то проблемы с психикой, нужно ли сразу идти к психиатру?

– К психиатру нужно идти тогда, когда проблема тяжелая, а цена промедления слишком высока. К примеру, когда у человека острый психоз и он реально лезет в окно или проявляет агрессию по отношению к окружающим. Еще пример – возрастное слабоумие, когда человек может просто подарить квартиру мошенникам и остаться на улице.

Если это какая-то проблема, которая мешает, но не очень сильно, то стоит обратиться к врачу, который называется психотерапевтом. Лечение у него не будет иметь для вас юридических последствий.

Если вы сами не в состоянии понять, насколько тяжелая проблема у вас или вашего близкого, обратитесь к психологу. Сразу предупреждаю, что этот специалист не врач: его задача – работать со здоровой психикой. Однако он сможет определить, насколько сильно какие-то особенности человека выходят за границы нормы и требуется ли в данном случае консультация психиатра. 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: